Республика Дагестан опережает все остальные субъекты РФ по количеству населения, проживающего в горах. Ни для какого другого региона горы не представляют столь значимой экономической проблемы, как для Дагестана. О прошлом и будущем горного Дагестана корреспонденту ИА REGNUM рассказал руководитель Управления развития производственного комплекса Минэкономики Республики Дагестан Шахмардан Мудуев.

Каковы на сегодня главные трудности экономического развития Дагестана?

Республика Дагестан по своему геополитическому, природно-географическому, социальному и экономическому устройству отличается от всех территорий России. При такой уникальности требуются адекватные подходы к территориальному развитию. Пока же - одни территории развиваются лучше, другие - деградируют (у нас в постсоветское время, к примеру, стремительно приближается к нулю использование высокогорных пастбищ, потому что эти места маловыгодны). Такая территориальная дифференциация не будет способствовать ни социальному, ни экономическому развитию республики. На сегодняшний день Дагестан числится в аутсайдерах среди субъектов Российской Федерации. По официальным данным доля валового регионального продукта у нас на душу населения ниже, чем где-либо в Южном федеральном округе. Хотя, если учитывать теневой оборот, в среднем, дагестанцы живут неплохо. Меняются уровень и качество жизни.

Некоторые республиканские деятели любят вспоминать 60-70-е годы, уверяя, что тогда Дагестан был в числе республик-доноров...

Неправда. Просто в те годы у нас, как, впрочем, и везде, практиковались приписки, статистические искажения, завышение положительных и сокрытие негативных показателей. Конечно, мы постепенно развивались, как и любые территории мира. Но если Дагестан и кормил когда-нибудь другие регионы, то только за счет своего населения. Такое сегодня происходит с экспортом зерна на Украину и в Молдавию на фоне растущих цен на хлеб. Но это уже политическая воля...

Да и не кормили мы никого. Если говорить о поставках винограда, овощей и консервов, то и сегодня мы продаем немало такой продукции в разные регионы России. Но если взять общее потребление в объеме финансов, капвложений, инвестиций, то мы никогда не были донорами. Другое дело, что уровень дотационности республики в разные годы существенно различался. Но сегодня он достиг небывало высокой планки - до 85 процентов. Мы перешли все грани безопасности бюджета. Хотя уровень жизни дагестанцев по сравнению с аналогичным показателем десятилетней давности улучшился. Правда, расслоение общества стало еще заметнее.

Что же мешает дагестанцам улучшить свою жизнь?

Мы не создаем условий для развития, мешая друг другу, одни территории мешают другим. Кто может "пробить" себе больше средств - развиваются лучше. Это стало одной из причин, почему при положительном естественном приросте население в горах постоянно убывает. И не потому, что там не стало работы, при желании всегда можно найти, чем заняться. Изменился ориентир горского человека. Все устремились в города, где несравнимо более легкие условия существования. Конечно, не все должны быть скотоводами и пахарями. Но местные власти не создают условий для этих занятий, для закрепления населения, особенно молодежи,в горах, возвращения туда специалистов после учебы в вузах. Сейчас в Дагестане, кажется, толком никто до конца не понимает важность горных территорий для республиканской экономики. Это может привести к полному запустению, а вторичное заселение гор станет делом практически невозможным. Гораздо дешевле государству сейчас позаботиться о населении горных территорий, чем потом пытаться все восстанавливать. Пока еще можно сохранить имеющиеся в горах коммуникации, хозяйственные традиции. Любая цивилизация основывается на развитом агропромышленном комплексе. Нужно повернуться лицом к горам. Ведь в 30-е годы в Дагестане была введена программа освоения равнинных земель (приморские, бабаюртовские, ногайские земли). Государство сделало в них огромнейшие капитальные вложения. Поэтому равнинные районы и города сильно опередили горные в социально-экономическом развитии.

Но ведь в Дагестане давно разработаны программы возрождения гор...

Наша республика одна из первых, еще в 1992 году, приняла программу "Горы". Но ее ориентир был больше расходно-потребительским, чем направленным на параллельное развитие экономики и социальной инфраструктуры на селе. То есть, мы строили водопроводы, дороги, школы. Но все это очень быстро приходило в упадок. Опять же, из-за отсутствия хозяйственно-экономического ориентира. В итоге в разных частях горной территории ситуация складывается совершенно по-разному. К примеру, возьмем Левашинский и соседние горные районы, например - Лакский, с практически одинаковыми природно-климатическими условиями. Левашинцы научились профессионально выращивать капусту и другие овощи и превращать ежегодно свой труд в хороший капитал. Да так, что молодежь из села не уходит, а напротив, в районе образовались свои биржи труда, где наиболее предприимчивые нанимают работников на свои поля. А в Лакском, или в других схожих по условиям районах, такого размаха не получается. Потому, что цели такой не ставится. Вся разница в степени сохранения традиционной ориентированности.

Может, предоставленная в последние годы самостоятельность сбивает с толку горского крестьянина?

Сегодня 85% всей республиканской сельхозпродукции производят личные хозяйства. В горах исторически все развивалось на основе частной собственности. Иначе бы множество террасных неудобий горцы не превратили бы в плодородные поля. Ныне нет необходимости засевать их пшеницей, дешевле завозить от богатых соседей. Но вот производить корма или выращивать овощи было бы очень выгодно. И зря руководители райсельадминистраций и хозяйств плачутся, что трудно продукцию реализовать. Никто никому не мешает создавать небольшие кооперативы, общества пайщиков, могущие выйти на такие вертикальные структуры как потребительский союз (корпорацию). В горах можно организовать небольшие гибкие перерабатывающие производства, хотя бы первичные. Заготовка экологически чистого, вкусного мяса, шкур и шерсти может быть очень выгодной. Молоко и мясо сейчас мало интересуют заготовителей, а в этом кроются немало резерв выгоды переработчиков и конечной продукции. Задача местных властей - обеспечить реальные условия и поддержку в создании таких перерабатывающих производств, выгодных сельхозтоваропроизводителей, хотя шкуры и шерсть у нас продолжают заготавливать. Но из-за неправильной обработки и хранения эта животноводческая продукция не пользуется большим спросом. Вместо того, чтобы экспортировать, мы импортируем кожаные изделия из Турции, Кореи, Китая. А между тем, в той же Турции, Германии нет крупных фабрик, все кожевенное производство держится на мелкочастных мастерских. И здесь не нужно ждать участия государства, а искать инвесторов, акционеров и т. д.

Опыт показывает, что от неумения глав райадминистраций ладить с вышестоящим руководством страдают их районы...

Многие районы бедны от "бедности" своих руководителей. Пусть 10 муниципальных единиц из 51 получают субсидии за счет личных связей. А остальные ведь и не пытаются искать выход, представлять необходимые бумаги. Сейчас столько федеральных программ, только с умом подходи! Те, кто не может добиваться финансирования своих хозяйств, не должны, в принципе, работать в управленческой сфере. Хочется верить, что после принятия республиканского закона о местном самоправлении что-то изменится. По моим сведениям, в Новолакском районе уже пошли на эксперимент и избрали руководителя муниципальной администрации. И сейчас заключают договор о найме менеджера исполнительной власти - уже просматривается элемент нового закона.

Существуют еще какие-то программы, кроме программы "Горы"?

С 1999 года реализуется федеральная целевая программа социально-экономического развития Республики Дагестан. За эти годы по ней поступило много средств. И ежегодно поступления возрастают. Финансирование практически полное, особенно в последние два года. Недофинансированными в 2003 году остались лишь несколько объектов, в числе которых морской порт.

Программа "Горы" находится теперь в ведении Дирекции Федеральной целевой программы "Юг России" по Республике Дагестан. Реализуемая ей программа разработана на период до 2008 года. Она рассчитана не на государственные инвестиции в республиканскую экономику, а на обеспечение подъема экономики за счет привлечения разных источников финансирования. Тут-то и кроются основные затруднения. Люди еще боятся вкладывать средства из-за полной незащищенности денег, имущества. Нет доверия ни друг к другу, ник правоохранительным, налоговым органам. Поэтому теневая экономика у нас огромных масштабов и самое печальное -борьба с этим затруднена из-за "сращенности" различных структур. Фактически, рыбная, алкогольная, строительная промышленность и торговля у нас в нелегальном состоянии. На рынках всего полно, а налогов собираем - мизер.

В какой международной программе участвует Министерство экономики РД?

Помните, 2002-ой был объявлен Международным годом гор. Мы в его продолжение сотрудничаем с Московским представительством международной программы горного развития. Первым этапом станет конференция в Махачкале предположительно в мае этого года, на которую приедут специалисты из Швейцарии, Германии, многих регионов России. Проект этот долговременный, лет на 10-15, предполагает выбор деградирующего села или целого района, в развитие которого будут осуществляться инвестиции. Во всем этом задействованы и специалисты Минэкономразвития РФ и РАН.

Дагестан в эту программу еще не включен из-за вопросов безопасности участников, здесь начинается только нулевой цикл подготовки. В этом году реализация программы начнется у наших соседей в РСО-Алании, Кабардино-Балкарии. Практическая реализация программы в Дагестане планируется с 2005 года.

Организаторы сами будут финансировать проект?

Они будут инвестировать, но как - пока преждевременно об этом говорить. Могут привезти электростанцию или какой-нибудь сырный, колбасный завод, построить дорогу и т.д. Одно ясно - что нам надо упорно и целеустремленно заниматься улучшением имиджа Дагестана, чтобы привлекать собственных и зарубежных инвесторов.

Скажите честно, какие у Вас ощущения при мысли о будущем гор?

Тревога. Потому что ни с моральной, ни с материальной стороны будущее горных территорий не подкреплено ничем. Хотя мы все гордимся дагестанскими горами (на словах и в стихах), капитальных вложений в эти территории делается недостаточно. И мы растим больших иждивенцев в республике. Сегодня местные власти в горах решают свои собственные проблемы. Многие руководители разного уровня, и хозяйственники в том числе, даже живут в Махачкале, всего раз в неделю или в две появляясь на своей территории, для которой должны принимать жизненно важные решения.