О том, что малый бизнес нужно поддерживать, не сказал только немой, и только глухой не услышал этот призыв. Но стоит попытаться перейти от призывов к каким-то более или менее конкретным действиям, как все становится намного сложнее и непонятнее. Во-первых, зачем его вообще развивать. Налогов от него немного. Именно на этом уровне бизнеса больше всего «серых» схем деятельности. Да и рапортовать об успехах малого бизнеса получается плохо. Ведь не самолеты там производят, не стадионы строят. Во-вторых, как его развивать, если он такой скользкий, постоянно норовящий уйти от отеческой опеки государева ока? Попробуем подумать.

Читайте также: Малый бизнес на Дальнем Востоке развивается низкими темпами

Начнем с того, зачем он нужен. Здесь два простых соображения. Именно малый бизнес создает ту жизненную среду, которая и позволяет нам относительно комфортно проезжать участок от рождения до смерти. Малый бизнес производит хлеб и колбасу, открывает магазины, химчистки, кафе. Именно эти незримые волшебники обставляют мебелью наши квартиры, меняют рассохшиеся рамы на стеклопакеты, клеят обои, а порой и строят дома. Именно представители малого и совсем малого бизнеса чинят порвавшийся ботинок и вшивают молнию в любимую куртку. Много чего они делают.

Есть и еще одно соображение. Малый бизнес, если это не искусственно созданная структура при государственной или муниципальной конторе, работает с реальными потребностями людей. Именно поэтому его существование в условиях сокращающегося государственного финансирования несколько стабильнее. Может не хватить денег на космодром или помпезный проект по развитию всего и вся. Но на пирожок или визит к врачу деньги, как правило, находятся. Не случайно, сегодня по городам сворачиваются сетевые гиганты, а на их месте или рядом с ними вырастают маленькие магазинчики и мастерские.

В условиях хозяйственной нестабильности и грозящих сокращений рабочих мест такой очень маленький бизнес от нескольких свинок на откорме до маленького ларька — это то пространство, которое способно поглотить все высвобождаемое население, дать ему возможность прокормить себя, своих близких. Да, эти люди плохо способствуют наполняемости бюджета, но они позволяют этому самому бюджету не беспокоиться о себе. В этом их важнейшая «помощь государству». Но далеко не только в этом. Именно такой маленький и очень маленький бизнес создает ту атмосферу деловой активности, которую все стремятся создать чиновники. Да только не выходит у них. Видимо, что-то не так делают. Как-то не так помогают многочисленные государевы заступники за малый бизнес.

Уже привычными становятся всевозможные конкурсы и гранты для малого бизнеса. Но, что интересно, число участников этих конкурсов почти не растет, а сами предприниматели отзываются о них более чем холодно. Что же не так? Все просто. Такие конкурсы и деньги, выделяемые в их результате, становятся не подспорьем, а кошмаром бизнеса. Малый бизнес очень подвижен. Меняются условия жизни, предпочтения покупателей, настроение партнеров или что-то еще — бизнес должен мгновенно реагировать. У него нет «подушки безопасности» государственных гигантов. Он или впишется в изменяющиеся условия, или погибнет. Законы меняются намного медленнее. Неизбежно возникает «зазор» между законами и живой жизнью. Но любой грант — это возрастание контроля, требование «прозрачности», невозможность быстро и гибко реагировать на изменение конъюнктуры. В условиях, когда законы касаются вещей вполне глобальных, такие расхождения не особенно видны и значимы. Но в ситуации все возрастающего мелочного контроля за всем и вся грант и отчетность, с ним связанная — дорога к разорению.

Что же на самом деле нужно малому бизнесу? Да не так много. Во-первых, ослабление — а, в идеале — отсутствие — внешнего контроля. В плохом магазине просто не будут покупать, и он разорится. К плохому репетитору не пойдут ученики. У плохого мастера не купят шкаф-купе или кухонный гарнитур. Качество здесь гарантируется другим, гораздо более эффективным способом. Потому все речи про заботу о потребителе лучше оставить на потом. Да, рост налогов вы, дорогие блюстители государственных интересов, с этого бизнеса не получите. Но вы их не получите в любом случае. В самом «хорошем» варианте вы просто уничтожите этот бизнес. Продуктов, товаров и услуг станет меньше. Вот и все.

А нужны малому бизнесу, кроме отсутствия тотального контроля, еще и кредиты, хотя бы не грабительские. Пусть не американские (1−2% годовых), но хотя бы китайские (5−6%). Тогда из малого и совсем малого бизнеса постепенно, очень не быстро, появится средний. И, что самое интересное, этот средний бизнес будет обладать теми же характеристиками устойчивости, что и его предшественник. Ведь на авантюры он не пойдет. Ему выживать нужно. А значит, он будет работать на вполне конкретных потребителей. Тех, которые платят вполне конкретные — пусть и не сказочно большие — деньги.

Так постепенно, шаг за шагом, эти незаметные люди будут облагораживать жизнь в регионе. Без отчетов и победных реляций. Просто делая свою собственную жизнь и жизнь своих клиентов удобной. Оно не помпезно, не вычурно. Зато — на века.

А как же государевы люди? Куда же денутся все многочисленные контролеры и контролеры за контролерами? Ведь их уже столько на Дальнем Востоке, что впору говорить об особом сословии дальневосточных людей. Они тоже будут сражаться за свои интересы, за свое право все контролировать, имея с того свой кусочек хлеба с маслом. Найти для них сферу деятельности очень важно. В противном случае, все предшествующие мечты останутся пожеланиями в стиле: съесть-то он съест, да кто ж ему даст.

Здесь стоит разделить контролеров. Есть сферы, которые всегда относятся в компетенции государства: вооруженные силы, государственная безопасность, государственное и муниципальное управление и т.д. Но на эти сферы еще остаются нефтегазовые «бронтозавры». Их вполне хватит. Уничтожать ради них малый бизнес (а в данном случае, именно об уничтожении идет речь) нет необходимости. В тех отраслях, где речь идет о государственных расходах, контролеры, видимо, нужны. А как быть с остальными?