В здании мэрии Москвы состоялся Актив Московской промышленности, на котором были подведены итоги работы московской промышленности за 2003 год и определены задачи на 2004 год. О некоторых итогах этого мероприятия рассказал в рамках пресс-конференции на тему "О положении промышленности Москвы в преддверии 5-го юбилейного Международного форума высоких технологий" и.о. руководителя Комитета по развитию оборонно-промышленного комплекса города Москвы Виталий Фисичев.

По его словам, в рамках Актива был произведен обмен мнениями и озвучены некоторые цифры, которые характеризуют, что собой представляет московский промышленный комплекс и как он развивается. По этим данным, Москва демонстрирует по-прежнему рост темпов промышленности: если в 2001 году индекс физического производства составлял 107,5%, то в 2003 - уже больше 110%. При этом промышленность города представляют в основном перерабатывающие отрасли и развитие осуществляется за счет опережающего развития машиностроения, как наиболее высокотехнологичных отраслей промышленности. В машиностроение входят по существующему порядку отрасли оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

В этом году, сообщил В. Фисичев, индекс физического объема производства составил около 120%, на некоторых предприятиях ОПК рост объемов производства достигал 180%. В. Фисичев отметил, что это - результат мер, которые принимали федеральные власти. Сейчас предприятиям стали платить за те государственные заказы, которые раньше предприятия выполняли в основном за счет собственных средств и потом долго выбивали эти деньги и за счет тех усилий, которые предпринимает в течение многих лет правительство Москвы, в том числе, промышленный Комплекс города, который возглавляет Евгений Пантелеев. Развитие столичного промышленного комплекса осуществляется планово на основе Комплексной программы поддержки промышленной деятельности.

В. Фисичев обрисовал планы промышленного комплекса Москвы на текущий год. По его словам, с этого года начинает осуществляться вторая комплексная программа поддержки промышленной деятельности. Москва - крупный мегаполис, технополис, в котором представлен масштабный научный потенциал. В столице находится около 900 научных организаций, в том числе 33 государственных научных центра (больше половины из всех в Российской Федерации) и около 115 научных организаций РАН. Основная масса высокотехнологичного комплекса приходится на предприятия ОПК. Московские предприятия ОПК составляют около 26% от всего ОПК РФ, а научные организации - около 40% из всех российских организаций. Причем Москва, отметил В. Фисичев, представлена в основном ведущими предприятиями: здесь находится либо головные заводы, либо головные научно-исследовательские организации, а основное серийное производство сосредоточено в других регионах РФ.

Правительство Москвы постоянное предпринимает меру по поддержке промышленных предприятий города. В Москве находится около 1200 предприятий. Из них 400 являются устойчивыми и дают около 90% налогооблагаемой базы, которую получает Москва. С другой стороны, 400 находятся в не очень хорошем положении, подчеркнул и.о. руководителя Комитета по развитию ОПК. "Наша задача, - сообщил он, - в первую очередь поддерживать те предприятия, которые нашли силы, нашли возможность оказаться конкурентно способными на мировом рынке. И эти предприятия получают поддержку".

Поддержка Москвой предприятий, уточнил В. Фисичев, заключается не только в том, они получают субсидии со стороны городского бюджета, более того, их прямого бюджетного финансирования не существует. Поддержка осуществляется либо в виде бюджетного кредита, либо в виде лизинговых механизмов, либо в виде бюджетных субвенций, для осуществления коммерческих кредитов, которые получает предприятие. Реализуются и другие механизмы - такие, как выпуск облигационных займов и т.д. Но существуют и внебюджетные формы, которые фактически направлены на то, чтобы помочь предприятиям сбывать свою продукцию, помочь найти партнеров как в регионах РФ, так и за границей. В этом плане большие усилия Департамент промышленной политики предпринимает для создания инфраструктуры, направленной на продвижение московских товаров на рынки России и зарубежных стран.