Казахстан с 1 января 2017 года ввел запрет на транзит через свою территорию произведенного в Киргизии мяса и молока любым видом транспорта, кроме железнодорожного. Тем не менее, на киргизско-казахской границе еще не была задержана ни одна машина с данными видами сельхозпродукции. Об этом заявил директор Госинспекции по ветеринарной и фитосанитарной безопасности Калыс Жумаканов сегодня, 9 января, на заседании киргизского парламента.

Под запрет попала продукция 15 киргизстанских предприятий, включенных в реестр Роспотребнадзора в феврале 2016 года, но не попавших в аналогичный список казахстанского Министерства сельского хозяйства. В результате чего киргизские компании получили возможность продавать свои товары в России, но не имеют доступа к рынку соседнего Казахстана.

По словам чиновника, казахская сторона уведомила киргизских коллег, прислав соответствующее официальное письмо. «Мы начали работать по данному вопросу. Письмо от Минсельхоза Казахстана можно понять двояко. Там пишется, что транзит разрешен по железной дороге. В России и Казахстане рабочие дни. Мы уточним вопрос у них. Сейчас пытаемся связаться с коллегами. Пока задержек транспорта нет», — отметил он.

Президент Ассоциации рынков и бизнеса Киргизии Сергей Пономарев охарактеризовал действия казахского сельскохозяйственного ведомства как «вызывающие недоумение» и высказал мнение, что таким образом лоббируются интересы определенных казахстанских компаний, производящих мясомолочную продукцию.

«Даже если мы обратимся в Евразийскую экономическую комиссию, у нее есть свои сроки, и она в течение 30 дней будет разбираться. Потом вынесут решение. А драгоценное время-то идет. Из-за бюрократических проволочек кто-то будет иметь сверхприбыли. Другого объяснения я не вижу», — уточнил он.

Между тем, эксперт-экономист Жумакадыр Акенеев считает, что причина введения Казахстаном запрета на транзит киргизской мясной и молочной продукции автомобильным транспортом иная, и виноваты в том сами киргизстанские бизнесмены.

«Многие наши производители молочной продукции, оформляя документы, вписывают российский город. Но большегрузы не доезжают до конечного пункта. Тем самым они уходят от уплаты налогов, и вся продукция остается в Казахстане», — констатировал доктор экономических наук.

ИА REGNUM напоминает, что начиная с 12 августа 2015 года, Киргизия является участником Евразийского экономического союза, наряду с Арменией, Белоруссией, Казахстаном и Россией.

Отметим, что правительство Казахстана не упраздняло карантинный фитосанитарный контроль на киргизско-казахской границе до тех пор, пока Киргизия не пожаловалась по этому поводу в Евразийский экономический совет, а также до настоящего момента не отменило пограничный ветеринарный контроль по отношению к киргизстанским товарам.