Несмотря на то, что президент РФ Владимир Путин недвусмысленно заявил о том, что недопустимо изымать недвижимость у тех, кто приобрел ее на законных основаниях, а государство, допустившее ошибки, само же и должно их исправить, его призыв чиновниками услышан не был, отметил заместитель секретаря Общественной палаты РФ Александр Музыкантский. Об этом он заявил в ходе круглого стола «Изъятие жилых помещений у добросовестных приобретателей по искам представителей государства. Практика Верховного суда РФ и Европейского Суда по правам человека (2011 — 2016 гг.)», сообщает 16 марта корреспондент ИА REGNUM.

«Президент сказал и теперь все, начиная с администрации президента (АП) и кончая региональными властями, должны постараться как можно лучше выполнить поручение президента. Но вот продолжилась практика и оказалось, что Верховный суд РФ (ВС), прокуратура, парламент, АП — те от кого зависит выполнение указаний президента, их блокируют», — подчеркнул Музыкантский.

В современной России у граждан появилась возможность свободно приобретать недвижимость, земельные участки, квартиры. Но вместе с возможностью решать свои жилищные проблемы граждане столкнулись — в первую очередь, это касается рынка вторичного жилья — с большим количеством мошеннических схем. При попустительстве, а, порой, и при прямом участии представителей органов власти, квартиры мошенническим путем выводятся из государственной собственности и продаются ничего не подозревающим добросовестным приобретателям. В целом по стране счет пострадавших граждан уже идет на тысячи, но наиболее остро эта проблема стоит в Москве, где количество пострадавших уже достигло нескольких сотен человек.

Суть проблемы сводится к тому, что гражданин, планируя приобрести квартиру, обращается в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), чтобы убедиться в том, что приобретаемая собственность зарегистрирована на продавца и на ней нет обременений. Далее, убедившись в юридической чистоте имущества, он покупает квартиру, оформляет необходимые документы и в итоге получает в Росреестре свидетельство о государственной регистрации права собственности. А спустя годы, вдруг узнает, что купленная квартира, оказывается, незаконно выбыла из государственной собственности.

(В случаях с другим имуществом может оказаться, что приобретенный дачный участок, оказался в технической зоне нефте — или газопровода. Либо, как в случаях с многоквартирными домами, когда в определенный момент муниципальные власти признают строительство незаконным и требуют постройку снести, подобные проблемы есть и у тех собственников, которые неожиданно попали в полосу расширения зоны охраны памятников, прим. ИА REGNUM ).

В определенный момент, выяснив, что у государства было незаконно изъято имущество, либо произошли другие изменения, наподобие вышеописанных, государственные служащие идут в суды с требованием вернуть утраченное государству. По понятным причинам страдают законопослушные граждане выполнившие, все действующие на момент сделки предписания. Характерно, что чиновники даже не пытаются разобраться в ситуации и, тем более, признавать вину органов власти. Эксперты объясняют подобные действия правовым нигилизмом представителей власти и несовершенством законодательства, вызванными тем, что в современной России так и не смог сформироваться институт собственности.

В результате — массовые жалобы в суды РФ пострадавших граждан, десятки из которых дошли до Европейского суда по правам человека. В 2015 году в ОП РФ был подготовлен специальный доклад, посвященный неправомерным, по мнению правозащитников, действиям органов власти, которые через суды добиваются возвращения государству приобретенной гражданами собственности. На состоявшемся в том же 2105 году пленарном заседании ОП президент Владимир Путин согласился с выводами экспертов и дал ряд поручений органам власти подготовить изменения в законодательство и правоприменительную практику.

Читайте также: В России меняется порядок получения компенсации за утрату права на жилье

Однако, как отметил уполномоченный по правам человека в Москве Александр Музыкантский, Общественная палата от участия в подготовке законодательных изменений была отстранена. «Эта ситуация длилась годами, и никто не видел в не проблемы, ни ВС РФ, ни правительство, ни администрации регионов. Наконец президент сказал, что проблема есть, и вот, как нужно ее решать. И все засуетились, но президент ведь сказал, что по представлению Общественной палаты, а ОП от всякого дальнейшего участия в этом деле была отстранена», — уточнил общественник.

Дальше органы законодательной и исполнительной власти принялись исполнять поручение президента, причем так, как это поняли в том или ином ведомстве. Так, ВС РФ в порядке реагирования выпустил обзор правоприменительной практики за 2015 год. Перед этим в 2014 году под давлением общественности ВС РФ уже выпускал подобный обзор после выхода второго обзора в 2015 году, который по ряду вопросов оказался прямо противоположным документу 2014 года. Не один из документов не отменен, благодаря чему сложилась практика, при которой в судах по изъятию имущества у добросовестных приобретателей органы власти в зависимости от своих интересов, пользуются тем обзором, который им в данной ситуации больше подходит.

Не доверяет Верховный суд и данным ЕГРП, видимо, запутавшись в своих же обзорах, в каждом из которых права и обязанности участников процесса понимаются противоположенным образом. ВС выступил с «соломоновым» решением, которым обязанность проверять чистоту недвижимости в конечном итоге возложил на граждан, тех самых добросовестным приобретателей. То есть люди должны, подменяя собой органы власти, проверять чистоту сделок помимо ЕГРП.

«То есть на покупателя возлагается еще и та обязанность, которая вроде бы была возложена на регистратора. Ведь проверять чистоту сделки должен регистратор. Но видите, как поступает Верховный суд, он требует от покупателя того, чего законодатель не требует даже от государственного регистратора», — пояснил Музыкантский, и добавил в заключение: «В итоге единственной действенной защитой для приобретателей жилья сегодня становится отказ от покупки недвижимости на вторичном рынке».

Александра Музыкантского поддержала руководитель проекта «Защити свое жилье!» Светлана Гладышева. Она выразила уверенность в том, что именно из-за нежелания властей отрегулировать законодательство и его правоприменительную практику покупка жилья на вторичном рынке, становится делом весьма небезопасным. Особенно остро эта проблема стоит в Москве, где, по официальной статистике, за период с 2013 по 2015 год было подано 156 исков на истребование жилья. Однако эти цифры, по ее словам, слишком занижены. Только в нескольких районах города за несколько последних лет было удовлетворено свыше 200 исков.

«При этом настоящее количество исков госорганов к добросовестным приобретателям об истребовании и выселении граждан установить практически невозможно из-за несовершенства судебной статистики. Проблему изъятия жилья нельзя также назвать чисто московской. Подобная статистика поступает и из других регионов РФ, правда, в значительно меньших объемах», — подчеркнула Гладышева.

Она также отметила, что нежелание властей найти приемлемые решения российских жилищных конфликтов приводят к тому, что российские граждане все чаще вынуждены обращаться в поисках защиты в Европейский суд по правам человека. Так, к началу 2017 года ЕСПЧ вынес уже 32 решения в пользу российских граждан, пострадавших от подобных приватизационных нарушений. Конечно же, позиция ЕСПЧ никак не учитывается в решениях российских судов. «Фактически за все время было исполнено два решения ЕСПЧ — в 2012 и 2015 годах», — заключила правозащитник.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, оказавшаяся в ситуации добросовестного приобретателя москвичка Елена Абрамова по решению Нагатинского суда Москвы оказалась на улице. Несмотря на наличие двух добросовестных приобретателей, жилье признали выморочным, и по иску департамента жилищной политики его передадут городу. Компенсации пострадавшей женщине не положено, зато выплатить до конца ипотечный кредит, который она брала на приобретение жилья, ее обяжут.

Подробности читайте здесь: Дышло законодательства: в Москве лишают жилья из-за ошибки департамента