Известный русский летчик Петр Николаевич Нестеров (15 (27) февраля 1887 — 26 августа (8 сентября) 1914 года) считается основоположником высшего пилотажа. Он впервые в мире выполнил на самолете мертвую петлю. Это произошло 27 августа (9 сентября) 1913 года в городе Киеве над Сырецким полем.

Пётр Николаевич Нестеров
Пётр Николаевич Нестеров
Ильшат Мухаметьяно © ИА REGNUM

Однако он известен не только этим. Талантливый авиатор занимался изысканием приемов ведения воздушного боя, конструкторской деятельностью в области самолетостроения. Он мечтал построить быстроходный, устойчивый, маневренный самолет, который бы летал подобно птице.

Работая над проектом самолета, Нестеров подходил к делу основательно. Он хотел решить задачу устойчивости и безопасности полета.

Нестеров среди членов Киевского общества воздухоплавания. 1910-е
Нестеров среди членов Киевского общества воздухоплавания. 1910-е

Как пишет советский авиаконструктор, историк авиации Вадим Шавров, незнание важнейших законов устойчивости самолета, необъяснимые катастрофы на виражах вызывали у авиаторов боязнь кренов. Соответствующими были и официальные инструкции по летному обучению: «Повороты было принято делать «блинчиком», всячески избегая сколько-нибудь увеличенного крена». Нестеров же был уверен, что поворот всегда должен сопровождаться соответствующим креном и что «как бы ни был велик крен аппарата, он не опасен, если угол крена соответствует крутизне поворота» (по книге В. Б. Шаврова «История конструкций самолетов в СССР до 1938 года»).

Петр Николаевич был уверен, что «в воздухе везде опора», и, как показало время, он был прав. Осуществить проект самолета помешала гибель летчика в самом начале войны — в 1914 году.

Русские солдаты осматривают обломки вражеского самолета, протараненного Петром Нестеровым. 26 августа 1914 года
Русские солдаты осматривают обломки вражеского самолета, протараненного Петром Нестеровым. 26 августа 1914 года

Но все же вернемся к мертвой петле, которую также неслучайно называют петлей Нестерова. Это был поистине грандиозный прорыв.

Мертвая петля — это чрезвычайно сложная фигура высшего пилотажа. Она представляет собой замкнутую петлю в вертикальной плоскости. Петля называется правильной, если все точки ее траектории лежат в одной вертикальной плоскости. Теоретически во всем мире знали, что эту самую петлю сделать можно, но никто не отваживался на такой шаг. Нестерову удалось сделать это на французском самолете «Ньюпор-4».

Если посмотреть на этот самолет, и вообще на все самолеты тех лет, удивительно, как вообще на них можно было летать без страха за свою жизнь, не говоря уже о выполнении сложных пилотажных фигур, к коим, несомненно, мертвая петля и относится.

Самолеты тех лет обладали очень непрочной конструкцией и были в основном сделаны с использованием древесины и специальной ткани (перкаль). При выполнении фигур высшего пилотажа эти материалы могли не выдержать жестких перегрузок, поэтому выполнение различных трюков было очень опасно для жизни пилота.

Но Нестеров шел к этому всю жизнь, он тщательно готовился к выполнению фигуры высшего пилотажа. «Воздух есть среда вполне однородная во всех направлениях. Он будет удерживать в любом положении самолет при правильном управлении им», — рассуждал авиатор.

Макет самолёта «Ньюпор», на котором Нестеров совершил «мёртвую петлю»
Макет самолёта «Ньюпор», на котором Нестеров совершил «мёртвую петлю»
Bestalex

«27 августа 1913 года Нестеров стартовал на тупоносом «Ньюпоре». По решительности действий штабс-капитана даже непосвященные догадались, что час настал. Аэродром притих. Летчики и механики, офицеры штаба и военврач, десятки любопытных зрителей вне аэродрома следили, как самолет быстро набирал высоту. Вот у него уже около тысячи метров. Летчик убрал газ и, круто опустив нос самолета, начал разгон. Аэродром замер. «Ньюпор», сильно разгоняясь, заревел мотором на полную мощность и круто полез вверх по огромной дуге. Круче, круче… Вот он оказался в верхней точке «мертвой петли» вверх колесами. Какая-то женщина в толпе испуганно закричала. Но «Ньюпор» как ни в чем не бывало продолжал полет по вертикальной дуге. Он опустил нос, снова затих мотор. Все, затаив дыхание, следили, как самолет перешел в крутое пикирование, затем плавно вышел из него и, опять оказавшись в горизонтальном полете, полностью замкнул вертикальный круг», — пишет мастер спорта, неоднократный рекордсмен и чемпион СССР в планерном спорте Виктор Гончаренко.

Люди на земле закричали «Ура!». Получилось так, что мертвая петля в воздухе стараниями выдающегося авиатора Петра Нестерова оказалась вполне живой.

Примечательно, что идею выполнения мертвой петли вынашивал французский летчик Адольф Пегу. Однако Петр Нестеров его опередил. Известие о подвиге летчика быстро облетело весь мир. И после этого Пегу, отбросив все сомнения, тоже выполнил эту сложную фигуру высшего пилотажа.

Кто знает, как сложилась бы жизнь Петра Нестерова, не погибни он в 1914 году. Сколько еще полезных открытий в авиации он мог бы совершить. Отдельного рассказа заслуживает его героическая гибель.

Кроки места падения самолётов Нестерова и барона Розенталя
Кроки места падения самолётов Нестерова и барона Розенталя

Когда началась Первая мировая война, Киевский авиаотряд отбыл на фронт. Участвуя в боях за Львов, Нестеров осуществлял воздушную разведку. Он выполнил одну из первых в России бомбардировок приспособленными для этого артиллерийскими снарядами.

26 августа (8 сентября) летчик заметил австрийский аэроплан. Он взлетел в воздух на своем «Ньюпоре» и принялся таранить австрийский летательный аппарат «Альбатрос», который в результате яростных атак рухнул вниз. Этот бой стал последним для выдающегося летчика, основоположника высшего пилотажа Петра Николаевича Нестерова. Он геройски погиб в бою в 27 лет, но успел оставить о себе память как о выдающемся летчике и талантливом авиаконструкторе, чьи идеи опережали время.