Первый заместитель мэра города Архангельска по ЖКХ Петр Орлов прокомментировал корреспонденту ИА REGNUM свою отставку.

Он заявил, что решение об отставке он принял сам. "Не хочу быть ответственным за решения, принятые другими людьми", - сказал Орлов. По его словам, конфронтация существовали давно, но "последней каплей" стала статья в газете "Московский комсомолец в Архангельске", в которой П.Орлов называется "злым гением", который заставил горсовет принять высокие коммунальные тарифы. "Я человек наемный, мэр мог бы просто уволить меня. Но он предпочел заплатить за порочащую меня статью в газете. И почему-то нигде не упоминается, что я такое решение никак не мог принять в одиночку, это сделали и депутаты горсовета, и сам мэр, который своей подписью утвердил проект о новых тарифах", - сообщил корреспонденту Петр Орлов.

Также, по его мнению, большой ошибкой со стороны мэра было решение об отставке начальника пресс-службы Ирина Горькой: "Вместо того чтобы тратить деньги налогоплательщиков на собственный пиар, можно быть более открытым для прессы, и тогда СМИ сами будут охотнее идти на контакт. Так считала и Ирина Горькая, а мэр счел, что оплачивать материалы в СМИ - надежнее".

Приводим полностью материал, напечатанный в газете "МК в Архангельске" от 25 февраля 2004 года.

"Враги народа.

Дорогие мальчики и девочки, мечтающие о кресле мэра! Мы расскажем вам, как надо строить свою избирательную кампанию, чтобы заветное желание исполнилось.

Выбор сроков. Начинай агитацию намного раньше соперников. Нынешний мэр бултыхается в насущных проблемах, ему пока не до выборов. Ленивые и нерешительные претенденты спят еще мирным сном. Год до объявленного срока выборов - самое время для инициативного и целеустремленного человека, чтобы начать формировать общественное мнение в свою пользу. Выборы мэра будут в декабре, поэтому начинать надо прямо сейчас.

Выбор тактики. Старт должен быть таким, чтобы никто не догадался, откуда ветер дует. А то соперники сразу возбудятся, взволнуются, начнут мешать спокойной и уверенной победе. "Врагов народа", то есть "врагов" избирателей, обозначить надо сразу: пусть избиратель знает, на кого направлен его гнев. А сам ты до поры до времени оставайся в тени, поддакивая "народному гневу" и удивляясь "бесстыдству" потенциальных соперников.

Выбор врага. Победить можно только в борьбе. А борьба немыслима без соперников. Врага обязательно надо найти, изобрести или придумать. Причем враг, пока не сформирован список кандидатов, не должен быть лицом конкретным. Надо бомбить по группам, чтобы портить репутацию всем подряд. Покажи, что "все нынешние депутаты - враги народа". Затем дай понять, что "все чиновники - бюрократы, воры и волокитчики", а "предприниматели -сплошь эксплуататоры и спекулянты". Народ поверит: таковы устоявшиеся стереотипы. Пусть этот бред имеет малое отношение к действительности, но наш народ верит во вредителей.

Выбор героя. А еще народ любит героев. Избиратели всегда голосуют за героев. Поэтому, если хочешь избраться, героем назначай себя и - начинай потихоньку "мочить гадов".

Пример. В качестве примера, как это делается, возьмем конкретную статью из одной уважаемой областной газеты. У статьи очень правильное название: "За туманом цифр". Написана статья журналистом, который подписался как Леонид Санников. В учебниках по политическому "пиару" подобные статьи относят к классике жанра в разделе "заказные материалы". Статья опубликована 20 февраля 2004 года на 4-й странице.

Итак, в чем особенности данной статьи? Во-первых, выбрана самая на сегодня животрепещущая тема, которая бьет по карману каждого горожанина: "тарифы". Обозначены враги: "горсовет" и "мэрия" (а точнее, мэр: ведь "рыба гниет с головы"). Удачно найден образ; "дань, которой татаро-монголы облагали взятые ими русские города". Заложен в статью и побудительный мотив; реакция горожан "нечеткая", "молчат правозащитники, представители левых и правых партий", "не реагирует" прокуратура, "нечеткую позицию занимает местная печать".

Автор как бы подталкивает читателей к действию, будит вялый электорат от зимней спячки. Но самое главное, назван герой, человек, который не боится открыто высказать корреспонденту свое взволнованное состояние: "Размеры тарифов, утвержденные горсоветом 25 декабря, стали неожиданными даже для П.Орлова, отвечающего в мэрии за ЖКХ. По его словам, он оказался "почти в шоке", узнав о сумме за коммунальные услуги лишь из полученного квитка..." Кроме Петра Орлова, в статье не упоминается ни один другой человек. С одной стороны, значит, есть "П.Орлов", который открыто высказывает свое мнение, а с другой - только "молчащее стадо", бредущее "в места приема коммунальных платежей", без боя сдавшееся новым "монголо-татарам".

Классная статья! Все по науке.

Вот только героя автор выбрал неудачно. Петру Петровичу Орлову, "отвечающему в мэрии за ЖКХ", впору в суд на газету подавать. Ведь его то ли оболгали, то ли выставили, простите, полным идиотом. Ведь именно Петр Петрович Орлов, будучи первым заместителем мэра города Архангельска, готовил утвержденный горсоветом проект по новым тарифам и вносил его на ту самую злополучную сессию. Об этом свидетельствует обязательный при принятии любого решения "Лист согласования", который хранится в архиве горсовета.

В этом официальном документе черным по белому написано: автор проекта - "Управление ЖКХ и энергетики"; кем вносится проект - "Орлов П.П., первый зам. мэра города по городскому хозяйству". Правда, докладчиком по этому неблагодарному вопросу Петр Петрович назначил господина Чурносова - он-то и "засветился" на всех экранах в роли алчного хана налетевшего на наши карманы "монголо-татарского ига".

К листу согласования приложен проект решения, которое в обсуждаемой статье было названо "циничным": фактически лишающим "часть малоимущих субсидий по коммунальным платежам" и позволяющим "скрыть от горожан процент оплаты ими коммунальных услуг". На этом "циничном" проекте стоит одна-единственная подпись: "П.П. Орлов, первый заместитель мэра города".

Что же получается? Сначала П. Орлов рассказывает журналисту про свой "шок" от стоимости коммунальных услуг, а потом хладнокровно готовит "циничное" решение, чтобы "туманить горожан гигакалориями, суммами с квадратного метра и так далее". Чью же тогда правду публикует уважаемая областная газета?

Если Петр Петрович Орлов действительно заявил корреспонденту, что узнал о шокирующих тарифах только из полученного им квитка, то, простите, что это за руководитель, "отвечающий в мэрии за ЖКХ" и не ведающий, что творится в подведомственном ему омуте?

Если Петр Петрович все отлично знал и сам готовил проект, зачем ему нужно было кокетничать с журналистом? Или память у него такая, "девичья", что не помнит Петр Орлов, какие бумаги подписывал вчера?

Спросите-ка при встрече Петра Петровича: он реально ничего не знал про новые тарифы, которые сам и готовил, или решил всех собак повесить на мэра и депутатов? Мысль-то прозрачная. Решение принимал не он. Подумаешь, всего-то подготовил и тщательно проработал проект да принес его на согласование - такая мелочь! Зато несчастный Чурносов, депутаты и мэр Нилов в полном дерьме. На них-то и будут показывать пальчиком на декабрьских выборах: мол, вот оно - нынешнее "монголо- татарское иго", "сборщики дани", "грабители простого русского народа".

А Петр Петрович - он вроде как нынешний Дмитрий Донской. Сегодня наш герой с возмущением воспринимает "поборы, учиненные горсоветом", но скоро возьмет в свои длани копье и соберет войско, чтобы победить - на выборах.

Но прежде Петру Петровичу надо разобраться с областной газетой. Если она взялась за его "пиар", то уж как-то неумело начала кампанию. Если же редакция проявила неуместное служебное рвение, чтобы выслужиться перед чиновником, то такая инициатива наказуема.

Впрочем, с газетой пусть господин "первый зам" разбирается сам. Но вопрос к Петру Петровичу Орлову остается в силе: почему он, инициатор и главная пробивная сила введения новых тарифов на услуги ЖКХ, стесняется своего явного авторства? Ведь подпись под проектом о новых тарифах, которые горсовет под очень большим давлением принял, а мэр утвердил, стоит одна: "П.П. Орлов". И эту подпись топором не вырубишь".