В Уфе «калининградский сценарий» не пройдёт: эксперты
Уфа, 24 января, 2017, 19:43 — ИА Регнум.
«Калининградский сценарий» транспортного коллапса, случившийся в начале января, в регионах отметают бодро или со страхом. Между тем даже в благополучной Уфе в конце января участились случаи задержки авиарейсов от 6 до 17 часов. Вместе с тем в Башкирии считают маловероятным повторение калининградского коллапса в уфимском международном аэропорте «Уфа» (МАУ). Как считают опрошенные ИА REGNUM эксперты, относительная надёжность уфимского аэропорта объясняется его удачным месторасположением и правильной работой проектировщиков и строителей.
Уфимский экономист Константин Кузьминых заявил, что МАУ в выгодную сторону отличается от Международного аэропорта «Храброво» в Калининграде, который был временно закрыт из-за инцидента с самолетом Airbus A321 российской авиакомпании «Аэрофлот», в результате чего последовал пассажирский коллапс: не смогли вылететь 2 тыс. 452 пассажира.
«Международным аэропорт Уфа стал ещё в середине 80-х, к международным саммитам глав государств стран БРИКС и правительств стран Шанхайской организации сотрудничества 2015 года построен отдельный международный терминал, — отметил экономист. — Аэропорт «нового поколения» гармонично вписался в инфраструктуру драйверов экономического роста Уфы и Башкирии, как и построенные отели международных цепей».
По мнению эксперта, МАУ отвечает всем предъявляемым международным и российским требованиям. В 2016 году аэропорт вошёл в десятку лучших аэропортов страны по рейтингу NAIS, победил в номинациях «Лучший аэропорт с пассажирским потоком до 4 млн человек», «Лучший российский аэропорт, по мнению пассажиров, с пассажиропотоком до 10 млн человек». А по версии рейтинга «Крылья России» стал лучшим за прошлый год. По результатам отраслевого исследования агентства «Авиапорт» два года подряд столичному аэропорту Башкирии присваивается категория 4 звезды из пяти возможных «За качество терминалов, привокзальной площади и пассажирского сервиса».
«После открытия в 2016 году второй линии на 800 пассажиров в час и второй взлетно-посадочной полосы без погодных ограничений международный аэропорт Уфа добился лучшего результата в Российской Федерации — 93% по регулярности рейсов, — сообщил Кузьминых. — То есть аэропорт функционирует с самыми минимальными задержками авиарейсов в России. Лично я, пользуясь услугами аэропорта Уфа, остаюсь доволен уровнем сервиса и работой служб безопасности».
Подобное мнение разделяет и общественный деятель, предприниматель Азамат Галин. «Когда я лечу в Уфу, я не беспокоюсь, как МАУ примет и примет ли наш самолет, я беспокоюсь, как я вылечу, — поделился общественник. — В этом заслуга проектировщиков и строителей, аэропорт расположен и построен так, что к нему подлететь и сесть можно с любого направления даже воздушным судам, на приём которых воздушная гавань даже не рассчитана».
Подчеркнув, что он не является экспертом в области безопасности авиапассажиров, и все его суждения базируются только на его личном опыте, Галин рассказал о малоизвестном эпизоде начала десятых годов. «Приземлившись в МАУ, я обратил внимание на огромный двухэтажный «Боинг», который казался выше самого здания аэропорта, лайнер принадлежал компании одной из юго-восточных стран, он осуществил в Уфе вынужденную посадку, потому что ни один из соседних аэропортов не мог его принять, — рассказал собеседник агентства. — Приземлиться-то лайнер приземлился, но вот взлететь с пассажирами на борту не мог, поэтому улетел без пассажиров, доставленных в пункт назначения другими самолетами».
По случайному совпадению, Азамат Галин был в начале января в Калининградской области и беседовал с коллегами, застрявшими в «Храброво». «Из рассказов испытавших на себе ненавязчивое гостеприимство сотрудников аэропорта в Калининграде, меня больше всего возмутило не отсутствие напитков и горячего питания, хотя это тоже настораживает, но то обстоятельство, что застрявшим путникам не было предложено никакой альтернативы, — добавил общественник. — Мне приходится много летать, и накладки возникают, при этом, как правило, предлагаются какие-то дополнительные варианты, например, добраться предоставленным автобусом до другого аэропорта, воспользоваться другим видом транспорта, в Калининграде же царили равнодушие и апатия. Нам, пассажирам, сидящим в самолете, остаётся надеяться только на сотрудников аэропортов, на наших уфимских можно положиться. Впрочем, не хотелось бы, чтобы эти ребята не почивали на лаврах, а продолжили самоотверженно трудиться».
Об успехах МАУ проинформировали в экспертном сообществе LogoMarkt: по открытым данным, в 2016 году из аэропорта «Уфа» вылетело более 14 тыс. воздушных судов, по итогам года услугами аэропорта воспользовались более 2,3 млн человек, оформлено больше 20 тыс. тонн багажа. Наиболее громкими в 2016 году в МАУ стали задержки рейсов в середине и конце марта, августе и октябре.
Так, 15 и 16 марта из «Уфы» были задержаны четыре рейса — в Новый Уренгой, Оренбург и Бованенково. В аэропорту задержки объяснили плохими погодными условиями в пунктах назначения. Около 300 пассажиров, среди которых были дети, не смогли вылететь в назначенное время. Самая длительная задержка составила 18 часов 25 минут.
30 марта густой туман стал причиной задержки 18-ти рейсов, девять на прилет и девять на вылет. На запасные аэродромы в Самару и Челябинск ушли три рейса. В терминалах ожидали улучшения погоды около 500 человек.
Рейс из Уфы в Джербу, Тунис, который должен был улететь 21 августа, в 19:35 задержали в аэропорту на 13 часов. На рейс было зарегистрировано 239 пассажиров, в том числе из них 47 несовершеннолетних детей и два малолетних ребенка.
20 октября самолет в Анталью должен был вылететь из аэропорта Уфы в 04:00 утра 20 октября. Однако выполнение авиарейса авиакомпанией было отложено более чем на 20 часов из-за технической неисправности выделенного воздушного судна. В результате 140 пассажиров, в том числе 19 несовершеннолетних, из них 5 малолетних детей, вынуждены были почти сутки провести в уфимском аэропорту.
Во всех указанных случаях представители транспортной прокуратуры проконтролировали, чтобы все пассажиры были обеспечены прохладительными напитками, горячим питанием, услугами гостиничного сервиса.
Если новогодние и рождественские праздники в аэропорту Уфы прошли относительно спокойно, то с 17 января начались долговременные задержки рейсов. 17 января рейс Уфа — Ханты-Мансийск авиакомпании «Саратовские авиалинии» был задержан на 17 часов. 20 января 2017 года в МАУ были задержаны три рейса более чем на 6 часов. Речь идет о направлениях Уфа-Сургут авиакомпании «Ютейр», Уфа-Баку авиакомпании NordStar и Уфа-Норильск также авиакомпании NordStar. 21 января из-за снегопада несколько самолетов не смогли осуществить посадку на территории МАУ.
Справка:
В 1991 году Уфимский авиаотряд, имеющий собственный авиапарк, был преобразован в самостоятельную авиакомпанию «Башкирские авиалинии» («БАЛ»), которая позиционировалась как национальная авиакомпания. ГУП «Международный аэропорт «Уфа» создано в декабре 1999 года путем разделения ранее единого предприятия на два государственных унитарных предприятия — ГУП «Авиакомпания «БАЛ» и ГУП «Международный аэропорт «Уфа».
10 октября 2003 года Минимущество РФ издало распоряжение «О подготовке к приватизации ФГУП «Международный аэропорт «Уфа»: он был включен в план приватизации на 2004 год. В Едином государственном реестре юридических лиц в 2006 году была внесена запись о создании ОАО Международный аэропорт «Уфа» путем реорганизации в форме преобразования; государственная регистрация выпуска акций ответчика, размещенных путем их приобретения Российской Федерацией.
В августе 2007 года региональные власти договорились с Минтрансом России о возврате аэропорта в собственность республики. Башкирия на тот момент вложила в актив около 1 млрд рублей, но Росимущество шло на сделку неохотно. При поддержке тогдашнего премьер-министра Раиля Сарбаева в 2009 году под маркой будущей национальной авиакомпании (на смену обанкротившимся «Башкирским авиалиниям») было зарегистрировано ООО «Аркаим».
В ноябре 2009 года президент России Дмитрий Медведев распорядился передать в собственность Башкирии 100% акций ОАО «Международный аэропорт «Уфа», находящихся в федеральной собственности. Цель смены собственника — привлечь инвестиции в комплексную реконструкцию аэропорта «Уфа». Правительство республики в соответствии с республиканской целевой программой на условиях государственно-частного партнерства обязалось привлечь инвестиции в размере не менее 24,7 млрд рублей в комплексную реконструкцию и модернизацию объектов авиатранспортной инфраструктуры аэропорта «Уфа», включая реконструкцию аэровокзального комплекса.
Сегодня ОАО «Международный аэропорт «Уфа» является стопроцентной собственностью республики, уставный капитал — 181 млн 94 тыс. рублей. Собственного авиапарка МАУ не имеет. Авиакомпания «Аркаим» с апреля 2016 года находится в процессе реорганизации в форме присоединения к ООО «АЭРОМАКС.
В 2015 году тендер международного аэропорта Уфы (МАУ) на оказание услуг по содержанию 399 единиц аэропортовой техники выиграло уфимское ООО «Сервисная производственная компания» (СПК). Предприятие стало единственным участником запроса предложений, проведенного аэропортом 27 октября. По условиям контракта подрядчик должен в течение трех лет оказывать аэропорту услуги эксплуатационно-технического содержания подвижного состава, а также разработать план вывода существующих нерентабельных производственных площадей и организации новых.