С 12 по 14 февраля в Туле и области состоялось формирование участковых избирательных комиссий, которые подсчитают голоса избирателей на предстоящих 14 марта президентских выборах. В соответствии с действующим законодательством не менее половины (50%) состава каждой комиссии должно быть назначено по предложениям политических партий. Как сообщает РОО "Правозащитная информация", может быть назначено и более 50 %. Приоритет имеют партии и избирательные блоки, прошедшие в Государственную Думу, т.е. "КПРФ", "ЛДПР", "Единая Россия" и "Родина". В состав любой комиссии может быть подано только одно предложение от каждой партии. Кроме того, в состав комиссий назначаются люди по предложениям так называемых собраний избирателей по месту работы, учёбы, жительства и т.д.

По мнению РОО "Правозащитная информация", никаких самостоятельных собраний избирателей по месту работы, учёбы и жительства в России никогда не проводилось, не проводится и в ближайшее время не предвидится: все подобные мероприятия - всегда инициатива соответствующих районных администраций. Соответственно члены комиссий, предложенные вышеуказанными собраниями, - люди, так или иначе, зависимые от районных администраций, например, учителя муниципальных школ.

Что касается политических партий, представленных в Тульской области, - абсолютное большинство из них, как прошедшие, так и не прошедшие в Госдуму, уделяют мало внимания подготовке членов избирательных комиссий. Поэтому предлагают в их состав только часть непосредственно своих партийных кандидатов, остальные - это люди, рекомендованные партиям всё теми же районными администрациями. Причин для этого несколько, считает организация "Правозащитная информация". Во-первых, все региональные представительства партий, так или иначе, отчитываются о проделанной работе перед руководством в Москве, на бумаге же не видно, чей человек предложен в комиссию. Во-вторых, партии, не прошедшие в Госдуму, зачастую просто вынуждены идти на поводу местных администраций, поскольку территориальные комиссии подчас открыто заявляют: либо предложите тех, кого мы вам дадим, либо не назначим никого. В результате подобного "сотрудничества" в составе подавляющего большинства участковых комиссий оказываются якобы представители разных партий, а на самом деле - работники одной и той же организации (подконтрольной администрации), на базе которой сформирована данная комиссия. РОО "Правозащитная информация" полагает, что о партиях, которыми они предложены, подавляющее большинство таких членов комиссии ничего не слышали.

В Туле выбиваются из этой схемы только три партии - "Единая Россия", "Яблоко" и "КПРФ". С "КПРФ" всё ясно: с учётом местных особенностей - это практически партия власти. "Единая Россия" на местном уровне пока ещё не совсем партия власти, однако, сопротивления местных властей по понятным причинам не встречает. Совершенно иная ситуация с тульским "Яблоком". Несмотря на все трудности, региональному отделению партии удавалось на протяжении нескольких предыдущих избирательных кампаний подготовить группу людей, способных работать в участковых комиссиях и знающих процесс изнутри. Это подтвердили прошедшие ранее думские выборы. Поэтому тульское "Яблоко" предложило в состав участковых комиссий по выборам Президента в основном тех людей, которые уже работали в этих комиссиях, и к которым не было никаких претензий. Более того, многих из них руководство комиссий само приглашало к дальнейшему сотрудничеству.

Итоги формирования участковых комиссий более чем показательны, считает РОО "Правозащитная информация": из всех кандидатур, предложенных "Яблоком", в Советском районе из 24 не назначен ни один, в Зареченском - 2 из 15, в Пролетарском районе - менее половины от предложенных 18 человек. В этих районах отказано только кандидатам от "Яблока", представители других партий, позволяющих районным администрациям использовать себя в качестве декорации демократии, в назначении отказано не было.

Следует также отметить, что по сравнению с формированием комиссий по выборам депутатов Госдумы 7 декабря, количество субъектов выдвижения в состав комиссий по Тульской области сократилось - приоритетные "Отечество" и "Единство" передали свои полномочия "Единой России". Список думских партий, в котором состоят также "ЛДПР" и "КПРФ", пополнился блоком "Родина", который, однако, на данных выборах кандидатуры в состав комиссий не выдвигал. Этот список лишился "Яблока" и "СПС", которые присоединились к "Российской партии Мира", "Российской партии пенсионеров" и "Народной партии". Как на прошедших, так и на предстоящих выборах в формировании комиссий участвовал ряд других партий, однако суммарное количество подаваемых ими кандидатур находится в пределах нескольких десятков по области. Плюс ко всему, выдвиженцы от "собрания избирателей". Таким образом, в каждой комиссии добавилось как минимум по одному новому члену - от "собрания избирателей". Совершенно не понятно, почему территориальные комиссии Советского, Зареченского и Пролетарского районов в этой ситуации отказались назначить людей, предложенных "Яблоком", в том числе тех, которые помимо опыта работы в комиссиях имеют юридическое образование. На самом деле, по мнению РОО "Правозащитная информация", всё очень просто: предложенные "Яблоком" люди имеют один существенный "недостаток" - они никак не подконтрольны районным администрациям.

В комиссиях, таким образом, остались лишь представители "Единой России", кое-где "ЛДПР", а также "КПРФ" и люди от "собрания избирателей", т.е. делегированные районными администрациями. Налицо не просто подмена многопартийности и самоуправления административным ресурсом, но и глубочайший кризис избирательной системы в России. С одной стороны население, особенно молодёжь, не слишком активно в избирательном процессе, и во многом потому, что сложился некий стереотип недоверия избирательным комиссиям. С другой - администрации всех уровней выстроили для себя весьма удобную систему организации проведения выборов, не допускающую возможности активного участия политических партий и населения в работе избирательных комиссий. Отчасти виноваты в этом и сами партии, не желающие всерьёз заниматься подготовкой членов избирательных комиссий. В итоге складывается печальная картина, когда администрации с дочерними избирательными комиссиями дрейфуют в одну сторону, а избиратели, т.е. общество - в другую. От выборов к выборам этот разрыв становится всё глубже, всё больше дискредитируя избирательную систему, заставляя её атрофироваться, превращаться в церемониальный и бесполезный придаток государственной власти, сообщает эта общественная организация.

В Туле наиболее демократичными оказались Центральный и Привокзальный районы, где назначены все (Центральный) или почти все (Привокзальный) кандидатуры, предложенные политическими партиями. Здесь, видимо, всё ёщё полагают, что считать голоса надо не так, как надо, а как проголосовали. Остальные районы города демократию на своей территории уже контролируют и целиком и полностью ею управляют, что немаловажно в свете предстоящих выборов областного и особенно городского масштаба. Что касается предстоящих президентских выборов, можно с уверенностью сказать, что большая часть города к правильному подсчёту голосов уже готова.