4 марта в Тюмени состоялась конференция "Социальная ответственность бизнеса: сознательный выбор или...", организованная тюменским отделением ОО "ОПОРА России", Благотворительным фондом развития города Тюмени (БФРГТ) и Торгово-промышленной палатой Тюменской области. В конференции участвовали тюменские коммерсанты, представители банков, юридических фирм, а также общественных организаций и объединений предпринимателей. Функцию модератором взяла на себя Анна Морозова (Агентство по связям с общественностью "Prимер").

Уже вначале конференции стало понятно, что недавно появившийся в нашем обиходе термин "социальная ответственность бизнеса" требует объяснения, обсуждения всеми участниками, поскольку пониматься он может по-разному. Так, СМИ нередко называют социальной ответственностью благотворительную деятельность предпринимателя. Однако, в бизнес-среде под ответственностью понимают целый ряд отношений, зачастую, не включающих прямую благотворительность. Корпоративная этика, ответственность за своих работников, подготовка кадров, выполнение экологических норм, связанных с производством - все это составные части понятия.

Готовы ли тюменские предприятия уже сегодня принять на себя все эти обязательства? Судя по выступлениям Олега Симонова (Топливный союз Тюменской области), Эдуарда Абдуллина (Тюменская областная торгово-промышленная палата), Екатерины Семеновой (Торгово-промышленная палата России), бизнесменам лучше уже сейчас осознать необходимость социальных программ. "Существует серьезная пропасть между бизнесом и рынком наемного труда, это чревато конфликтами, которые лучше предугадать, предупредить. Нужно сглаживать противоречия, улучшать имидж бизнеса", - считает Олег Симонов.

Важную проблему выделила Вера Барова (БФРГТ): "Наше государство рано или поздно найдет способы заставлять предпринимателя быть социально ответственным, но лучше сейчас самостоятельно осознать эту необходимость, чем потом стать заложниками новых инициатив государства".

Образцом "упреждающей" социальной ответственности в ближайшее время должен стать первый в своем роде документ - соглашение о партнерстве Тюменского топливного союза и муниципалитетом.

Союз гарантирует качественное предоставление товаров и услуг, строгое соблюдение экологических правил ведения бизнеса, берет на себя функции самоконтроля. Город в ответ обязуется упорядочить и рационализовать многочисленные проверки, выносить на общественную экспертизу принимаемые нормативные акты, облегчить некоторые бюрократические процедуры и попытаться хотя бы частично осуществить "принцип одного окна".

Исторический документ планируется заключить к апрелю. Удачное осуществление станет одним из шагов топливного союза к саморегулирующей организации. Эксперты считают, что в скором времени государство будет делегировать часть своих полномочий именно таким организациям, и одним из главных признаков саморегулирующей организации является та самая "социальная ответственность".