Нефтепровод Баку-Джейхан будет выгодным и без участия Казахстана: интервью бывшего главы Государственной Нефтяной Компаниии Азербайджана Сабита Багирова ИА REGNUM

Баку, 28 февраля 2004, 08:35 — REGNUM  

Справка ИА REGNUM: Сабит Багиpов - автоpитетный азербайджанский экономист. Один из основателей Hаpодного Фpонта Азеpбайджана. В период пpавления Hаpодного Фpонта (1992-93 гг.) был пpезидентом Госудаpственной Hефтяной Компании Азербайджанской Республики (ГНКАР).

Как Вы считаете, что можно ожидать от предстоящего визита в Казахстан президента Азербайджана Ильхама Алиева в свете заявления казахского руководителя Нурсултана Назарбаева, что Казахстан может присоединиться к проекту строительства нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан(БТД)?

Я думаю, что тема БТД будет важным пунктом предстоящих переговоров двух президентов. И надеюсь, что эти переговоры дадут дополнительные подвижки в плане присоединения к БТД. Но строить какие-то иллюзии по поводу инициатив Астаны о ее присоединении к проекту, я думаю, не стоит. В принципе, пока Казахстан не полностью наладил добычу нефти в тех масштабах, которые могли бы ему позволить определять маршрут ее экспорта. По моему мнению, Казахстан окончательно определится по этому вопросу в течении полутора-двух лет.

Как Вы думаете, привлекателен ли БТД для Казахстана как маршрут экспорта нефти?

Безусловно. Трубопровод БТД не только привлекателен для Казахстана, но он может быть интересен также для России. Я просто напомню тот факт, что еще в 1993 году министры топлива и энергетики Казахстана и России подтвердили в Баку свое желание участвовать в данном проекте. Другое дело, что есть определенные политические аспекты и России сейчас трудно принять решение по этому поводу. Есть мощные российские компании, которые заинтересованы в реализации других маршрутов - я имею в виду, в частности, "Транснефть".

Давайте предположим, что Казахстан отказался от перекачки своей нефти по этому маршруту. Не кажется ли Вам, что перспективы БТД в этом случае будут не такими уж заманчивыми, как вы описали выше?

Дело в том, что казахстанская нефть уже экспортируется по азербайджанской и грузинской территории, причем объемы этого экспорта только увеличиваются. Сейчас три страны фактически конкурируют за осуществление транзита через их территории. Эти страны - Азербайджан, Россия и Иран. Поэтому каждое из этих государств будут создавать более приемлемые условия для экспорта нефти по своей территории. Что касается Казахстана, надо учитывать и то, что не весь объем нефти, который добывается там, принадлежит этой стране. Как, наверное, вы знаете, по условиям контрактов, так называемых "продакшн шеринг" (разделение продукции), заключенных с западными нефтяными компаниями, добытая нефть распределяются между ними. Поэтому в выборе маршрута будут учитываться и мнения западных нефтяных компаний. Насколько я знаю, западные компании предпочитают переправлять нефть именно по БТД.

Насколько реален трубопровод Новороссийск-Джейхан, о котором, будучи в Москве, упомянул президент Грузии Михаил Саакашвили?

Что касается этого трубопровода, он безусловно выгоден Грузии. Идея этого маршрута не нова, еще три года назад об этом впервые заговорили экс-президент Грузии Эдуард Шеварднадзе и другие представители грузинского руководства, заявлявшие о возможности строительства этого трубопровода. Предлагаемый проект еще очень далек от реальности, чтобы обсуждать какие-либо конкретные варианты. Для реализации этого маршрута не только важно мнение грузинского руководства, но и должны найтись кредиторы и владельцы - компании в Казахстане, России и других странах. Для реализации этого проекта нужно несколько лет, в лучшем случае не менее 2-3 лет нужно только для того, чтобы от идеи перейти к стадии проектирования. Конечно, самым реальным маршрутом на сегодняшний день является БТД.

Какова пропускная способность БТД и выгоден ли вообще будет этот проект без казахстанской нефти?

Конечно, выгоден. Его пропускная способность - 50 млн. тонн в год, даже без казахстанской нефти Азербайджан сам в состоянии наполнить этот трубопровод. Казахстанская нефть - это дополнительный источник прибыли для компаний -владельцев нефтепровода, а также для стран, по территории которых будет проходить этот маршрут. Те, кто до сих сомневается в БТД, могут быть уверены, что этот трубопровод - реальность и он многие годы будет служить во имя благосостояния народов региона.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail