Приднестровских лидеров по-прежнему не пускают в ЕС: Молдова за неделю

Кишинёв, 1 марта 2004, 23:00 — REGNUM  

В Брюсселе обозначилось будущее Молдовы. ОБСЕ подгоняет Россию. Молдавские военные останутся в Ираке. Оппозиция начала активные переговоры. США - за независимую и корректную прессу в Молдове. Приднестровских лидеров по-прежнему не пускают в страны ЕС. Молдова изменит визовый режим. Лужков пригласил кишиневского коллегу в гости. Молдова будет председательствовать в Совете глав правительств СНГ. Экономика для Молдовы - самая главная политика. Крайности судебной реформы.

В Брюсселе обозначилось будущее Молдовы

ЕС включается в процесс урегулирования приднестровского конфликта. Генеральный секретарь совета Европейского союза, верховный представитель по внешней политике и безопасности Хавьер Солана заявил о готовности ЕС способствовать политическому урегулированию приднестровского конфликта. На состоявшейся вечером 23 февраля встрече с премьер-министром Молдовы Василием Тарлевым Солана высказался за активизацию переговорного процесса, пишет газета "Время". Тарлев проинформировал Хавьера Солану о ситуации в приднестровском урегулировании. Он предложил создать миссию по мониторингу приднестровского участка границы без привлечения конфликтующих сторон.

В этот же день делегация Молдовы, в которую входили министр иностранных дел Андрей Стратан, министр реинтеграции Василий Шова, посол Молдовы в Брюсселе Михай Попов встретилась с комиссаром по расширению ЕС Гюнтером Верхогеном и европейским комиссаром по торговле Паскалем Лами. Тарлев подтвердил заинтересованность Молдовы в открытии в Кишиневе представительства Европейской комиссии и Бюро технического содействия и обмена информацией (TAIEX), заверив, что это будет способствовать активизации диалога с ЕС.

Второй раунд переговоров по совместному Плану действий Молдова-ЕС прошел 23 февраля в Брюсселе. В делегацию РМ во главе с министром иностранных дел Андреем Стратаном вошли практически все министры. Консультации проходили в четырех межминистерских комитетах - юстиции, экономики, образования, транспорта и связи. Со стороны ЕС в переговорах участвовали представитель Еврокомиссии Михаэль Лайх - руководитель рабочей группы ЕС по внедрению политики "Расширенная Европа - новые соседи", а также эксперты европейского правительства.

Как сообщает газета "Время", это предпоследний раунд переговоров по разработке Плана действий Молдова-ЕС. Последний раунд пройдет в Кишиневе 25 марта, когда будет принят окончательный вариант документа. После этого он будет вынесен для утверждения в качестве Плана действий для Республики Молдова на 2004-2006 гг.

Молдова внесла ряд предложений, касающихся Приднестровья, льготного визового режима для граждан Молдовы, подписания асимметричного торгового соглашения. В ходе переговоров Андрей Стратан особо отметил, что республика уделяет особое внимание развитию отношений с соседями будущей расширенной Европы, заявив, что это полностью вписывается в политику европейской интеграции РМ. Глава МИД убежден, что разработка плана действий станет хорошим подспорьем в реализации этого стратегического курса. Министр Стратан назвал его бесповоротным.

Стороны пришли к единому мнению о необходимости включения в план конкретных и реалистичных программ, в том числе касающихся взаимодействия с европейским сообществом в самых разных областях, расширения мандата Европейского банка инвестиций в РМ, приведения законодательства республики в соответствие с европейскими стандартами, совершенствования судебной системы, соблюдения прав человека. Было подчеркнуто, что разрабатываемый документ должен вдохновить республику на сотрудничество в рамках всех инициатив Пакта стабильности для Юго-Восточной Европы, а также ускорить разрешение приднестровского вопроса. Представители Еврокомиссии отметили, что реализация Плана действий предполагает ускорение политических, экономических и социальных реформ в Молдове, пишет "Время".

Как информирует МОЛДПРЕС, Молдова завершила переговоры с Европейским союзом по вопросу заключения Соглашения о двойном контроле металлургической продукции, который планируется подписать в ближайшее время. В документе оговорено, что вся металлургическая продукция, экспортируемая из Молдовы в страны ЕС, будет сопровождаться сертификатом качества, выданным Кишиневом и Брюсселем. Специалисты полагают, что документ будет способствовать прекращению контрабанды металлургической продукции из РМ, а также несанкционированному экспорту. Подобные соглашения ЕС уже заключил со многими странами Юго-Восточной Европы.

24 февраля в Брюсселе представители Евросоюза объявили о политическом решении относительно подписания Соглашения об асимметричной торговле с Республикой Молдова. Министр экономики РМ Мариан Лупу сообщил корреспонденту МОЛДПРЕС, что в скором времени будет уточнен механизм реализации соглашения и непосредственно текст документа.

Комиссар по расширению ЕС Гюнтер Верхоген заявил, что Европейский союз подпишет соглашение в случае предоставления Молдовой ряда гарантий. "Молдова должна представить нам эффективный механизм подтверждения происхождения товаров, экспортируемых в ЕС". "Несмотря на то, что большая часть молдавского экспорта - сельскохозяйственная продукция, не соответствующая европейским стандартам, мы убеждены, что заключение подобного соглашения будет способствовать экономическому развитию этой страны и позволить повысить качество молдавских товаров до евростандартов", цитирует Верхогена МОЛДПРЕС.

Выступая 26 февраля на пресс-конференции по итогам очередного раунда консультаций между Республикой Молдова и Европейским союзом, министр иностранных дел Андрей Стратан сказал, что План действий для Республики Молдова по интеграции в ЕС "является серьезным испытанием для Молдовы". "Документ содержит конкретные задачи, которая наша страна должна выполнить в течение двух лет. Это сложные задачи, но они выполнимы. Эти задачи ничем не отличаются от тех, которые стоят перед странами-кандидатами в ЕС", приводит слова министра ИНФОТАГ. Следующий раунд консультаций состоится 11 марта в Брюсселе, окончательное принятие Плана действий запланировано на конец мая, также в Брюсселе.

Отвечая на вопросы журналистов о возможных сроках вступления Молдовы в ЕС, Андрей Стратан сказал, что "об этом пока говорить преждевременно". "В Брюсселе с большим пониманием относятся к желанию Кишинева наладить политический диалог с ЕС на новом уровне. А в Кишиневе есть твердая воля добиться реализации поставленных задач по европейской интеграции. Это взаимный интерес позволяет нам быть оптимистами. В конечном итоге, многое будет зависеть от успеха в реализации Плана действий", - подчеркнул он. Министр также отметил, что после утверждения плана действий Кишинев разработает национальный план, который "будет направлен на мобилизацию усилий и распределение задач между министерствами и другими структурами государственной власти".

Он сообщил, что Молдова намерена подписать соглашения о сотрудничестве со странами-членами ЕС и кандидатами на вступление в эту структуру, а также активно перенимать опыт стран-кандидатов. Министр привел пример Словакии и Хорватии, отметив, что достижения этих стран за последнее время "вполне выполнимы и для Молдовы", передает ИНФОТАГ.

На вопросы журналистов об отношениях с Румынией, Украиной и Россией Андрей Стратан ответил, что "Молдова заинтересована в развитии двусторонних отношений с этими государствами, как и с другими партнерами". "Мы не находимся в состоянии политической войны с кем-либо. Наша цель - иметь хорошие двусторонние отношения, которые не должны идти в ущерб внешней политике в целом и стратегическому курсу на европейскую интеграцию", - подчеркнул министр.

Отвечая на вопросы журналистов о провозглашенной три года назад Партией коммунистов цели по вступлению в Союз России и Беларуси, Стратан сказал, что "в настоящее время этот вопрос не рассматривается и не предпринимается никаких усилий в этом направлении", отмечает агентство.

Андрей Стратан считает, что "активные усилия Молдовы по европейской интеграции открывают путь к приднестровскому урегулированию". "Обсуждается как участие Европейского союза в процессе поиска политического решения и в постконфликтный период, так и участие миротворческих сил ЕС в миротворческой операции на Днестре. Все эти аспекты являются предметом постоянных консультаций с ЕС, что позволит ускорить окончательное решение приднестровской проблемы", цитирует главу внешнеполитического ведомства ИНФОТАГ.

Как передало 27 февраля РИА "Новости", представитель дирекции Еврокомиссии по связям с прессой, отвечающий за внешнюю политику, Диего де Охъеда сообщил на брифинге, состоявшемся в тот же день, что Евросоюз выступает за "широкое партнерство" по мирному урегулированию разногласий между Кишиневом и Тирасполем в отношении будущей системы государственного устройства Молдовы, в том числе с учетом интересов России. По его словам, ситуация в Молдове будет одним из вопросов, который, как ожидается, обсудит в ходе предстоящего визита 2 марта в Вашингтон "тройка" Евросоюза в составе верховного представителя по единой внешней политике и политике безопасности Хавьера Соланы, еврокомиссара по внешней политике Криса Паттена и министра иностранных дел председательствующей в ЕС Ирландии Брайана Коуэна. Основными вопросами повестки дня переговоров, как сообщил де Охьеда, будет ситуация на Ближнем Востоке, в Боснии, Ираке, Иране и Афганистане.

ОБСЕ подгоняет Россию

Переговоры по приднестровскому урегулированию в пятистороннем формате планируется возобновить в конце марта. Как передает агентство ИНТЕРЛИК, об этом заявил 26 февраля на пресс-конференции в Кишиневе глава Миссии ОБСЕ в Молдове Уильям Хилл. Он отметил, что этой встрече будут предшествовать отдельные консультации представителей стран-гарантов и посредников от России, Украины и ОБСЕ с экспертами Кишинева и Тирасполя по содержанию предложений сторон для возможного включения их в итоговый политический документ по приднестровскому урегулированию. По словам Уильяма Хилла, эти консультации пройдут в течение ближайших двух-трех недель.

Глава Миссии ОБСЕ в РМ подчеркнул также, что в ходе встречи, проведенной на прошлой неделе в Белграде, посредники приняли решение потребовать от приднестровской стороны более подробного изложения в письменном виде своей позиции относительно предложений и рекомендации России, Украины и ОБСЕ по приднестровскому урегулированию. Они сочли документы, представленные Тирасполем, недостаточными для уточнения позиции Приднестровья по важным вопросам.

Власти Приднестровья препятствуют вывозу из региона эшелонов с российским вооружением и боеприпасами, заявил также Уильям Хилл. Он отметил, что блокирование приднестровской стороной процесса вывоза российского вооружения немотивированно и вызывает озабоченность у ОБСЕ. Глава Миссии призвал представителей Приднестровья и России сделать все возможное для скорейшего возобновления вывоза боеприпасов со складов в селе Кобасна.

Уильям Хилл напомнил, что России уже дважды (в 2002 г. и 2003 г.) не удалось уложиться в сроки по вывозу вооружения из региона в соответствии с обязательствами, взятыми на себя на стамбульском саммите ОБСЕ в 1999 г. Глава Миссии ОБСЕ в РМ отметил, что для выполнения обязательств осталось не так уж много работы, но "если ничего не делать, этот процесс никогда не завершится". Уильям Хилл выразил надежду на то, что в ближайшей перспективе все же удастся найти решение, которое позволит возобновить вывоз из Приднестровья российских боеприпасов, отмечает ИНТЕРЛИК.

Тем временем Комитет по защите независимости и Конституции Республики Молдова (КЗНК) распространил заявление для прессы, в котором отметил, что считает новые предложения по урегулированию приднестровской проблемы, внесенные посредниками на встрече в Софии 13 февраля, "вариантом меморандума Козака". Комитет отмечает, что эти предложения "являются результатом проводимой правящей партией политики ликвидации государства Республики Молдова", передает ИНФОТАГ. Авторы заявления утверждают, что появлению меморандума Козака способствовало поведение президента РМ Владимира Воронина. "Несмотря на то, что в качестве главы государства Владимир Воронин обязался соблюдать Конституцию, он в действительности поощрял и продолжает поощрять политические инициативы, которые равносильны узакониванию территориального раздела страны и нарушению нынешнего конституционного порядка, покушению на суверенитет и независимость Молдовы. Это дестабилизирует ситуацию и создает постоянную напряженность по вопросам межнациональных отношений, ухудшает отношения с соседними странами, а в итоге подвергает опасности процесс европейской интеграции государства", говорится в документе.

Комитет потребовал от руководства республики и посредников обеспечить прозрачность переговорного процесса и доводить до сведения общественности все документы и предложения, касающиеся приднестровского урегулирования.

КЗНК утверждает, что урегулирование приднестровской проблемы возможно лишь в случае соблюдения целого ряда условий. К ним относятся: полная и безусловная эвакуация российских вооружений и военного контингента с территории Молдовы; любое предложение об урегулировании молдавско-российского конфликта в Приднестровье должно соответствовать Декларации о независимости и Конституции РМ; дополнение нынешнего механизма посредничества и гарантий представителями ЕС, США, а также Румынии; введение в приднестровскую зону многонациональной миротворческой миссии, состоящей из гражданских и военных компонентов, практикуемых в рамках ЕС; создание на левом берегу Днестра и в городе Бендеры временной внешней администрации, которая обеспечила бы под эгидой преобразованного механизма посредничества эффективное, мирное и демократическое разрешение проблемы, передает ИНФОТАГ.

Молдавские военные останутся в Ираке

На заседании парламента 27 февраля было решено продлить срок пребывания молдавского миротворческого контингента в Ираке. С такой инициативой выступило министерство обороны республики, передает агентство "НОВОСТИ - МОЛДОВА". Представлявший депутатам проект документа о продлении миссии министр обороны РМ Виктор Гайчук отметил, что это делается по просьбе Соединенных Штатов Америки с целью участия республики в борьбе с деструктивными силами мирового терроризма.

7 марта истекает полугодичный срок пребывания в Ираке первой группы миротворцев, состоящей из 42 человек. Молдавские военные выполняли, по словам министра, в этой стране сугубо мирные задания, связанные с постконфликтным урегулированием. Большинство из молдавских миротворцев оказывали медицинскую помощь, а также занимались саперными работами. Последние обезвредили в регионе более 3000 мин.

В соответствии с принятым 27 февраля депутатами документом, после 7 марта в Ирак на добровольной основе отправится новая группа молдавских миротворцев, состоящая из 12 саперов, информирует агентство "НОВОСТИ-МОЛДОВА".

Оппозиция начала активные переговоры

Христианско-демократическая народная партия Молдовы (ХДНП) по-прежнему считает, что с точки зрения будущих парламентских выборов единый предвыборный блок основных оппозиционных партий и тех, кто пожелает к ним примкнуть, - самое верное решение, способное обеспечить поражение коммунистов. С этими заявлениями лидер ХДНП Юрие Рошка выступил на состоявшейся 26 февраля встрече за "круглым столом" представителей оппозиционных политических формирований, передает БАСА-пресс. Рошка призвал демократические партии продолжать диалог в условиях максимальной прозрачности и прислушиваться к мнению прессы и неправительственных организаций. "Меня интересует альянс, который реально мог бы претендовать на поддержку большинства в целях исполнения акта правления в условиях, неудобных для каждой из партий в отдельности", - сказал Рошка. Он подчеркнул, что в этой связи "возникает крайне серьезный вопрос, и именно - что произойдет после выборов, кто из тех, кто обретет мандат депутата, сохранит верность предвыборным платформам, и какие рычаги давления могли бы привести в действие те, кто оказал нам доверие, чтобы удержать нас в определенных рамках политических действий". Но даже в таких условиях ХДНП осознает, что шансы оппозиции получить нужное большинство в будущем парламенте не слишком велики, поэтому, считает Рошка, оппозиция должна настаивать на проведении досрочных выборов.

Лидер ХДНП выразил готовность обсудить с представителями альянса "Наша Молдова" (ХДНП и альянс составляют парламентскую оппозицию) и других партий социал-демократической ориентации плюсы и минусы стратегии, предполагающей участие в выборах двумя отдельными блоками; при этом Рошка заявил, что ХДНП не приемлет идею подписания пакта о ненападении, так как, по его мнению, это неэффективно и нецелесообразно, отмечает БАСА-пресс.

Как заявил сопредседатель альянса "Молдова ноастрэ" ("Наша Молдова") Серафим Урекян, сложившееся положение дел не может не беспокоить представляемое им формирование, но, сказал он, ХДНП следует отказаться от своих притязаний на роль гегемона. "Считаю, что предвыборные блоки создаются не путем заявлений, а переговорами на двухстороннем, трехстороннем уровне и, если говорить о судьбе этой нации, надо взвесить все трезво и хладнокровно, а не подходить с эгоистических позиций. Мы готовы идти на переговоры с любым политическим формированием Республики Молдова в надежде прийти к общему знаменателю. Мы готовы к взвешенному диалогу, без монополии, так как, если не будет принята во внимании платформа каждого из политических формирований, мы рискуем ограничить свой спектр в будущем парламенте", цитирует Урекяна БАСА-пресс.

Комментируя сложившуюся ситуацию, которую Рошка назвал крайне неблагоприятной в условиях вмешательства Российской Федерации во внутренние дела Республики Молдова, Урекян сказал, что "не надо наживать себе врагов - силой не решить проблемы ни с Россией, ни с Украиной, а надо опираться на те формирования, на те государства, которые отличаются демократической направленностью"; с другой стороны, подчеркнул Серафим Урекян, "одними лишь заявлениями о том, что мы хотим в Европу, мы ничего не добьемся", передает агентство.

США - за независимую и корректную прессу в Молдове

Посол Соединенных Штатов Америки в Кишиневе Хетер М. Ходжес высказалась за развитие в Республике Молдова независимой и корректной прессы, которая подтвердила бы курс молдавского руководства на европейскую интеграцию. Вечером 25 февраля, выступая перед студентами Государственного университета Молдовы, глава американской дипломатической миссии подчеркнула, что намерение правительства приблизить страну к стандартам Евросоюза должно включать, в том числе, развитие независимой и корректной прессы. "Если будет сделано меньше этого, под вопросом окажутся заявления страны относительно своего будущего в Евросоюзе, возникнет сомнение и по поводу демократических намерений Молдовы", передает слова Хетер М. Ходжес БАСА-пресс.

Глава американской дипломатической миссии, которая в предисловии к своему выступлению отметила, что намерена затронуть исключительно роль медиа-организаций в обеспечении информирования населения, особо остановилась на качествах, которым должны отвечать общественное телевидение и радио для того, чтобы оправдать свое финансирование за счет общественных средств. Налогоплательщики вправе требовать и ждать корректности, полного информирования со всех точек зрения о важнейших событиях дня. Тот факт, что эти учреждения финансируются за счет общественных средств, избавляет их от чрезмерно обременительных финансовых забот, но зато налагает ответственность за объективное изложение событий, сказала американский дипломат.

Хетер М. Ходжес подчеркнула, что в Европе есть много примеров крайне уважаемых общественных СМИ, которым удается сохранить свою независимость по отношению к правительству и заслужить полное доверие населения. В этой связи посол США в Кишиневе приветствовала "усилия молдавского руководства по взаимодействию с Советом Европы и ОБСЕ в разработке инструкций", которыми руководствовались бы общественное телевидение и радио, отмечает БАСА-пресс.

Глава американской миссии выразила надежду, что молдавские власти заинтересованы в осуществлении проекта преобразования компании "Телерадио-Молдова" в общественный институт и проявят доброжелательность в этом плане, несмотря на "отсутствие опыта" в такой работе.

Приднестровских лидеров по-прежнему не пускают в страны ЕС

Совет Европейского Союза продлил еще на один год визовые ограничения в отношении 17 представителей администрации Приднестровья во главе с ее главой Игорем Смирновым. Как передает агентство "ИНФОТАГ", об этом сообщили 24 февраля международные информационные агентства. Согласно принятому 23 февраля решению, ЕС считает "недопустимым негибкую позицию Тираспольского руководства и отсутствие с его стороны желания предпринять необходимые усилия для достижения мирного и всеобъемлющего решения конфликта".

Впервые ограничения на въезд лидерам Приднестровья в страны Евросоюза и США были введены в порядке санкций за "неизменный обструкционизм и нежелание способствовать изменению сложившейся ситуации", проявленные Тирасполем в переговорном процессе. К этим ограничениям позднее присоединились Румыния, Грузия, Азербайджан и ряд других стран. В ответ на эти действия 21 марта 2003 г. Тирасполь ввел ответные ограничения. В список лиц, въезд которых был запрещен на территорию Приднестровья, вошли руководители парламента и правительства Молдовы, президент Владимир Воронин, его советники и сын Олег. Из-за этого запрета Воронин не смог присутствовать на футбольном матче Молдова-Голландия, который состоялся 2 апреля 2003 г. на стадионе "Шериф" в Тирасполе. Глава государства лишен возможности посещать свою больную мать, которая проживает в селе Коржова Дубэсарского района, информирует "ИНФОТАГ". В ноябре 2003 г. при подготовке к подписанию Меморандума по урегулированию Приднестровского конфликта Тирасполь отменил санкции, введенные в отношении молдавского руководства. Эксперты не исключают, что после объявления о решении ЕС администрация Приднестровья также пересмотрит свою позицию.

Наблюдатели считают, что позиция Тирасполя будет объявлена только после согласования с Москвой. В прошлом году о своем решении Тирасполь объявил на второй день после отъезда из региона первого заместителя министра иностранных дел России Вячеслава Трубникова. МИД России изначально осудил санкции Евросоюза против лидеров Приднестровья, отметив, что эти действия не способствует поиску политического решения приднестровской проблемы, передает агентство.

Комментируя по просьбе журналистов решение Европейского союза о продлении визовых ограничений для лидеров Приднестровья, министр иностранных дел Молдовы Андрей Стратан сказал, что "это решение вписывается в общий контекст урегулирования приднестровского конфликта, который является приоритетной задачей для Республики Молдова", сообщает МОЛДПРЕС.

Молдова изменит визовый режим

До конца 2004 г. в Молдове будет введен новый визовый режим. Об этом сообщила 25 февраля генеральный директор департамента РМ по развитию туризма Татьяна Лапикус на пресс-конференции, посвященной завершившемуся в Кишиневе международному семинару "Тенденции и методы развития международного туризма", передает "ИНФОТАГ". "Согласно подготовленному законопроекту, граждане стран-членов Европейского Союза, а также США, Канады и Израиля смогут получать бесплатно визы в Молдову сроком на 10 дней. Иностранцы, следующие через Молдову транзитом в течение 48 часов, освобождаются от уплаты визовых пошлин", - сказала Лапикус. По ее словам, планируется, что семь таможенных постов на границах Молдовы и пост в Кишиневском аэропорту будут выдавать визы в режиме нон-стоп, а их стоимость не будет превышать обычную цену.

"До сих пор граждане, которые получали визу при въезде в Молдову, были вынуждены уплачивать пошлину в двойном размере (около $120) по сравнению со стоимостью виз, выдаваемых посольствами Молдовы за рубежом", - сказала Лапикус. Она считает, что это не приведет к сокращению поступлений, так как увеличится поток туристов. В 2003 г. за сутки иностранный турист оставлял в Молдове до $68.

"В прошлом году туристические фирмы Молдовы оказали услуг на 145 млн. леев, что на 48% больше, чем в 2002 г. Полученные доходы составили 18 млн. леев. Всего в 2003 г. республику посетили 153,4 тыс. (+38 тыс.)", цитирует Лапикус "ИНФОТАГ".

Лужков пригласил кишиневского коллегу в гости

Мэр Москвы Юрий Лужков пригласил генерального примара Кишинева Серафима Урекяна посетить Москву с визитом в апреле 2004 г. Как передает "ИНФОТАГ", 24 февраля посол Российской Федерации в Молдове Юрий Зубаков передал приглашение Серафиму Урекяну.

Как стало известно агентству "ИНФОТАГ", в ходе визита Урекян обсудит с Лужковым возможное подписание соглашение о побратимстве двух столиц. В ходе диалога будут рассмотрены и вопросы, связанные с проведением V Генеральной ассамблеи Ассоциации мэров столиц Черноморского бассейна. Обсуждение этих вопросов Серафим Урекян начал в ходе встречи с Юрием Зубаковым.

Наблюдатели считают, что приглашение Урекяна в Москву следует рассматривать не как сотрудничество между столицами двух стран, а в политическом контексте. Визит намечен на апрель, когда в России начнется новый этап политической жизни, связанный с получением президентом РФ Владимиром Путиным второго президентского мандата (в его победе никто не сомневается). Тогда Россия начнет рассматривать политических партнеров на перспективу. Наблюдатели не исключают, что в ходе визита в Москву с Серафимом Урекяном будут обсуждаться вопросы, связанные с проведением через год парламентских выборов в Молдове. В российских политических кругах говорят о том, что Кремль не будет поддерживать правящую в Молдове Партию коммунистов и пока присматривается к другим представителям молдавской политической элиты, отмечает "ИНФОТАГ".

Молдова будет председательствовать в Совете глав правительств СНГ

В середине апреля премьер-министр Молдовы Василий Тарлев займет пост председателя в Совете глав правительств СНГ. Как сообщила агентству "ИНФОТАГ" пресс-служба президента Молдовы, Владимир Воронин дал официальное согласие Кишинева на принятие председательства в этом органе. Воронин заявил об этом в ответном письме председателю Исполнительного комитета СНГ Юрию Ярову.

В своем письме Яров сообщил, что вопрос о председательстве в Совете глав правительств СНГ будет рассматриваться на очередном заседании этой структуры в Бишкеке 16 апреля. В апреле истекает срок исполнения Кыргызстаном мандата председателя Совета глав правительств СНГ. В соответствии с установленной процедурой, председательство в Совете глав государств, Совете глав правительств, Совете министров иностранных дел и в Экономическом совете СНГ осуществляется по очереди каждым государством-членом Содружества.

В ответном послании от 25 февраля Владимир Воронин подчеркнул "значение СНГ для развития и укрепления отношений дружбы и взаимовыгодного сотрудничества между странами-членами СНГ, а также роль Совета глав правительств, которая состоит в согласовании различных аспектов сотрудничества органов исполнительной власти в сферах, представляющих общий интерес", передает "ИНФОТАГ".

Экономика для Молдовы - самая главная политика

Любая национальная экономика чем-то похожа на лодку со множеством гребцов, ведь как и лодку, экономику вперед двигают только слаженные усилия большей части факторов. Статистические данные показывают, что в прошлом году "лодка" молдавской экономики сдвинулась с места, даже, несмотря на отсутствие "попутного ветра" (внешних кредитов) и болезни одного из главных гребцов (очередной кризис в сельском хозяйстве), пишет "InfoMarket.MD".

Как правило, все экономические стратегии и программы требуют одного: чтобы это движение стало стабильным и ожидаемым. Однако, несмотря на наметившуюся тенденцию, а именно в 2003 году главный показатель развития экономики - валовой внутренний продукт - возрос в сравнении с 2002 годом на 6,3%, в 2002 году - на 7,8%, а в 2001 - на 6,1%, о стабильности говорить еще рано. И во многом это связано именно с непредсказуемостью молдавской экономики, что, пожалуй, и превращает хорошую лодку в плот, текущий по течению.

Как показывает опрос, проведенный социологической и информационной службой "Opinia", более 2/3 граждан характеризуют социально-экономическую ситуацию в республике как "плохую и очень плохую". 60% опрошенных считают, что в течение 2003 года она либо вообще не изменилась, либо ухудшилась. В тоже время с высоких трибун заявляют, что в бюджет собрано на 1 млрд. леев больше, чем было запланировано. Правда, надеяться на эти средства не приходится, потому как они республике больше нужны для оплаты внешних долгов, обслуживание которых уже проблематично. Известно, что Молдова приостановила обслуживание долга "Газпрому" еще в конце 2001 года, а по некоторым двухсторонним кредитам - в августе 2003 года.

Порадоваться можно тому, что экспорт увеличился на 23%, но картину омрачает увеличившийся на 32% импорт, резкий рост которого оставил РМ ближе к концу года с рекордным дефицитом торгового баланса в $505,2 млн. или более 2/3 всего объема экспортируемой продукции, отмечает "InfoMarket.MD".

Специалисты сходятся во мнении, что главная причина столь сильного изменения макроэкономических показателей связана с растущим внутренним спросом в республике, который в свою очередь во многом был определен увеличением поступлений от молдавских граждан, работающих за рубежом. Точная цифра этих вливаний в прошлом году неизвестна, но в 2002 году она составила более $425 млн., а в 2003 году, говорят, значительно "подросла". Главной же проблемой Молдовы, по мнению "InfoMarket.MD", является то, что эти денежные средства, очевидно, были направлены в основном на потребление, которое не было покрыто местными производителями и привело к избыточному росту импорта, увеличению поступлений в бюджет и укреплению лея по отношению к доллару.

По сути, утверждает "InfoMarket.MD", Молдова в настоящее время находится в переходном периоде, по завершении которого люди, насытившие свои текущие потребности, начнут искать другие возможности применения заработанных денег. А ведь существует множество способов заставить эти средства работать уже сейчас, а именно: создать условия для нормального функционирования и развития малого бизнеса, создавать группы коллективного инвестирования - паевые фонды, или же ждать, пока эти средства перераспределятся через банковскую систему - выбор остается за государством.

В Министерстве экономики РМ 2003 год назвали годом бурного развития, а 2004 год - годом нетрадиционных мер и подходов к решению экономических проблем республики, а также этапом установления предпосылок к стабильному экономическому росту. Главное, чтобы уроки прошедшего года в отношении сельского хозяйства, зарубежных инвесторов, результатов приватизации, а также местного валютного рынка были приняты во внимание в программе этих мер.

В свою очередь, Международный валютный фонд считает, что экономика Молдовы в 2003 году несколько "перегрелась", и поэтому для нормального развития в 2004 году правительству не мешало бы ускорить структурные реформы, ужесточить налоговую политику (в том числе исключить льготы по НДС, приостановить запланированное сокращение налогов), договориться о реструктуризации долгов либо перед Парижским клубом, либо перед двусторонними кредиторами и получить внешнее финансирование на льготных условиях.

"Экономика для нас - самая важная политика", - заявил президент Владимир Воронин 26 февраля на расширенном заседании коллегии министерства экономики. По мнению главы государства, в основе политической независимости страны находится, прежде всего, экономическая независимость. Как передает "ИНФОТАГ", президент сказал, что министерство экономики должно стать "главным генерирующим органом изменений в структуре молдавской экономики".

Он отметил, что социальная направленность политики нынешнего руководства может привести к "осязаемым результатам" для каждого гражданина только при условии получения масштабных экономических показателей. "Рост доходов населения в результате экономического роста должен стать важнейшей задачей. Она совпадает и с европейской интеграцией нашей страны", - сказал Владимир Воронин.

Он потребовал от министерства экономики ускорить разработку мер и предложений, направленных на обеспечение экономического роста, основанного на интенсивных методах развития, которые призваны установить прозрачные "правила игры" в экономике. Президент потребовал также "устранить искусственные бюрократические препятствия на пути регистрации и деятельности экономических агентов". По его мнению, развитие малого бизнеса является "одним из самых важных звеньев экономического возрождения государства", информирует "ИНФОТАГ".

Крайности судебной реформы

Оказывается, судейский корпус Молдовы только внешне выглядит спокойным и флегматичным. Внутри его раздирают противоречия, а среди судей есть определенные группировки, каждая из которых лоббирует собственные интересы, не всегда привередничая при этом в выборе средств. Особенно четко непростую ситуацию внутри судебной системы проиллюстрировала прошедшая недавно ежегодная республиканская конференция судей. Чтобы принять в ней участие, в Кишинев съехались более 300 судей из всех районов республики, пишет "Кишиневский обозреватель" ("КО").

На прошлый год пришелся пик президентской кампании по "чистке" судейских рядов. В результате состав судебных инстанций, особенно в столице, обновился чуть ли не наполовину, а подавляющее большинство председателей судов и их замов были если не уволены, то понижены в должности. Зато теперь у каждого руководителя судебной инстанции в кабинете на видном месте висит портрет президента страны. В Кишиневе свои должности сохранили, пожалуй, только руководители Высшей судебной палаты - Валерия Штербец, и Экономической апелляционной палаты - Петр Райлян. О том, какими силами им это удалось, история умалчивает, отмечает "КО".

Основная масса отстраненных от должностей судей не осталась без дела. Многие из них получили лицензии на адвокатскую деятельность и с успехом продолжают работать, зачастую в тех же судебных инстанциях, откуда их уволили, но уже в качестве защитников. Другие подались в бизнес или устроились на работу в крупные предприятия.

Тот факт, что президент РМ Владимир Воронин отстранял судей от должностей, никак не мотивируя свое решение, породил массу слухов и предположений. Наиболее распространенное - желание правящей партии подчинить судебную систему, сделать ее лояльной и податливой к прихотям законодательной и исполнительной властей. Сторонники новой кадровой политики, в свою очередь, объясняли действия главы государства желанием избавиться от нечистых на руку судей и снизить таким образом уровень коррупции в судебной системе.

"Кишиневский обозреватель" рискнул предположить, что и та, и другая версии вполне имеют право на существование. Разговоры о коррумпированности судебной власти давно сотрясают общество, однако уголовные дела, возбужденные на протяжении последних десяти лет по фактам получения судьями взяток, можно пересчитать по пальцам одной руки. Вполне возможно, что, отчаявшись решить проблему легитимным путем, руководство страны могло избрать более действенный, с его точки зрения, способ. С другой стороны, за последнее время получил огласку целый ряд судебных дел, в которых служители Фемиды, используя формальные зацепки, выносили решения в пользу государства, а не экономических агентов, на чьей стороне был закон. В основном речь шла о расторжении сделок по приватизации крупных объектов. В конце концов, в прошлом году этот вопрос стал предметом обсуждения на осенней сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы. Один из депутатов ПАСЕ поинтересовался у Владимира Воронина, выступавшего на сессии с докладом, справедливы ли разговоров о том, что в Молдове проводится политика национализации предприятий, а на руководящих должностях в судебных инстанциях расставлены "свои люди". Президент категорично отверг это предположение, допустив, однако, возможность пересмотра итогов приватизации, проведенной с нарушениями закона.

Так или иначе, к нынешнему году судейский корпус пришел изрядно обновленным и частично лишенным былой независимости. Как оказалось, уволить судей проще, чем подобрать им замену. На итоговой конференции многие жаловались на нехватку кадров, что приводит к увеличению нагрузки на каждого судью. В Экономической апелляционной палате из положенных по штату 12 судей работают только семь, аналогичная ситуация в Апелляционной палате Бельц (второй по величине город в Молдове) и многих других инстанциях. В Высшей судебной палате из 49 мест 16 уже долгое время остаются вакантными.

Еще одно значимое событие, ознаменовавшее в прошлом году деятельность служителей Фемиды, - это реорганизация судебной системы и вступление в силу новых правовых кодексов, продолжает "Кишиневский обозреватель". Трибуналы уступили место апелляционным палатам, в результате число звеньев судебной системы сократилось с четырех до трех. Граждане получили право напрямую подавать жалобы в Высшую судебную палату (ранее такая возможность допускалась только при посредничестве генерального прокурора).

Если поначалу большинство судей были против новой судебной реформы, то постепенно смирились с ее проведением. Тех, кто активно выступал против реорганизации судебной системы, сумели либо переубедить, либо лишить возможности влиять на ход событий.

В принципе, многие правоведы, среди которых есть и судьи, до сих пор считают, что реорганизация судебной системы носила скорее формальный характер. Количество судов в стране осталось прежним, хотя некоторые из них и сменили названия. Общее же количество работников судебных органов, при условии заполнения всех вакансий, незначительно возросло. С другой стороны, предполагается, что судебный процесс станет более оперативным, динамичным. Насколько эти ожидания оправдаются, покажет время. Пока что легче не стало ни судьям, ни гражданам.

Довольно много хлопот добавило судьям одновременное вступление в силу в июне прошлого года четырех новых правовых кодексов: Гражданского, Уголовного, Гражданско-процессуального и Уголовно-процессуального. Один из кодексов был опубликован уже после того, как вступил в силу - такое, без сомнения, возможно только в Молдове. В штате судов первой инстанции с 1 января была введена новая должность - судья по уголовному преследованию. Однако в большинстве судов эти места по сей день остаются вакантными. Во многом изменилась и компетенция судебных инстанций, судьи стали рассматривать новые категории дел, отмечает "КО".

Почти после 10 лет реформы судебной системы в Республике Молдова независимость правосудия продолжает оставаться всего лишь простым лозунгом, а свобода этой ветви власти - фикция. Этот вывод был сделан во время Национального "Brainstorming" (мозговой штурм) - 2004, начавшего работу в Кишиневе под эгидой Хельсинкского комитета по правам человека в Молдове и при помощи "Open Society Institute", передает Инфо-Прим. Ряд участников форума подчеркнули, что судебная система в РМ "всегда была инструментом политической власти" и что в Республике Молдова "не существует политической воли для создания подлинно независимой судебной системы". Председатель Хельсинкского комитета Штефан Урыту заявил, что виновны в возникшей ситуации и судьи, которые "запуганы, но еще и трусливы" и "ждут чужих указаний", с чем решительно не согласились судьи, принимавшие участие в этой встрече.

Председатель Апелляционной палаты РМ Анатолие Дога возразил, что молдавское правосудие "является независимым". В то же время он признал, что "есть исключения, но они отдельно касаются судьи, а не системы правосудия в целом". Представители государственных учреждений подчеркнули также, что положение правосудия в Республике Молдова "является продуктом общества" и что "не следовало бы придавать политическую окраску" этой проблеме, отмечает агентство.

Министр юстиции РМ Василе Долгиеру настоял на идее существования "отдельных случаев некомпетентных судей" и том, что судебная система якобы является "беспристрастной и независимой". В ответ на это утверждение эксперт Хельсинкского комитета по правам человека в Молдове Дорин Киртоакэ подчеркнул, что за последнее время ряд представителей государственных учреждений заявили, что проблема в этих областях "входит в компетенцию отдельных лиц, а не относится к отсутствию независимости этих учреждений".

На фоне "ограниченной независимости судебной системы Республики Молдова" участники Национального "Brainstorming" подчеркнули "полное отсутствие независимости правосудия в приднестровском регионе Молдовы". Председатель Фонда по правам человека и справедливому руководству и депутат Тираспольского городского совета Николае Бугятски сообщил, что в приднестровском регионе "судей назначают и снимают с должности по президентскому указу Игоря Смирнова". Он уточнил, что в Приднестровье "нельзя даже говорить о независимости судей", отмечает Инфо-Прим.

Находящаяся в молдавской столице миссия Международной комиссии юристов (МКЮ) выражает озабоченность по поводу ситуации в юридической сфере в Республике Молдова и констатирует возврат к советской практике "телефонного правосудия". Как передает агентство, миссия изучала положение в Республике Молдова с 23 по 28 февраля с.г. Член миссии Билл Боуинг заявил 27 февраля на пресс-конференции, что на правосудие в Республике Молдова оказывается политическое влияние, а законодательство содержит ряд недостатков, которые способны уничтожить судебные реформы. Боуинг подчеркнул в этой связи статью 11(4) Закона о статусе судей, которая предоставляет президенту страны большое влияние на назначение судей, что ставит их в зависимость от руководства страны. Он проиллюстрировал свое утверждение случаем с бывшим мэром Хынчешт Василе Колца, арестованного в самый разгар избирательной кампании.

Миссия подтвердила, что парламентские адвокаты неэффективны в защите прав человека в Республике Молдова и ничего не предпринимают для облегчения доступа к правосудию. Иного мнения МКЮ придерживается в отношении независимых адвокатов. Члены миссии встретились с председателями Конституционного суда и Высшей судебной палаты РМ, заместителем министра юстиции, парламентскими адвокатами и др. Они ознакомилась с положением в данной области в Приднестровье, установив, что судебная система в этом регионе РМ содержит больше признаков советской практики, чем судебная система на правом берегу Днестра, информирует Инфо-Прим.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail