Больше всего жалоб жителей Ленинградской области в 2016 году поступало на федеральные структуры и органы местного самоуправления; на органы власти региона население жалуется меньше всего. Об этом сегодня, 22 марта, на заседании Законодательного собрания Ленобласти сообщил уполномоченный по правам человека в регионе Сергей Шабанов, передает корреспондент ИА REGNUM.

В 2016 году в аппарат уполномоченного по правам человека в Ленобласти поступило свыше 5 тысяч индивидуальных, коллективных и анонимных жалоб и предложений. Более 3 тысяч просьб поступило о помощи и защите. Свои подписи под этими обращениями поставило около 3,5 тыс человек. Для сравнения: в 2013 году поступило всего 400 жалоб, а в 2016 году — 3 тысячи.

По словам Шабанова, регион находится в лидерах по количеству обращений от граждан. Однако, как считает омбудсмен, это связано не с уровнем соблюдения прав человека на территории, а с интенсивностью работы аппарата уполномоченного.

«Ожидаемо, по абсолютному количеству обращений лидируют Всеволожский, Выборгский и Гатчинский районы. Это объяснимо: близость к мегаполису и традиционно — более активная гражданская позиция проживающих здесь граждан. А вот если составить рейтинг районов по количеству жалоб, приходящихся на душу населения, то картина будет прямо противоположна: эти районы окажутся в конце списка, а возглавят его — Подпорожский, Лодейнопольский, Ломоносовский районы», — рассказал Сергей Шабанов.

Омбудсмен добавил, что наиболее острые темы, поднимаемые гражданами в обращениях, порой требовали внимания губернатора Ленобласти Александра Дрозденко. Так, уполномоченному пришлось 13 раз направлять главе региона развернутую информацию о делах, требующих его вмешательства, и свои предложения.

Взаимодействие с федеральными структурами происходит, по словам омбудсмена, в разных формах. «Или внедряемся «вовнутрь» (это коллегии, рабочие группы, комиссии), или критикуем в СМИ, по-человечески убеждаем, требуем с помощью заключения или запросов, дипломатично просим, где-то стараемся сразить логикой и смыслом законности, где-то буквально молим о справедливости. Используем всё в комплексе — до победного», — сказал омбудсмен.

Менее всего, по словам Шабанова, граждане склонны винить в своих бедах органы власти региона — таких заявителей всего 6% от общего числа. 31% жалоб поступил в прошлом году на работу органов местного самоуправления, их количество подросло на 2%. Около 32% заявителей считают виновниками своих бед федеральные структуры, число недовольных их действиями (бездействием) увеличилось на 9%, достигнув 32%.

В их ряду первое место занимает полиция. Так, на 43% возросло количество обращений, связанных с нарушением прав человека в результате действий (бездействия) полиции. «Реформа, связанная с заменой наименования, не изменила главного — отношения к людям. Нам жаловались на нарушения при задержании, в ходе следствия и дознания, бездействие в восстановлении общественного порядка, неудовлетворительные условия в изоляторах временного содержания», — отметил Сергей Шабанов.

Омбудсмен процитировал жалобы граждан: полицейские «не церемонятся», «показывают себя цинично — безнаказанными», «грубы», «били по голове бутылкой с водой», «крутили руки, наносили побои до тех пор, пока не потерял сознание», «заводили в камеру, сажали на корточки и пристегивали наручниками к кровати…».

Шабанов отметил, что в подобных ситуациях доказать виновность и найти истину очень сложно.

Более 500 человек, сообщил Сергей Шабанов, откликнулось на опрос о качестве работы полиции, размещенный на сайте уполномоченного. Граждане жалуются, что полиция неохотно идет на контакт, многократно отказывает в возбуждении уголовных дел, отказы затем отменяются прокуратурой, люди месяцами не получают ответы на обращения.

«Да что там говорить о гражданах — уполномоченный полтора года не мог добиться ответа на свои обращения из полиции Всеволожского района. Только после публичного обращения к начальнику ГУ МВД Сергею Павловичу Умнову в этом зале 20 февраля на совещании прокуратуры, мы получили уже на следующий день ответы на все пять обращений», — рассказал омбудсмен.

Также Сергей Шабанов напомнил о неудовлетворительной ситуации с укомплектованием участковыми в районах Ленобласти. «За последний год некомплект увеличился на 17 человек и составляет уже число 55. И одним из главных препятствий для комплектования штата участковых является, на наш взгляд, излишнее квалификационное требование об обязательности высшего юридического образования. Найти кандидатов, отвечающих этому требованию и желающих работать «анискиными», в наше время сложно», — считает омбудсмен.

Обращения граждан в сфере реализации миграционного законодательства, по словам Шабанова, в основном, были связаны с содействием в оформлении миграционных документов, обретением Российского гражданства, получением паспорта и установлением личности.

«Более чем половина всех обращений (56%) содержит вопросы и жалобы в социальной сфере — и среди них на первом месте, а это каждая пятая жалоба, связана с правом на жилище», — сообщил Шабанов.

В свою очередь, количество жалоб, связанных с вопросами жилищно-коммунального хозяйства, снизилось на 4%. Больше всего жителей региона волновала завышенная стоимость и неудовлетворительное качество предоставляемых коммунальных услуг (36%), чуть меньше жалоб поступило на управляющие организации (31%).

«Констатирую, что уплата взносов на капитальный ремонт с каждым годом беспокоит людей всё меньше: в 2016-м — 3%, в 2015-м — 9%, в 2014-м — 23%», — сообщил Сергей Шабанов.

На второе место среди обращений в социальной сфере в 2016-м году (33%) вышли жалобы, касающиеся качества оказанной медицинской помощи, обеспечения лекарственными препаратами льготных категорий граждан и нехватки профильных специалистов.