Забастовка авиадиспетчеров. Самолет-шпион над Балтикой. "Транснефть" строит базу в Янтарном. Вице-губернатор стал вице-президентом. Комментарии к отставке правительства. Интернет-центры в глубинке.

На минувшей неделе гражданские авиадиспетчеры калининградского филиала "Северо-западной аэронавигации" пригрозили прекратить обсуживать авиарейсы, если им не выплатят годовую задолженность по зарплате. Сумма невыплаченных зарплат превышает 1 млн. рублей, а сам долг образовался с 15 февраля 2003 года. "У нас почасовая оплата труда, которая зависит от отработанного времени. У нас украли часы, а потому с середины февраля прошлого года выплачивали зарплату меньше положенного", - рассказал "Комсомольской правде-Калининград" председатель калининградского профсоюза авиадиспетчеров Олег Богданов. Издание подчеркивает, что угроза прекратить обслуживать калининградское небо означало бы, что не только в "Храброво" не взлетел и не сел ни один самолет, но и было отказано в воздушном транзите всем самолетам, летящим из стран Западной Европы на Москву. Самолетам международного сообщения пришлось изменять маршрут и лететь через территорию Литвы, Латвии. Польши, Швеции, что привело бы к огромным убыткам государства. Вместе с тем, "Каскад" отмечает, что требования калининградских авиадиспетчеров не так уж и завышены, поскольку навигаторы анклава, едва ли не единственные в России, работающие европейским стандартам. Помимо калининградских рейсов авиадиспетчерам приходится еще обслуживать и международные трассы, пролегающие над нейтральными водами Балтийского моря. В итоге, когда об акции протеста стали известно всему миру, в Калининград прилетела из Москвы и Санкт-Петербурга специальная комиссия, которая временно отстранила директора калининградского филиала "Севзапаэронавигации" Геннадия Антипина. Выплата денег сразу же началась. Между тем, "Калининградская правда" опровергла информацию, прошедшую в ряде СМИ, что гражданских авиадиспетчеров могли бы заменить военные коллеги. По словам начальника пресс-службы Балтийского флота Анатолия Лобского, просьба о замене на местном уровне даже не будет рассмотрена. Подобные решения вправе принимать только высшее военно-политическое руководство страны. Исключение можно сделать лишь в случае форс-мажора - например, в воздухе находится самолёт, его нужно срочно сажать, и, кроме военных, сделать это некому.

Самолетный форс-мажор, между тем, случился близ границ Калининградской области. В начале недели в непосредственной близости к границам РФ совершил полет самолет-разведчик НАТО АВАКС-3. Воздушное судно дальнего радиолокационного обнаружения и управления, вылетевшее с немецкой авиабазы "Гайленкирхен", пересекло в этот день воздушное пространство Литвы и совершил посадку на литовской авиабазе ВВС в Зокняе. Судно прилетело в Прибалтику. Как сообщает официальная газета Балтийского флота "Страж Балтики", столь масштабного посягательства на военные тайны России на северо-западных ее рубежах в истории еще не было. Натовский шпион способен не просто сканировать военные объекты на территории Калининградской, Псковской, Ленинградской, Мурманской, Новгородской и Смоленской областей, он является еще и суперсовременным центром управления военной авиацией. "Дворник" цитирует сообщение пресс-службы Балтийского флота: "Не может не настораживать время, выбранное для проведения акции, поскольку в российских Вооруженных Силах продолжается стратегическая командно-штабная тренировка, в которой принимают участие войска Ленинградского и Московского военных округов". Командующий Балтийским флотом Владимир Валуев в интервью "Комсомольской правде-Калининград" сказал, что полет самолета-разведчика у границ Калининградской области не первый и не последний случай. Вместе с тем командующий БФ сообщил, что "никаких провокаций не произошло, он "увидел" он только то, что мы ему "показали". До сих пор, по словам В. Валуева, АВАКС дислоцировался в районе Северного моря, в зоне, недоступной для российских ПВО. Теперь он появился в Литве, Эстонии, в непосредственной близости от границ РФ. Легенда самолета-шпиона - освоение аэродромов прибалтийских республик. "Что за этим "освоением" последует, я думаю, секретом не останется", - заключил командующий.

Стало известно имя нефтяной компании, которая намерена построить на берегу Балтийского моря у поселка Янтарного крупнейший в Калининградский области нефтяной терминал. Как пишет "Каскад"в статье "Золотой век Янтарного", 100 млн. евро планирует вложить в производство в русской Прибалтике ОАО "Транснефть" (Акционерная компания по транспорту нефти "Транснефть" учреждено в соответствии c указом Президента РФ и является правопреемником Главного производственного управления по транспортировке и поставкам нефти ("Главтранснефть") Миннефтепрома СССР. Учредитель - Правительство Российской Федерации - ИА REGNUM). Подготовительные работы по проектировке причального комплекса в регионе уже начались. В поселке Янтарном создано ООО "Специализированный бункерный терминал", которое проводит на сегодняшний день научную работу - занимается промером глубины, составляет подробную картографию берега. "Вести-Калининград" сообщают, что Калининградская область впервые сможет обслуживать суда с дедвейтом в 100 тысяч тонн. Возникает, конечно, главный вопрос - как быть с экологией и развитием курортной зоны? По словам президента "Специализированного бункерного терминала" Валерия Самойлова, "Транснефть" стремится создать тройное прикрытие. Предполагается использовать космическую систему слежения по обнаружению пятен, которые могут возникать в разных частях моря. На экологию планируется потратить треть от 100 млн. евро.

Вместе с тем, подобный же "уникальный" транспортный узел готов создать бывший вице-губернатор Калининградской области Владимир Пирогов, назначенный на днях первым вице-президентом "Русского генерального банка". О своем назначении В. Пирогов заявил "Калининградской правде", заметив, что "областные власти пока ещё не знают о моем назначении". Ранее ИА REGNUM сообщало о громкой отставке В. Пирогова. После этого экс-чиновника приглашали на одну из руководящих должностей в Министерство связи, но, по словам В. Пирогова, он "отказался по объективным причинам". "Сейчас я займусь строительством морского порта в Балтийске, это трёxгодичный проект с бюджетом в 100 млн. долларов, где в итоге будет создан уникальный по объёмам грузоперевалки транспортный узел на Балтике, который даст колоссальный стимул всей экономике региона", - заключил В. Пирогов. "Калининградская правда" отмечает, что в числе руководителей "Русского генерального банка" числится и бывший сенатор от Калининградской области Александр Скоробогатько. Ранее А. Скоробогатько с подачи В. Пирогова представлял администрацию Калининградской области в Совете Федерации, а по итогам выборов в Госдуму прошёл в парламент по федеральному списку ЛДПР. Сумма активов созданного в 1994 году "РГБ" в настоящее время приближается к 9 млрд. рублей. Банк числится одним из главных учредителей морского порта в Новороссийске.

Как отставка правительства отразится на будущем Калининградской области? С таким вопросом региональные СМИ обратились к региональным политикам. Как сообщает "Калининградская правда", с осторожным оптимизмом высказался по этому поводу губернатор Владимир Егоров: "Новое правительство страны должно сохранить преемственность в решении калининградских проблем, связанных с предстоящим расширением ЕС. Уверен, оно продолжит работу над новой редакцией Закона "Об ОЭЗ", принятие которой необходимо для динамичного развития экономики самого западного региона страны, нормального жизнеобеспечения миллиона живущих здесь россиян". Фраза о "необходимости скорейшего принятия Закона "Об ОЭЗ" набила оскомину не только у чиновников, но и у тех, на кого документ ориентирован в первую очередь - у предпринимателей. Руководитель калининградской сети супермаркетов "Виктория" и "Дешево" Николай Власенко, например, не возлагает на этот документ особых надежд: "Мы и раньше-то от правительства не бог весть что получали, чего уж сейчас мечтать? Невооруженным глазом видно, что Закон "Об ОЭЗ" пишется не под наши фирмы, а под столичные - уж слишком высокие финансовые требования там забиты". По мнению мэра Калининграда Юрия Савенко, правительство надо было давно в отставку отправлять: "Давайте проанализируем - президент ставит перед правительством задачу, а результата нет или в лучшем случае какой-то "выхлоп"! И не надо кивать на путинские слова о его "удовлетворительной оценке деятельности правительства". Понятное дело, президент сказал это, исходя из дипломатических соображений, соблюдая приличия. Но на самом деле - накипело! Вспомните, за последнее время у кабинета министров одни провалы. Во-первых, подскочили цены на хлеб, во-вторых, правительство просто угробило реформу жилищно-коммунального хозяйства, сведя все к тупому повышению тарифов. Так что сами понимаете, если от правительства мало толку - иначе президент просто не мог поступить". (НТРК "Каскад").

Российский оператор дальней связи "Ростелеком" объявил о запуске волоконно-оптической линии (ВОЛ) связи Калининград-Гвардейск-Советск с выходом на цифровую сеть России, а также о сдаче в эксплуатацию международной телефонной станции в Калининграде емкостью 960 каналов. "Комсомольская правда-Калининград" цитирует и.о. министра РФ по связи и информатизации Леонида Реймана, принявшего участие в церемонии открытия линии, прошедшей в режиме телемоста между Москвой и Калининградом: "Во-первых, после открытия оптико-волоконной линии все жители Калининградской области смогут получить гораздо более качественную телефонную связь со своими родственниками из "материковой" России. Во-вторых, значительно расширится спектр услуг связи, улучшится качество Интернета, число пользователей которого растет очень интенсивно". Особенно ждали момента запуска линии учащиеся, студенты и преподаватели. Запущенная в эксплуатацию волоконно-оптическая линия связи позволит в ближайшее время открыть Интернет-центры в крупных городах Калининградской области: Советске, Черняховске, Гвардейске, а к 2010 году прямой доступ к Интернету получат жители всех муниципальных образований. В связи с вводом ВОЛ "Страж Балтики" отмечает, что в 2004 году "Электросвязь" наметила ввести в Калининграде 33 тыс. 500 номеров. Это на 6 тыс. 500 номеров больше, чем в 2003 году. Такого количества номеров за один год не вводилось за всю историю предприятия.