Система реформирования обучения детей и подростков вновь попала в центр внимания тульских чиновников и педагогов. Ход реализации концепции модернизации российского образования в Тульском регионе за 2003 год - главная тема обсуждения на заседании в Туле коллегии департамента образования Тульской области, состоявшемся 26 февраля. Так, как работали десять и даже пять лет назад, сегодня работать нельзя. Так считают и сами педагоги, и в министерстве образования. Именно поэтому Правительство РФ поставило задачу развития образования с использованием самых современных технологий. Основные направления этой работы обозначены в Концепции модернизации образования. Два года назад она была признана генеральной линией развития российского образования до 2010 года.

В Тульской области реализация концепции модернизации образования началась в 2003 году. Сегодня можно подвести первые итоги и сделать выводы. На треть сократится количество учащихся в Тульской области к 2009 году. Последствия демографического кризиса уже сейчас очень остро ощущают педагоги региона. Ежегодно в школы приходит на 9-10 тыс. детей меньше. В 2003 году эта цифра достигла рекордных размеров - 12 тыс. В первую очередь эта проблема характерна для сельских школ. С 1999 года число сельских образовательных учреждений в области сократилось почти на 30. Уровень образования педагогов в них примерно на 10% ниже, чем у преподавателей школ в районных центрах и Туле.

Среди учителей преобладают люди предпенсионного и пенсионного возраста. Многие из них совмещают функции двух, а иногда и трех преподавателей. Учебного оборудования и пособий не хватает. Содержание сети малокомплектных школ признается нерентабельным. В связи с этим Концепция модернизации образования предлагает внести существенные изменения в систему сельского образования. Основные из них - перевод малочисленных школ в ранг филиалов, объединение дошкольных и общеобразовательных учреждений, создание центров образования в крупных поселках и городах. Таким образом, сельской школе, по сути, отказано в праве на жизнь. Учреждений еще одной ступени образования коснутся большие перемены.

Содержание дошкольных образовательных учреждений будет осуществляться по принципу софинансирования. Чем лучше условия в детском саду, тем больше денег придется платить родителям за своего ребенка. Уже сейчас этот принцип в качестве эксперимента опробуется в нескольких регионах России, но уже через два года он может быть введен повсеместно. Защита малообеспеченных родителей предусмотрена. Но в органах социальной защиты не состоят на учете как малоимущие семьи врачей и учителей. Позволит ли им зарплата содержать ребенка в "дорогом" детском саду? А то, что появятся детские сады для детей богатых и бедных, совершенно очевидно. Сейчас в Тульской области две трети детей дошкольного возраста посещают детские сады. Хотя опять-таки из-за демографии количество таких учреждений в регионе сокращается.

Только за один год было закрыто 48 детских садов. Зато появляются учреждения дошкольного образования иного типа - с краткосрочным пребыванием. Пока их немного и сосредоточены они в областном и крупных районных центрах, но их появление также обусловлено требованиями Концепции, в которой говорится о необходимости вариативности в системе дошкольного образования. В общеобразовательных учреждениях работа ведется в основном по совершенствованию качества образования. Педагоги наконец-таки определились с типами и видами программ, исключив те, которые не обеспечены учебными и методическими пособиями. Сформированы требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, хотя закон о стандартах общего образования Государственная Дума до сих пор не приняла. Однако, не депутаты виноваты в том, что результативность тульских участников всероссийских олимпиад снизилась.

В 2003 году тульским вундеркиндам не удалось поддержать традиции победой в олимпиадах по физике, химии и математике. Обеспечение школ компьютерной техникой тоже оставляет желать лучшего. Кабинеты информатики есть только в 51,5% городских и 43,8% сельских школ. Несмотря на введение новых СанПиНов и ужесточение требований к условиям обучения и школьным программам, только половина общеобразовательных школ ввела в расписание третий урок физкультуры. Кстати, в начале нового учебного года ни эпидемиологи, ни пожарные не пойдут на "мировые" соглашения. Процедура приемки очень многих школ серьезно осложнится. Не удастся избежать серьезных расходов и родителям школьников.

Государство берет на себя обязанность финансировать общеобразовательные учреждения только в соответствии с их официальным статусом. Для всех остальных финансироваться будет только базисная программа. Все остальные образовательные услуги станут платными. Такие проблемы не грозят учреждениям начального и среднего профессионального образования. Государство крайне нуждается в рабочей силе и пока готово оплачивать эту потребность. На первый план в этой сфере выступают проблемы иного рода. В регионе до сих пор не осуществляется мониторинг рынка труда. Контрольные цифры приема в профессиональные училища, лицеи, колледжи и техникумы согласовываются и с муниципалитетами, и с центрами занятости. Однако, учитывается при этом только ситуация сегодняшнего дня.

Прогноз потребности в кадрах отсутствует, как и заказ на количество специалистов и качество образования. Зато каждое второе образовательное учреждение выпускает бухгалтеров и экономистов. Большинство из них со студенческой скамьи отправляется на биржу труда. В системе высшего профессионального образования особую тревогу вызывает качество подготовки специалистов в филиалах и представительствах прежде всего коммерческих ВУЗов. В настоящее время в министерстве образования РФ решается вопрос о передаче полномочий по лицензированию таких образовательных учреждений региональным органам управления образования. В этом случае департамент образования сможет на законных основаниях заняться проверкой деятельности подобных "ВУЗов", куда принимают всех, у кого есть возможность заплатить за диплом.

И последняя так ожидаемая всеми новость - заявление Нины Ждановой о вступлении Тульской области в 2004 году в эксперимент по Единому государственному экзамену. Никто не будет насильно заставлять выпускников принимать участие в эксперименте, но он состоится, не взирая на то, сколько учеников изъявит желание попробовать свои силы в ЕГЭ - 100, 500 или все 14600 выпускников. Последняя цифра, правда, вызывает сомнения. Несмотря на то, что до выпускных экзаменов осталось совсем немного времени, постановление о ЕГЭ губернатор до сих пор не подписал.