"Оптимальное решение - подчинить ФСР Генпрокуратуре": аналитик Правового управления МВД РФ о планах реформирования правоохранительной системы

Москва, 4 марта 2004, 18:34 — REGNUM  Как ранее сообщалось, в ближайшее время в России будет создана Федеральная Служба Расследований - аналог американского ФБР. Разговоры о реформировании правоохранительной системы страны идут с 1998 года. О создании российской Федеральной Службы расследований (ФСР) говорят, начиная с прошлого года. Сегодня, когда формирование нового правительства находится на самом начальном этапе, вопрос реформирования силовых министерств и ведомств вообще и модернизации правоохранительной системы в частности становится особенно актуальным.

Источник в аналитическом управлении МВД РФ рассказал корреспонденту ИА REGNUM о планах, прорабатываемых в стенах силовых министерств и ведомств по реформированию правоохранительной системы страны.

"Предполагается, что система силовых министерств и ведомств действительно будет реформироваться по аналогу американского ФБР, однако не до конца, - сообщил он. - Дело в том, что ФБР - это не следственный орган. В России на сегодняшний день как таковые следственные аппараты присутствуют и в МВД, и в ФСБ, и в прокуратуре, а уж органы дознания есть даже в МЧС. Подобная ситуация приводит к спорам о подследственности и подведомственности, несмотря на то, что, казалось бы, все достаточно четко написано в новом Уголовно- процессуальном кодексе РФ.

Необходимо четкое функциональное разделение силовиков. Сейчас, например, прокуратура выполняет надзорные функции, ФСБ обеспечивает национальную безопасность, милиция отвечает за общественную безопасность. Совершенно очевидно, что из всей системы силовых министерств и ведомств нужно выделить отдельную службу, которая занималась бы исключительно следствием. В ней надо создать не просто следственный аппарат, а именно аппарат с централизованным руководством для решения возникающих вопросов, как служебных, так и правоприменительных".

Собеседник корреспондента ИА REGNUM также отметил, что в США все предварительное расследование как стадия уголовного процесса находится в компетенции не ФБР, а на судебной власти, и совмещено с судебным следствием. "По сути, американская ФБР гораздо ближе к российскому ФСБ, нежели чем к любому из следственных аппаратов в министерствах и ведомствах нашей страны, - сказал он. - У нас все-таки иная правовая система, поэтому в настоящий момент существует проект выделить отдельный комитет, который занимался бы исключительно предварительным расследованием. И здесь возникает огромная проблема. В подобный комитет не могут входить Госкомнаркоконтроль РФ, Главное управление уголовного розыска, а также подразделения управлений по борьбе с оргпреступностью и экономическими преступлениями (ГУБОП и ГУБЭП). Не могут, поскольку эти структуры являются оперативными (что-то вроде института полицейских детективов в США), и для их включения в данный комитет надо менять Уголовно-процессуальный кодекс. Но Уголовно-процессуальный кодекс и так был очень тяжело принят и претерпел массу изменений: проще принять новый Закон, на что сейчас вряд ли пойдет власть, чем вносить в него такие кардинальные поправки".

В связи с этим самым реалистичным вариантом реформирования системы силовых министерств и ведомств представляется, по словам источника, создание двух комитетов, один из которых может включать в себя все оперативные аппараты МВД (то есть ГУБОП, ГУУР, ОБЭП и т.д.), вторым же может стать Федеральная Служба Расследований, куда войдут все следственные и, возможно, экспертно-криминалистические подразделения. Что касается милиции, то ей останется только служба участковых, патрульно-поставая служба и ГИБДД.

Собеседник агентства указал и другую проблему, требующую решения, - к какому ведомству отнести Федеральную Службу расследований. По его словам, сначала ФСР планировали отнести к Министерству юстиции, но отказались от этой мысли, так как на министерство уже возложена обязанность приводить в исполнение приговор суда: получится, что от них обвиняемый уходит в суд, там ему выносят приговор, и он к ним же и возвращается, но уже осужденным. Отнести Федеральную Службу Расследований к Прокуратуре тоже не самый удачный вариант, поскольку тогда прокуратуре придется надзирать за своими же следователями (что сейчас и так повсеместно происходит). Оставить новую службу МВД тоже нельзя, иначе как же Федеральная Служба Расследований будет расследовать дела, связанные, например, с национальной безопасностью, ведь это всегда была прерогатива ФСБ, которая на подобное вряд ли согласится.

"Оптимальное решение - сделать Федеральную Службу Расследований отдельной спецслужбой вроде ФСБ, но сделать подотчетной не Президенту, а, скажем, той же надзирающей за всеми Прокуратуре, - сказал источник. - Но, опять-таки, это потребует изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и огромной политической воли, поскольку изымание такого влиятельного рычага как следственный аппарат от МВД, ФСБ и Прокуратуры очень трудно. Это огромные подразделения по всей стране, где работают сотни людей, им отдана масса помещений, в каждом ведомстве есть ВУЗы, где готовят следователей, и вкладывают в их подготовку внушительные деньги. К тому же, при жестком разделении на оперативные, следственные, надзорные органы и органы охраны общественного порядка (участковые, ППС, ГИБДД) некоторым подразделениям, например, дознавателям, в этой структуре может не найтись места".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.