Рост промпроизводства в Тюмени в 2003 году составил 7,5%, тогда как по югу области - 6,6%. В целом, объемы выпуска продукции в Тюменской области с учетом округов увеличились на 10,2%, по России - на 7%.

Ведущая отрасль в Тюмени - машиностроение и металлообработка - ее доля в структуре городской промышленности составляет 46,2% (в 1999 году - 40,9%). На предприятиях этой сферы работают 12885 тюменцев, это в разы больше, чем в других отраслях. Средняя зарплата в машиностроении за год выросла на 25% до 6777 рублей. Для сравнения, средний заработок в промышленности - 7515 рублей, а самый высокий - в электроэнергетике - 11 тысяч рублей. Такие цифры прозвучали на отраслевом совещании руководителей предприятий машиностроения, медицинской, химической и нефтехимической промышленности.

"Темп роста производительности труда в машиностроение (на 16,4%) пока еще отстает от темпов рост зарплаты. Это говорит о том, что предприятия поднимают зарплаты работникам за счет повышения цен на свою продукцию, - отметила на совещании начальник управления экономики администрации Тюмени Надежда Тархова. - У нас всего 4 отрасли, где зарплаты растут за счет роста производительности труда, - медицинская, пищевая, лесная и деревообработка и промышленность стройматериалов".

Налоговые поступления от машиностроительной и металлообрабатывающей отрасли в 2003 году возросли на 14%. Однако, как отмечают директора предприятий, с каждым годом снижается прибыль. И причина не только в отмене "инвестиционной" льготы: предприятиям все сложнее становится конкурировать с соседями - производителями из Екатеринбурга, Башкирии. Себестоимость продукции конкурентов из других регионов ниже, потому что там уровень заработной платы меньше, чем в Тюмени.

Кроме того, растут затраты машиностроителей на электроэнергию и сырье. Так, в январе цены на металлы выросли на 14%, еще такое же повышение ожидается в марте. "Прибыли у нас вообще не остается, - сказал руководитель одного из тюменских заводов. - Это значит, что мы не можем инвестировать в развитие производства".

Дискуссия разгорелась вокруг стратегии устойчивого развития Тюмени, разрабатываемой институтом проблем освоения Севера СО РАН. По словам директора института Владимира Цибульского, цель стратегии - повышение качества жизни, а главная точка роста Тюмени - "город привлекательный для жизни и бизнеса".

Другое перспективное направление - "Тюмень как центр современных нефтегазовых технологий". Авторы стратегии считают целесообразной ориентацию тюменской промышленности на нефтегазовый комплекс, на автономные округа. Они предлагают создать технопарк с большими производственными помещениями и всем необходимым оборудованием, а на его базе открыть центр по повышению квалификации машиностроителей и обучению жителей юга области. Тогда бы северные предприятия привлекали бы на работу тюменцев, а не население из других регионов (на сегодня 40% сотрудников нефтегазовых предприятий - вахтовики).

Владимир Цибульский также отметил необходимость развития малых предприятий, ориентированных на ТЭК и которые бы занимались инновационными разработками. На что председатель ассоциации машиностроителей, гендиректор ОАО "Тюменские моторостроители" Виктор Кульчихин заметил: "Малые предприятия и нефтегазовый комплекс - понятия несовместимые".

- Вот для того, чтобы совместить эти понятия, и нужны инкубаторы. А то, что они совместимы, показывает зарубежный опыт, - парировал В.Цибульский.

Многие машиностроители отмечали, что соседние регионы тоже ориентируются на "нефтянку" округов, на развитие высоких технологий. Их волнует смогут ли они выдержать конкуренцию и не упадет ли лет через 10 спрос на нефть. "У Тюмени есть ряд преимуществ: близость рынков, хорошая транспортная система с округами, здесь выше уровень образования. По данным института, спрос нефть будет высоким еще 30-35 лет", - попытался убедить машиностроителей Владимир Цибульский.

По словам директора института, эта стратегия устойчивого развития ляжет в основу генплана Тюмени, разрабатываемого на 25 лет вперед. "Пока в стратегии только общие направления развития, конкретных экономических просчетов мы еще не вели, но в ближайшее время сотрудники института займутся этим, - добавил В.Цибульский. - В дальнейшем мы сможем продать готовые программы на аукционе заинтересованным инвесторам".

По мнению Виктора Кульчихина, "стратегия нужна, в ней есть толковые мысли, например, создать технопарк, единую промышленную зону". Однако к разработке программ следует привлечь аналитиков от машиностроения, которые бы смогли внести реальные предложения от всей отрасли.

Первый заместитель губернатора области Павел Митрофанов отметил, что нельзя ориентироваться только на нефтегазовый комплекс, необходимо создать альтернативную стратегию.