«Я думаю, что изменившаяся социально-экономическая ситуация и новые задачи, формируемые уже на новом этапе развития страны и большого сибирского региона, диктуют свою логику. В том числе становится актуальным создание новой структуры по типу агентства», — заявил в беседе с корреспондентом ИА REGNUM политический аналитик Павел Клачков, комментируя информацию о возможном создании агентства развития Сибири.

«И здесь, безусловно, необходимо переформатировать старые, уходящие в прошлое структуры, вроде «Сибирского соглашения». Никто не говорит, что эта структура неэффективна, или ее работа не нужна, но жизнь не стоит на месте. И создание агентства порождает новые надежды на то, что Сибири в итоге будет уделено больше внимания, что здесь будут активизированы точки роста, появится больше жизни, энергии, движения. Потому что невозможно постоянно жить по каким-то старым схемам, все это со временем затухает и становится нежизнеспособным», — сказал Павел Клачков.

«Для того чтобы идти вперед, необходимо дать импульс к развитию. И вот если агентство справится с этой задачей, а это станет понятно буквально в течение года с его создания, тогда эта затея и этот проект окажутся востребованными. Но лично у меня сейчас позитивное восприятие, более добрые надежды на это, а также желание, чтобы это начинание свершилось и получило успех», — подытожил собеседник ИА REGNUM.

Красноярский политолог Сергей Комарицын напомнил, что с инициативой создания агентства на базе «Сибирского соглашения» полпред президента в СФО Сергей Меняйло выступил еще летом прошлого года сразу после своего назначения: «Однако что это такое, никто не знает, включая, видимо, и самого Меняйло. Во всяком случае, речь не идет о федеральном органе управления по типу министерства Дальнего Востока или министерства по Северному Кавказу. Да и вышестоящие инстанции в лице Владимира Путина и Дмитрия Медведева никак не прореагировали на эту инициативу».

Читайте также: Полпред Меняйло: инвестпроектами в СФО займется Агентство развития Сибири

«Похоже, Меняйло погорячился, и его ставленник — нынешний председатель исполкома МАСС (Межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение» — прим. ИА REGNUM ) Андрей Жуков — на самом деле говорит всего лишь о реформировании «Сибирского соглашения». Ну можно его переименовать в агентство. «Сибирское соглашение» давно уже не играет никакой серьезной роли. Можно, конечно, попытаться его реанимировать с целью формирования какой-то консолидированной позиции сибирских регионов, но в условиях нынешней политической системы это невозможно, — считает эксперт. — Такая структура никакого самостоятельного значения иметь не будет».

Однако, по словам Сергея Комарицына, «прав Меняйло в другом»: «Нет стратегии развития Сибири. Это так. Несмотря на многочисленные декларации и заявления с традиционным цитированием Ломоносова. Еще летом 1991 года только что избранный, но еще не вступивший в должность президента Борис Ельцин, находясь в Новосибирске, подписал распоряжение «Вопросы деятельности Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», предусматривающее экономическую самостоятельность сибирских регионов. Это был обман».

«20 лет назад в Омске Ельцин в обмен на его поддержку сибирских руководителей на президентских выборах подписал указ «О мерах государственной поддержки развития Сибири». Это тоже был обман. Программа социально-экономического развития Сибири, предусмотренная указом, так и не появилась. Вместо нее, и то только в 1999 году, была утверждена ФЦП «Сибирь», которая тут же тихо и бесславно скончалась. В 2002 году российский премьер Михаил Касьянов утвердил «Стратегию экономического развития Сибири». Она довольно точно, но выборочно и эклектично воспроизводила материалы Госплана СССР и не имела никакого значения», — объясняет Сергей Комарицын.

Он отметил, что через пять лет тысячи людей принялись за разработку новой стратегии: «Несколько лет Высший экономический совет СФО и Минрегионразвития совместно с органами власти субъектов Федерации готовили этот судьбоносный документ. Тысячи активистов правящей партии «Единая Россия» участвовали в постоянно действующем партийном форуме «Стратегия-2020». В марте 2010 года специальная общероссийская конференция этой партии прошла в Красноярске (завершилась в апреле в Новосибирске), она тоже принимала концепцию стратегии развития Сибири. И наконец, тогдашний лидер партии, он же премьер-министр Владимир Путин летом 2010 года подписал распоряжение об утверждении этой стратегии. Документ на 80−90% текстуально совпадает со «стратегией», подписанной Касьяновым. Сейчас этот документ, хотя и действующий, считается негодным».

«В предвыборную президентскую кампанию 2012 года появилась маловразумительная идея создания «Корпорации развития Восточной Сибири и Дальнего Востока от западных границ Красноярского края до Камчатки и Сахалина». Почему-то этим вопросом по поручению Путина занимался тогда министр по делам ЧС Сергей Шойгу. Корпорация тоже умерла, так и не успев родиться, — продолжает Сергей Комарицын. — Было еще много разных стратегий и предложений — про «территории опережающего развития», например. Они все шли сверху, и ничего из этого не было реализовано».

«Меняйло прав в одном: спасение утопающих — дело рук самих утопающих. В Москве нет адекватного понимания значения Сибири: «Рассея от Волги до Енисея». Хотя Енисей — это как раз ровно посередине страны. А многие вообще считают Сибирь иждивенцем. Владимир Путин, кстати, хотя и в другом контексте писал об этом в своей программной предвыборной статье «Россия: национальный вопрос»: за лозунгом «Хватит кормить Кавказ!» «неизменно последует призыв» «Хватит кормить Сибирь, Дальний Восток…». Хотя кто кого кормит, вообще-то хорошо известно», — подчеркнул собеседник ИА REGNUM.

По его словам, впервые за 400 лет нет государственной стратегии в отношении Русской Азии. «А она всегда была: сначала продвижение на восток, к Тихому океану, укрепление границ; со времен Александра III — развитие; в советскую эпоху — индустриализация (при Сталине 30 процентов всех капиталовложений направлялось в регионы Сибири, Дальнего Востока и Казахстана), в хрущевско-брежневские времена, несмотря на нефтегазовые и прочие перекосы, — «перемещение производительных сил на восток» и создание современной инфраструктуры (научные центры, университеты, театры и так далее). Административно, казалось бы, занимались в последние годы Сибирью — специальная комиссия во главе с вице-премьером Игорем Шуваловым, постоянно заседал Госсовет с сибирской повесткой и пр. Представляется наивным, что еще одна бюрократическая структура — агентство по развитию Сибири сможет как-то изменить ситуацию, да и вообще встроиться в эту государственную вертикаль. Дело ведь не в отсутствии идей — их достаточно. Нельзя построить коммунизм в отдельно взятой квартире, пусть даже площадью Сибирского федерального округа. С другой стороны, если Меняйло удастся действительно хоть как-то отстаивать консолидированную позицию сибиряков, то это надо приветствовать», — подытожил Сергей Комарицын.

Как уже сообщало ранее ИА REGNUM, глава исполкома межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» Андрей Жуков 12 января заявил, что вопрос создания агентства развития Сибири планируется решить в течение первых шести месяцев 2017 года. Жуков подчеркнул, что если вопрос не решится в пользу создания агентства на базе «Сибирского соглашения», то деятельность ассоциации продолжится в формате той структуры, что была до сих пор. При этом ассоциация собирается реформировать исполком, а свою работу выводить на новый уровень.

Справка: межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение» появилась более двадцати лет назад. Как сообщили ИА REGNUM в ассоциации, это был «ответ сибирских территорий на процессы, которые к 90-м годам минувшего века привели к крушению Советского Союза». 16 ноября 1990 года в Новосибирске состоялось первое заседание совета ассоциации, на котором были решены основные организационные вопросы.

В 1992 году на заседании совета ассоциации в столице Бурятии — городе Улан-Удэ — были приняты уставные документы «Сибирского соглашения», что позволило министерству юстиции Российской Федерации чуть позже зарегистрировать МАСС как одно из первых межрегиональных экономических объединений. Сейчас в структуре МАСС работает 21 координационный совет. С 2013 года по настоящее время председателем совета МАСС является глава Хакасии Виктор Зимин.