24 февраля впервые губернатор Ямало-Ненецкого АО Юрий Неелов в совместном заявлении с главой Тюменской области Сергеем Собяниным не исключил "никаких вариантов интеграционного процесса, в том числе и интеграции области в единый субъект федерации".

С этой целью, говорится в документе, будет создана единая рабочая группа, которая должна "представить органам госвласти в Москве, Тюмени и Салехарде аргументы "за" и "против"". Это заявление можно считать сенсацией, ведь такой мягкой и обтекаемой формулировкой самый яростный противник объединения области, Ямало-Ненецкий АО, фактически объявил о готовности к конструктивному диалогу.

Вопрос о необходимости объединения Тюменской области стал своеобразным риторическим вопросом для региона. На тюменский лад это означало следующее: бедный аграрный юг области, возглавляемый прежним губернатором Леонидом Рокецким, желал вернуть в свое лоно две богатые углеводородными ресурсами и финансово обеспеченные автономии - Ямал и Югру, которым тогдашний президент Борис Ельцин широким жестом подарил самостоятельности столько, сколько "могли унести".

Однако в середине и конце 90-х годов противостояние юга и севера было настолько сильным, а перспектива объединения области и округов - настолько несбыточной, что скорее представлялся полный выход автономий из состава Тюменской области как финансово самостоятельных субъектов федерации из тюменской "матрешки".

Все изменилось с приходом новой власти, как в самой Тюменской области, так и в России. Федеральный центр во главе с Владимиром Путиным объявил курс на укрупнение субъектов федерации, поскольку нынешние 89 регионов, по мнению главы государства, практически неуправляемы. Первой ласточкой такой позиции президента стала надстройка новой властной конструкции в виде федеральных округов, во главе которых поставлены президентские полпреды.

Тогда-то стало ясно, что, по крайней мере, отделиться от Тюменской области округа не смогут. Автономии же, в свою очередь, до последнего рассчитывали хотя бы сохранить статус-кво: быть автономиями в составе области.

Политические тяжеловесы Юрий Неелов (Ямал) и Александр Филипенко (Югра) всерьез надеялись на свои лоббистские возможности в правительстве РФ и российском парламенте, когда вышел в свет проект поправок к ФЗ "Об общих принципах...", известный в народе как "закон Козака" (документ лишает автономии части ключевых полномочий, что в последствии может привести к их ликвидации).

Однако слаженные действия ямальцев и югорцев, а также политиков из других автономий (как переговоры с властями, так и угрозы уйти в отставку или выделиться из состава области), не возымели действия. Замглавы кремлевской администрации Дмитрий Козак, подготовивший законопроект, заявил что-то в роде: "Их доводы нас не убедили". А губернатор Сергей Собянин (принимавший, кстати, участие в разработке документа) сохранял спокойствие и в полемику не вступал. Его пресс-секретарь Александр Романов тогда выразил точку зрения главы Тюменской области: "Какие бы законы ни были приняты, мы в любом случае сможем договориться с округами".

Законопроект, разумеется, был принят. А в конце прошлого года автономии и область приступили к выработке механизма делегирования полномочий. Этот процесс проходит беспокойно. На данный момент специально созданная трехсторонняя рабочая группа утвердила методику обмена информацией между областью и автономиями относительно тех полномочий и их финансирования, которые округа хотели бы оставить за собой.

И если по поведению руководителей Ханты-Мансийского АО было видно, что они смирились с неизбежным и даже отправили свои лучшие кадры, заместителей Александра Филипенко - Олега Чемезова (по экономике) и Сергея Сарычева (по политике и PR) - в администрацию Сергея Собянина, то на Ямале сепаратистские настроения не утихали. Правда, лица, обеспокоенные дальнейшей судьбой округа в связи с поправками в ФЗ "Об общих принципах...", и власти Ямало-Ненецкого АО "равноудалились" друг от друга.

В частности, ассоциация "Ямал - потомкам" предложила Госдуме Ямала свой вариант укрупнения субъектов федерации: объединить Ямало-Ненецкий, Ненецкий и Долгано-Ненецкий (Таймырский) автономные округа. А представители окружного парламента, в частности, зампредседателя Валерий Степанченко в ходе визита в Тюмень попросил не усложнять ситуацию: дескать, данный документ всерьез Госдумой округа не рассматривался, и вообще подобных ему бумаг в ямальский парламент приходит тысяча.

Однако исключительную лояльность процессам укрупнения губернатор округа Юрий Неелов проявил 24 февраля на специально созванной конференции по интеграции Тюменской области и Ямала. Согласно заявлению, распространенному от имени глав двух регионов Сергея Собянина и Юрия Неелова, стороны признают существование "стратегической линии на углубление внутрирегиональной интеграции..., конечной точкой которой может стать административно-политическая интеграция региона, связанная с пересмотром конституционного статуса составляющих Тюменскую область субъектов федерации".

В документе также подчеркивается, что губернаторы Сергей Собянин и Юрий Неелов не исключают такого развития событий, "если это пойдет на пользу региону и его жителям". Оценку всех позитивных и негативных последствий такой интеграции предстоит дать специальной рабочей группе, которая будет создана в ближайшее время.

Результаты ее работы будут озвучены не только в Тюмени и Салехарде, о которых идет речь, но и в Москве. При этом два губернатора отметили, что "никаких личных интересов и политических амбиций никто не преследует, а интересы чиновников будут учитываться в последнюю очередь".

Данный документ назван самими авторами "новым, вторым за последние три года прорывом в региональной политике". И можно сказать, что они действительно правы: такого единодушия губернаторы Тюменской области и Ямала еще не демонстрировали. Причем в этом направлении они перещеголяли главу Югры Александра Филипенко, традиционно более лояльного тюменскому губернатору Сергею Собянину, выходцу из Ханты-Мансийского АО.

Правда, вполне вероятно, что с ним Сергей Собянин имеет аналогичное соглашение, а Югра и область также создадут рабочую группу, которая изучит возможность объединения двух регионов. Только об их договоренности по ряду причин умолчали, например, потому, что до конкретных действий дело еще не дошло. А о том, что они-то уже "обо всем договорились", было понятно лишь из доказательств косвенного характера, в частности, по переезду Олега Чемезова и Сергея Сарычева.

А вот в связи с чем было объявлено о союзе Ямала и области - вполне понятно. Напряжение в этих двух территориях, связанное с возможным их объединением, стало слишком высоко: высказались все, кроме Сергея Собянина и Юрия Неелова. Чтобы разрядить обстановку и обозначить свои позиции, они и устроили конференцию по вопросам интеграции области и округа, на которой сделали свое заявление относительно объединения Тюменской области в единый субъект федерации.