Незадолго до пуска парогазовой установки на Тюменской ТЭЦ-1 гендиректор ОАО "Уральская энергетическая управляющая компания" Алексей Бобров дал интервью корреспонденту интернет-издания "NewsProm.Ru":

- Когда и почему было решено начать реконструкцию Тюменской ТЭЦ-1?

- Станция была построена в 1960 году, она устарела морально и физически, в связи с чем требуются значительные затраты на ремонт основного и вспомогательного оборудования, часть из которого уже выводится из строя и в ближайшее время отработает свой ресурс. Поэтому в 1996 году "Тюменьэнерго" решило провести реконструкцию Тюменской ТЭЦ-1 с использованием новейших технологий и современного парогазового оборудования.

- Какова мощность станции?

- Возводимая на Тюменской ТЭЦ-1 парогазовая установка, суммарной мощностью 220 МВ, по сути, второй крупный парогазовый блок в России. Первый находится на Северо-Западной ТЭЦ в Санкт-Петербурге.

- После введения блока в эксплуатацию энергия с Тюменской ТЭЦ-1 будет дешевле, чем сейчас?

- Я могу лишь пообещать, что рост тарифов замедлится за счет снижения себестоимости производимой энергии и высокого (85%) КПД нового блока. Мы рассчитываем на то, что энергия с Тюменской ТЭЦ будет одна из дешевых в укрупненном Уральском регионе.

- Сколько стоит проект по реконструкции Тюменской ТЭЦ-1?

- Около 5 млрд руб.

- Где компания взяла деньги на реализацию этого проекта? "Тюменьэнерго" привлекло кредиты?

- Нет. Это было совместное решение губернаторов Тюменской области, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов. Они решили, что "Тюменьэнерго" должно самостоятельно профинансировать строительство Тюменского блока и Нижневартовской ГРЭС.

- То есть инвестиционная составляющая закладывалась в тариф?

- Да, но фактически ставка тарифа не была увеличена.

- Между тем, в конце 90-х нефтяная компания ЮКОС готова была финансировать проект по реконструкции Тюменской ТЭЦ. "Тюменьэнерго" даже подписало договор о сотрудничестве. Почему в итоге инвесторам было отказано?

- Дело в том, что ЮКОС согласился вложить деньги под гарантии того, что впоследствии он станет собственником ТЭЦ. Есть постановление правительства, согласно которому судьба активов будет определяться лишь советом директоров РАО "ЕЭС России". Поэтому на тот момент мы не могли предоставить ЮКОСу такие гарантии.

- Почему Тобольская ТЭЦ была включена в список станций, подлежащих продаже, а затем исключена из этого списка?

- Таким образом, РАО ЕЭС попыталось пойти навстречу так называемым монопотребителям, которые покупают больше половины тепло- и электроэнергии, производимой одной станцией. По некоторым позициям РАО ЕЭС показалось, что Тобольская ТЭЦ - моноТЭЦ, которая работает на Тобольский нефтехимкомбинат, и она была включена в этот список. Но сейчас это движение прекращено, потому часть акционеров не поддерживают это решение. А касательно Тобольской ТЭЦ - 10-15% производимой энергии потребляет Тобольский нефтехимкомбинат. Поэтому говорить о том, что станция работает на комбинат, сегодня не приходится.

- То есть переговоры с СИБУРом по продаже ему Тобольской ТЭЦ не идут?

- Я сомневаюсь, что в компании сейчас есть стратегическое видение этого вопроса. По крайней мере, к нам с таким предложением никто не обращался. Энергетика - очень консервативный бизнес. Поэтому я не думаю, что этот вопрос так быстро решится. Такая сделка будет обсуждаться не день, и не два, и даже не год.

- "Сургутнефтегаз" не раз заявлял о том, что готов купить обе Сургутские ГРЭС. Стоит ли сейчас вопрос о продаже станций, входящих в состав "Тюменьэнерго"?

- Вопрос о продаже станций не стоит. Более того, он категорически запрещен в соответствии с нормативными документами, которые приняты. Судьба "Тюменьэнерго" и входящих в нее станций будет полностью определена постановлением правительства и теми законами, которые приняты. Станции в Нижневартовске и Сургуте войдут в состав оптово-генерирующих компаний, а на базе южных тюменских станций будет создана территориальная тепло-генерирующая компания.

- И только после этого будет решаться вопрос с собственником?

- Совершенно верно. Причем будут продаваться не станции как таковые, а пакеты акций в оптово-генерирующих компаниях.

- Создается впечатление, что у РАО ЕЭС какое-то особое, трепетное отношение к "Тюменьэнерго"...

- "Тюменьэнерго" -- это крупнейшая энергосистема страны, поэтому у РАО такая жесткая позиция по отношению к активам нашей компаний, и позволить какой-либо из нефтяных компаний доминировать - не совсем правильно. В любом случае, этот вопрос будет решаться даже не на уровне совета директоров РАО, а на уровне правителсьвенной комиссии, которая курирует отрасль.

- Какой объем энергии, вырабатываемой "Тюменьэнерго", покупают нефтегазовые компании?

- Большой объем, процентов 75-80. Но ни одна из компаний не покупает более 10% вырабатываемой "Тюменьэнерго" энергии.

- Основные поставщики газа для "Тюменьэнерго"?

- Практически все нефтегазовые компании. Есть 3 критерия выбора поставщиков. Наличие собственного газа, возможность его транспортировать до нас, и цена. Нам поставляют газ и с Ямала, в частности некоторые независимые производители.

- Почему руководители пяти крупнейших нефтяных компаний считали, что тарифы "Тюменьэнерго" необоснованны?

- Самое главное -- изменять тариф мы не собираемся. Здесь главный вопрос - в экономике. Любая нефтяная компания - это частный бизнес, который борется за сокращение своих издержек. Им всегда хочется покупать энергию по более низким тарифам, чем есть на сегодняшний момент. Когда появится рыночный механизм, этот вопрос отпадет сам собой. Но до тех пор, пока некий регулирующий орган устанавливает цены на тот или иной вид услуг, всегда найдется тот, кто скажет, что монополист диктует свои условия.

- То есть сейчас они платят по тому тарифу, который установлен РЭК? - Безусловно. И будут дальше платить.