Забытый усадебный дом XVIII века (Смоленский бульвар, 19, стр. 2), застроенный от Садового кольца современным корпусом, реконструируют для резиденции Уполномоченного по правам человека в России. Работы идут вне реставрационного режима, на основании обычной градостроительной документации, силами обычных подрядчиков. С фасадами поступают просто — замазывают раскрытия реставраторов, позволившие датировать дом серединой XVIII века. Об этом 20 апреля корреспонденту ИА REGNUM сообщил координатор общественного движения «Архнадзор» москвовед Рустам Рахматуллин.

«Обнаружив, что на месте особняка, который находится на режимной территории, ведутся работы, мы стали выяснять, а, что собственно происходит. Зная, что дом лишен охранного статуса, мы опасались, что есть угроза капитальным стенам, но выяснилось, что речь идет, о замазывании натурных раскрытий проведенных ранее исследований. Как только нам стала ясна картина происходящего на режимной территории, мы сразу сообщили об этом», — сообщил градозащитник.

Заявление Общественного движения «Архнадзор»

Декор в стиле барокко: основания белокаменных наличников с лучковыми и треугольными фронтонами на кирпичном фоне, карнизы с тонкой профилировкой — просто замазывается штукатурным либо цементным раствором. А ведь жилых домов эпохи барокко в Москве весьма немного.

Усадьба известна с 1737 года, с конца XVIII века принадлежала фельдмаршалу графу Михаилу Федотовичу Каменскому — победителю турок при Козлуджи, участнику взятия Хотина, Бендер и Аккермана. В 1809 году фельдмаршал был убит крепостным за жестокость. Ему наследовал сын, генерал граф Николай Каменский, участник Швейцарского похода Суворова, Наполеоновских войн, победитель турок в войне 1810 года. Легенды о злонравии рода Каменских отразились в рассказе Лескова «Тупейный художник». В 1833 году усадьба приобретена генерал-губернатором города светлейшим князем Дмитрием Голицыным и подарена Московскому обществу сельского хозяйства для размещения Земледельческой школы. Дом перестроен в 1850-е годы преподавателем Школы архитектором М.О. Лопыревским.

Большой аристократический дом пустовал много лет, «Архнадзор» включил его в свою Красную книгу. Прохода к дому нет, увидеть его можно лишь через забор соседнего двора (Смоленский бульвар, 17).

Как же стала возможна «реконструкция» такого дома вместо реставрации?

В 2011 году приказом тогдашнего главы Мосгорнаследия Александра Кибовского дому было отказано в статусе памятника культуры и присвоен статус «исторически ценного градоформирующего объекта». Основание — заключение государственного эксперта Андрея Баталова.

Акты историко-культурной экспертизы публикуются, согласно изменениям в Законе, только с 2015 года, и мы не знаем, какие слова подобрал эксперт, отказывая в статусе дому такого класса. Знаем только, что еще в 2010 году по этому адресу был объявлен конкурс на проект «реконструкции» для Уполномоченного по правам человека в РФ. Согласно тексту технического задания, «здание полностью утратило внешний и внутренний декор». Как мы знаем, это ложь.

Понятно, что «проявление» истории на фасадах никак не помешало бы практическому использованию здания. Консервация натурных раскрытий стоила бы копейки, зато вернула бы дому статусный облик. Не говоря уже о полноценной реставрации.

Печально и удивительно, что уродование памятника архитектуры оказалось связано с уважаемым институтом Уполномоченного по правам человека в России. Ведь защита гарантированных Конституцией прав граждан включает и право на сохранность культурного наследия.

Остановка фасадных работ и корректировка проекта стали бы явным свидетельством усилий Уполномоченного по правам человека по реализации наших конституционных прав.

В заключение Рахматуллин объяснил, чем может быть интересен особняк уполномоченному по правам человека: «Некоторое время назад из-под последующих наслоений штукатурки, были раскрыты формы 18 века, что является обязательным элементом реставрационного исследования для памятников 17−18 веков и более раннего времени. Если они заштукатурены или зацементированы, то обнаружить их первоначальные формы можно таким образом. Вот при этих раскрытиях и обнаружились формы середины 18-столетия. Дом оказался барочным, причем богатым, а декор был выполнен по большей части в белом камне, а не только в кирпиче, то есть это белокаменные барочные детали на кирпичном фоне. И мы надеялись, что самому институту или персоне уполномоченного будет интересно не просто сохранить эти раскрытия, а экспонируя их, тем самым сделать фасад своего здания наиболее представительным», — подчеркнул московед.

Как сообщало ИА REGNUM, ранее жертвой подобной «реставрации» чуть не стала станция метро Аэропорт, которая является уникальным сооружением подземной урбанистики, шедевром ар-деко мирового уровня. Так же, как «Маяковская» Горьковско-Замоскворецкой линии, эта станция посвящена освоению воздушного пространства, одного из дерзких завоеваний ХХ века. Ей присущи воздушность пространства, удивительная легкость и изящество, которые прослеживаются на всех уровнях — в перронном зале, в наземных вестибюлях и аванзалах, а также в проработке деталей. Особенностью станции является нераздельное архитектурное и композиционное единство входных вестибюлей и главного перронного зала, а также изобилие сортов природного камня, использованного для украшения станции.

В Архнадзоре тогда заявили, что «реализация разработанного ООО «Бюро А495» проекта реставрации вестибюлей станции приведет к уничтожению их подлинного декора. Семь сортов природного камня из месторождений, разбросанных по всей территории бывшего СССР, планируется заменить на «аналогичные по текстуре и цвету». Среди них — розоватый прохоро-баландинский мрамор и богатый окаменелостями мраморовидный известняк «Биюк-Янкой». По крайней мере частичному уничтожению подвергнутся и редчайшие по степени своей сохранности деревянные кассы с латунными перегородками: проектом предусматриваются замена латунных деталей и «воссоздание» деревянных».

Подробности читайте здесь: Станцию метро «Аэропорт» могут превратить в «новодел»