Последние два года стали непростым временем как для России, так и для Казахстана. Национальные валюты обеих стран пережили серьёзную девальвацию, их экономика рискует надолго оказаться в состоянии стагнации. Однако на этом фоне ряд предприятий не только смогли удержать свои позиции на рынке, несмотря на кризис, но и значительно преуспеть — тем самым создавая опору и новые возможности и для связанных с ними производителей. Одним из показательных примеров подобного симбиоза может послужить сотрудничество казахского «Казцинка» и российского «Криогенмаша», совместная работа которых лишний раз указывает на перспективность региональной экономической интеграции, особенно в условиях общего экономического спада на постсоветском пространстве.

ПАО «Криогенмаш» является крупнейшей компанией в России по производству технологий и оборудования для разделения воздуха, по снабжению техническими газами и переработке попутного, природного газа и сжиженного природного газа. На выпущенном предприятием оборудовании выпускается более 70% годового объема производства технических газов в России, Криогенмаш входит в состав группы ОМЗ (Объединенные машиностроительные заводы), одной из ведущих компаний тяжелого машиностроения, специализирующейся на оборудовании для атомной энергетики, нефтехимической и нефтегазовой, горной промышленности, производстве спецсталей.

Продукция «Криогенмаша» высоко ценится на международном рынке, до трети из которой отправляется на экспорт. Предприятие является единственным в России и одним из семи крупнейших мировых производителей крупнотоннажного криогенного оборудования собственной разработки. Одним из традиционных рынков сбыта продукции Группы ОМЗ и «Криогенмаша», в частности, является Казахстан.

Еще в 1963 году на Усть-Каменогорский свинцовоцинковый комбинат была поставлена первая криогенная воздухоразделительная установка Бр-5. В 1967 году была поставлена установка Бр-1. В 1986 году — КААР-15, а в 1988 — КА-5 для Риддерского металлургического комплекса.

После распада Советского Союза взаимоотношения возобновились в 2005 г., когда ТОО «Казцинк», образованное слиянием предприятий, занимающихся добычей и обработкой руд цветных металлов в Восточно-Казахстанской области, приступило к расширению основного производства и начало работы по проекту «Новая металлургия». Тогда Криогенмаш построил современную установку Ктд-15 и провел модернизацию существующей КААр-15 с продлением срока работы на 5 лет.

В 2013 году «Криогенмаш» заключил с «Казцинком» новый договор на поставку криогенной ВРУ КАр-15 (производительность 15 тыс. м³/ч кислорода), крупной системы хранения и газификации жидких кислорода, азота и аргона для нужд Усть-Каменогорского металлургического комплекса, а также Кт-5 (производительность 5 тыс. м³/ч по кислороду) для Риддерского металлургического комплекса ТОО «Казцинк». Это оборудование введено в эксплуатацию в середине 2016 года.

В настоящее время в Усть-Каменогорске действует несколько основных заводов «Казцинка», которые специализируются на производстве цинка, свинца, золота, серебра, меди и на серно-кислотном производстве. Цинковый завод выпускает в год порядка 200 тыс. тонн продукции, по свинцу плановая мощность составляет 140 тыс. тонн, в 2016 году она, благодаря замене плавильной печи, уже достигла отметки в 160.

В Усть-Каменогорске в больших масштабах производят драгоценные металлы. Завод может выпускать 52 тонны золота в год и порядка тысячи тонн серебра. Медный завод «Казцинка» — уникальный проект не только для Усть-Каменогорска, но и для всего Казахстана. Его строительство началось в 2006 году, а запуск состоялся в августе 2011 года с проектной мощностью 70 тыс. Тонн катодной меди в год. Последние два года предприятие производит медь на максимальной мощности.

В соседнем городе Риддер металлургический комплекс мощностью 100 тыс. тонн выпускает цинк. Руда на это предприятие, впрочем, поступает не из Восточного Казахстана, а Западного, где качество руды гораздо выше.

В этом же городе компания владеет собственной ремонтной базой «Казцинкмаш», благодаря чему обеспечивает до 90% собственных потребностей в запасных частях, часть из которых идёт также на продажу. На территории СНГ это — единственное предприятие, которое само производит электровозы К10 и К14. Раньше в России из аналогичного производства был лишь Александровский завод, который уже практически прекратил своё существование.

Все производимые компанией металлы продаются за пределами Казахстана, кроме золота, которое уходит в республиканский бюджет. Бухтарминская ГЭС в городе Серебрянске между Усть-Каменогорском и Изряновском полностью обеспечивала все предприятия компании электроэнергией до пуска медного завода — теперь ежемесячно «Казцинк» докупает до 10−15% электроэнергии у городской ГЭС в Усть-Каменогорске.

По словам начальника Сервисного цеха Усть-Каменогорского металлургического комплекса Меира Ластаева, несмотря на кризисные явления в экономике, предприятию удаётся поддерживать и наращивать объёмы производства, хотя и пришлось провести серьёзную оптимизацию.

«Пришлось ужиматься в затратах, целая программа есть — каждый цех свой вклад внёс на снижение затрат. Поставили приоритеты, какие необходимо материалы, оборудование. Что может быть в данный момент, что будет на будущее», — рассказал Ластаев корреспонденту ИА REGNUM.

В дальнейшем производственные мощности будут увеличиваться, заверил он. «Сокращения производства не было — только наращиваем», — подчеркнул.

Как пояснил Ластаев, в настоящее время руководство предприятия рассматривает перспективные планы по проведению глубокой модернизации и старой воздухоразделительной установки — с установкой блоков комплексной очистки. «Этот вопрос с Криогенмашем сейчас прорабатывается, однако его решение будет зависеть ещё и от металлургов — если они будут ставить дополнительную печь, понадобится 3 кислородных блока, и тогда старый блок будет модернизироваться. В противном случае будет произведена неглубокая модернизация, продляющая срок работы», — пояснил он.

В конечном счете дальнейшие перспективы обновления производственных мощностей зависят от потребности металлургов в дополнительном кислороде — то есть от установки новой печи для обогащения руд.

Как рассказал корреспонденту ИА REGNUM генеральный директор ПАО «Криогенмаш» Сергей Хрусталев, «Казцинк» является одним из крупнейших клиентов его компании, при этом очень перспективным.

«Наши заказчики обычно покупают одну воздухоразделительную установку в 20 лет. Казцинк у нас с 2010 по 2016 год купил две установки для Усть-Каменогорска. И ещё третью мы построили на Лениногорском комбинате в г. Риддер», — заявил Хрусталев.

«Из аналогичных проектов, когда заказчик покупает три установки за такое короткое время, можно отметить только Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) — флагмана российской металлургии», — продолжил он.

В общем балансе портфеля заказов «Криогенмаша» «Казцинк» составляет порядка 15%. Горнодобывающая компания готова к расширению производства — уже сейчас ей не хватает мощностей для производства кислорода.

«С «Казцинком» наше взаимодействие мы не остановили и продолжаем его наращивать. «Казцинку» не хватает мощностей, не хватает кислорода. А когда нашим заказчикам не хватает кислорода — это означает, что у них растёт производство», — подчеркнул Хрусталев.

«Тут прямая корреляция. У заказчика растёт портфель заказов, ему не хватает продуктов разделения воздуха— он приходит и заказывает дополнительные мощности. Как только сокращается портфель заказов, сразу инвестиционные планы начинают сворачиваться», — добавил он.

Диверсификация «Казцинка» в этом отношении очень показательна, указал эксперт: «Сама площадка Усть-Каменогорского металлургического комплекса — изначально был свинцово-цинковый комбинат. Это основное производство. Но чтобы диверсифицировать свой портфель заказов, «Казцинк» 10 лет назад начал комплексную модернизацию, построили медное производство».

«Медный концентрат, который сначала продавали на сторону, компания начала перерабатывать сама, получила конечный продукт, и, соответственно, выручка предприятия качественно увеличилась. Компания диверсифицировалась по продуктам, произошло наращивание производственных мощностей — они купили у нас новую воздухоразделительную установку. Есть взять НЛМК, они тоже диверсифицировали своё производство, ведут борьбу с издержками, перешли на новые виды проката, им потребовалось больше кислорода, они провели конкурс среди возможных поставщиков, включая иностранные компании, и заключили договор с нами», — пояснил Хрусталев.

Помимо всего прочего, энергоэффективность современных установок выше, чем старых — порядка до 25−30%, что также подстёгивает заказчиков к замещению старых установок, отметил эксперт: «В современных криогенных воздухоразделительных установках выше процент извлечения продуктов, современные машины позволяют при меньшем потреблении электроэнергии выдавать в блок разделения большее количество воздуха».

В целом современное предприятие, руководство которого склонно к постоянным изменениям и эффективным капиталовложениям, всегда обеспечивает хороший портфель заказов, добавил в заключение Хрусталев: «Наше воздухоразделительное оборудование для заказчика является вспомогательным — но оно энергоемкое, и от него зависит множество основных производственных процессов. Поэтому мы всегда идем рядом. Даже не вслед за модернизацией — мы являемся элементом этой модернизации».