Редкая профессия имеет своего основателя и точное время рождения. Профессию «главный строитель кораблей» российский царь Петр Первый основал в 17 веке, когда Россия начала строить верфи и самостоятельно создавать корабли.

Главный строитель  кораблей Александр Фомин
Главный строитель кораблей Александр Фомин
Светлана Иванова © ИА REGNUM

Знакомьтесь: главный человек в доке, где ремонтируются морские суда — главный строитель кораблей севастопольского предприятия ООО «Сориус Судоверфь»Александр Фомин. Специалистов такого класса в Севастополе можно «пересчитать по пальцам», их не больше 10 человек. Некогда градообразующая отрасль судостроения и судоремонта сейчас переживает не лучшие времена, и такие высококлассные профессионалы, как герой репортажа, ценятся на вес золота.

Подводную часть корабля можно отремонтировать только в доке
Подводную часть корабля можно отремонтировать только в доке
Светлана Иванова © ИА REGNUM

Морские суда вынуждены вставать на ремонт и техническое обслуживание — как и легковые или грузовые автомобили. Но на этом схожесть с сухопутным транспортом заканчивается. Техническое состояние судов регламентируется жесткими требованиями к безопасности мореплавания и работоспособности, и подтверждается заключением надзорного Морского регистра.

Рыболовецкий сейнер в ремонтном доке
Рыболовецкий сейнер в ремонтном доке
Светлана Иванова © ИА REGNUM

«Когда мы наблюдаем за судном, идущим по бухте, мы видим, как оно красиво. Но если забраться внутрь корпуса, там открывается много интересного, о чем обычные люди не знают. Множество механизмов, которые приводят судно в движение, средств обеспечивают жизнедеятельность экипажа, автоматику и электрооборудование», — рассказывает Фомин.

То, что скрыто под водой, то есть подводную часть корабля, можно отремонтировать только в доке. В данном случае площадка «Сориус-Судоверфи» — это 100-метровый плавучий док, в который поднимают судно для ремонта.

Так выглядит судно после подъема в док
Так выглядит судно после подъема в док
Светлана Иванова © ИА REGNUM

И на этом этапе включается главный строитель кораблей, который становится действительно самым важным человеком на производственной площадке: он участвует в переговорах с заказчиком об объемах судоремонта и организует все работы.

Замена наружной обшивки корпуса корабля
Замена наружной обшивки корпуса корабля
Светлана Иванова © ИА REGNUM

«Я распределяю виды ремонта и координирую работы так, чтобы этапы операции шли последовательно, без сбоя графика и не пересекались, а рабочие не мешали друг другу. Еще одно строгое условие — обязательства предприятия по срокам ремонта», — продолжает рассказ Александр Иванович.

«Бывает, судовладельцы рыболовных судов умоляют: сделайте скорее — хамса пошла», — иронизирует судостроитель.

Потоком воды под высоким давлением корпус корабля очищают от ракушки и старой краски
Потоком воды под высоким давлением корпус корабля очищают от ракушки и старой краски
Светлана Иванова © ИА REGNUM

О своей роли он говорит крайне скупо и из скромности приземляет значимость работы, сравнивая себя с «прорабом». Вообще, как и все люди, поглощенные делом, он очень немногословен и не щедр на подробности.

Отремонтированный винто-рулевой комплекс судна
Отремонтированный винто-рулевой комплекс судна
Светлана Иванова © ИА REGNUM

Александр Фомин начал свой трудовой путь в 1976 году, когда после службы в армии приехал к своему дяде в Севастополь из городка Антрацит под Донецком. Здесь устроился на судоремонтный завод «Персей» и одновременно учился заочно в Севастопольском приборостроительном институте (ныне Севастопольский госуниверситет).

С тех пор уже 40 лет он ремонтирует корабли — а их были десятки сотен: и военные на воздушной подушке типа «Зубр», и морские паромы, и парусники, и небольшие рыбодобывающие суда.

Александр Фомин уже 40 лет он ремонтирует корабли. Сейчас в доке стоят три рыболовецких судна
Александр Фомин уже 40 лет он ремонтирует корабли. Сейчас в доке стоят три рыболовецких судна
Светлана Иванова © ИА REGNUM

В этой профессии нужно обладать уникальным набором знаний — досконально знать технологию любой операции, оперативно найти технические варианты решений в сложных случаях. А таких ситуаций достаточно — морские суда далеко «не молоды».

Сияющий рулевой винт после ремонта
Сияющий рулевой винт после ремонта
Светлана Иванова © ИА REGNUM

«Нередко случается, что при ремонте механизма выясняется, что требуется более сложный ремонт и нужно задействовать сторонних специалистов». Здесь незаменим многолетний опыт Александра Ивановича и добрые рабочие отношения с коллегами других севастопольских заводов.

Контроль качества на каждом этапе
Контроль качества на каждом этапе
Светлана Иванова © ИА REGNUM

Еще одна проблема, которая тревожит специалиста, — нехватка в отрасли инженерных кадров и рабочих-судоремонтников. Молодежь не стремится на такие предприятия: работа сложная, режимный завод, тогда как молодых специалистов привлекают более легкие заработки.

 Производственные моменты
Производственные моменты
Светлана Иванова © ИА REGNUM

«Чтобы стать хорошим строителем кораблей, нужно как минимум пять лет, чтобы вжиться в эту структуру, — тогда ты обрастаешь связями, знаешь город и другие подобные предприятия, — говорит о своей профессии Александр Иванович. — Важны не только профессиональные знания, например, по корпусу, но и организация работ, знание структуры предприятия. Надо знать людей, их профессиональные возможности, как найти выход в сложной технической ситуации, организовать процесс работы».

Скоро в море!
Скоро в море!
Светлана Иванова © ИА REGNUM