Свердловская область официально стала участником хозяйственного партнерства «Уральская скоростная магистраль» (УСМ). Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили в пресс-службе министерства экономического развития Челябинской области.

На текущий момент в проекте по созданию Уральской скоростной магистрали участвуют три стороны — Челябинская и Свердловская области, а также ООО «РВМ Высокоскоростные магистрали», созданное инвестиционной группой РВМ Капитал специально для проекта УСМ.

В правительстве Челябинской области рассчитывают на то, что официальное вхождение Свердловской области «придаст новый импульс проекту». Предполагается, что проект позволит реализовать агломерацию между Екатеринбургом и Челябинском.

«Проект ВСМ усилит экономику наших регионов и практически превратит два областных центра в один город. Создание ВСМ — это новая возможность для бизнеса реализовать на базе ее инфраструктуры перспективные проекты — промышленные предприятия, логистические комплексы, объекты жилой недвижимости и так далее. На данный момент совместно со Свердловской областью и РВМ-Капитал мы приступаем к активной проработке проекта с федеральным центром. Помимо планового вхождения Свердловской области в Хозпартнёрство, которое занимается подготовкой проекта, ведутся переговоры с другими партнерами», — сообщил челябинский вице-губернатор Руслан Гаттаров.

Отметим, о развитии интеграции между двумя городами заявил губернатор Борис Дубровский в своем докладе перед депутатами законодательного собрания Челябинской области 6 марта. В выступлении Дубровский отметил, что два региона имеют большой потенциал в развитии, который возможно реализовать за счет создания полицентрической агломерации при объединении Челябинска и Екатеринбурга. Инструментом такого объединения была названа высокоскоростная магистраль «Челябинск-Екатеринбург», за которую ратуют власти Южного Урала.

Риторика по строительству ВСМ свердловским властями поддерживается заместителем губернатора Свердловской области Александром Высокинским. Он отмечает имеющуюся перспективу у проекта и считает железную дорогу инструментом повышения экономической активности. Чиновник свердловского правительства, также как и челябинские лоббисты ВСМ «Челябинск-Екатеринбург», рассчитывает на привлечение к проекту частных инвесторов.

В министерстве экономического развития Челябинской области подчеркивают, что о проекте положительно отзываются эксперты. Так, по данным экспертов хозпартнерства «Новый экономический рост», проект ВСМ «Челябинск — Екатеринбург» — лидер в более чем 50 проектов программы ВСМ по величине удельных прямых эффектов (74 коп. на рубль инвестиций). А по удельным косвенным эффектам (3,2 рубля прироста валового продукта на рубль инвестиций) располагается на третьем месте, после скоростного участка «Юрга-Томск» и участка ВСМ-3 «Москва-Тула».

Специалисты отмечают возможность запуска несырьевой модели роста экономики за счет реализации проектов ВСМ. По их мнению, должен возникнуть мультипликационный эффект, по которому может произойти рост в отечественной обрабатывающей промышленности, в производстве высокоскоростных поездов и оборудования для нового железнодорожного сообщения. Делается серьезная ставка и на агломерационные новообразования в полицентрической форме — конурбации.

«Такие проекты имеют огромное значение с точки зрения запуска несырьевой модели роста. На стадии инвестирования они имеют значительный мультипликатор инвестиционного спроса, способствующий росту отечественной обрабатывающей промышленности, включая промышленность стройматериалов, производство высокотехнологичных скоростных пассажирских поездов в Екатеринбурге и высокотехнологичных рельсов в Челябинске. На стадии эксплуатации проект создает огромные агломерационные эффекты, которые обеспечат рост инвестиций, занятости и производительности преимущественно в несырьевых отраслях (обрабатывающей промышленности и сфере услуг), которые локализованы в зоне влияния формирующейся Екатеринбургско-Челябинской конурбации», — пояснил президент Хозяйственного партнерства «Новый экономический рост» Михаил Дмитриев.

Отмечается экономистами и встраивание в экономические концептуальные проекты Китая — «Транспортные коридоры», являющиеся составной частью стратегии «Нового шелкового пути», связывающей Китай и Европу для защиты рынков сбыта продукции, произведенной китайской индустрией.

Однако некоторые эксперты скептически смотрят на инициативы экономического блока правительства Челябинской области. Они отмечают, что при нынешней экономической политике государства, инвестиции, вложенные в проект вряд ли окупятся. Кроме экономической нецелесообразности отмечаются риски соглашения с Китаем, который в случае каких-либо экономических или политических обстоятельств может изменить маршруты доставки грузов в Европу и переориентировать их на альтернативные транспортные маршруты, например, через Казахстан. Кроме этого, отмечается низкая платежеспособность населения, чтобы активно пользоваться услугами ВСМ, а значит, для обеспечения трудовой миграции между двумя мегаполисами, придется дотировать пассажирские перевозки по высокоскоростной магистрали, что в условиях дефицитных бюджетов субъектов России осуществить будет крайне сложно, считают эксперты.

Также читайте: Агломерации — генеральный план развала России?

Читайте ранее в этом сюжете: К проектированию ВСМ «Челябинск-Екатеринбург» привлечен частный инвестор

Читайте развитие сюжета: ВСМ «Екатеринбург — Челябинск»: построят ли дорогу к 2023 году