Обсуждается новый документ по приднестровскому урегулированию. Ограничен доступ представителей ОБСЕ на военные объекты в Приднестровье. В Приднестровье разбирают здание, в котором продолжают работать молдавские полицейские. Совет Европы заинтересовался ситуацией вокруг молдавских школ в Приднестровье. Европейская интеграция начинается с чиновников. Чеченцы объявили в Молдове голодовку. География молдавских вин: завоевывают запад, но покупают их на востоке.

Обсуждается новый документ по приднестровскому урегулированию

Участники от Молдовы и Приднестровья в переговорах по приднестровскому урегулированию представили 17 февраля свои предложения по урегулированию приднестровского вопроса, выработанные по рекомендациям посредников в Софии. В этот же день руководитель Миссии ОБСЕ Уильям Хилл встретился с министром реинтеграции Молдовы Василием Шовой, а сотрудник Миссии Анджей Климчик - с министром иностранных дел непризнанной ПМР Валерием Лицкаем, пишет ежедневная газета "Время". Представителям Кишинева и Тирасполя следовало в срок до 17 февраля представить свои замечания по предложениям посредников, согласованным на встрече посредников в Софии 26-27 января.

На позапрошлой неделе Василий Шова побывал в Брюсселе, где провёл консультации по вопросу приднестровского урегулирования. Министр заявил, что предложения Кишинева основываются на "Предложениях и рекомендациях посредников от ОБСЕ, Российской Федерации и Украины по урегулированию приднестровской проблемы", а также "Меморандуме об основных принципах государственного устройства объединенного государства".

Нынешнее предложение Кишинева, как отмечает "Время", по сути, осталось прежним. Основные принципы построения будущего государства, предложенные президентом страны Владимиром Воронином, - асимметричная федерация при сохранении и укреплении суверенитета и территориальной целостности страны - должны стать основой для разработки проекта новой Конституции объединенной Молдовы. В интервью московской "Независимой газете" министр реинтеграции Молдовы Василий Шова заявил, что в своих предложениях представители Кишинева учитывают все ранее достигнутые договоренности и наработки, в том числе предложенный Россией проект Меморандума.

Председатель Верховного совета Приднестровья Григорий Маракуца в интервью той же газете заявил, что дальнейшее продвижение в переговорах невозможно, пока их участники не определят свое отношение к меморандуму, на каждой странице которого стоят подписи руководителей сторон.

Новый проект не устанавливает окончательный срок завершения переговоров и принятия новой Конституции и лишь в общих чертах останавливается на будущей структуре государства, парламента и порядке избрания президента. В соответствии с положениями этого проекта, Молдова должна стать федеративным государством, в состав которого входят федеральные субъекты. Однако такой статус предусмотрен только для Приднестровья, но не для Гагаузии. Приднестровье получит право выйти из состава федерации в случае, если Республика Молдова изменит свой статус субъекта международного права, пишет "Время". В новом проекте не указано количество депутатов в будущем федеральном парламенте, а отмечается лишь, что федеральным законодательным органом государственной власти является двухпалатный парламент и что верхняя палата формируется по административно-территориальному принципу. Более детально проект создания федеративного государства должен обговариваться в Конституции.

Предложения сторон посредники рассмотрят на этой неделе во время встречи, которая состоится в Белграде. Предполагается, что на этой встрече будет назначена дата возобновления переговорного процессе в пятистороннем формате, а также порядок возобновления работы Совместной конституционной комиссии и групп отраслевых экспертов.

После того, как 17 февраля представители Приднестровья и Молдовы передали Миссии ОБСЕ в Кишиневе свои предложения по наработкам посредников на встрече в Софии 26-27 января, информационное агентство "Ольвия-пресс" опубликовало ноту МИД Приднестровья. По интонации и смыслу этого документа можно говорить о потеплении во взаимоотношениях между Тирасполем и Кишинёвом:

"Подтверждая приверженность поиску взаимоприемлемых решений, приднестровская сторона выражает готовность к продолжению конструктивного диалога, направленного на скорейшее справедливое урегулирование взаимоотношений между Республикой Молдова и Приднестровской Молдавской Республикой. Несмотря на определенные трудности, обусловившие приостановку переговорного процесса, полагаем, что в дальнейшей работе над итоговым политическим документом должны учитываться все ранее достигнутые договоренности и предварительные наработки, в том числе Меморандум об основных принципах государственного устройства объединенного государства, согласованный сторонами. Подход, основанный на учете интересов, взаимных уступках и компромиссах, в сочетании с политической волей и готовностью к принятию ответственных решений, способен стать залогом эффективности взаимодействия сторон и посредников в пятистороннем формате и создания устойчивой динамики процесса урегулирования.

Приднестровская сторона высоко ценит усилия посредников и гарантов по преодолению затянувшейся паузы в переговорах сторон и считает целесообразным задействовать имеющиеся механизмы для комплексного преодоления существующих проблем во всех сферах взаимоотношений между Молдовой и Приднестровьем".

Как считает "Ольвия-пресс", такая слишком "дипломатичная" позиция МИД Приднестровья представляется, по крайней мере, неуместной. В свете заявлений президента ПМР Игоря Смирнова о том, что после срыва урегулирования позиция Тирасполя станет более жесткой, от МИД можно было ожидать, например, предложений о цивилизованном разводе с Молдовой, или, по крайней мере, о возобновлении переговорного процесса на основе конфедерации или ассоциации двух равноправных сторон.

Агентство отмечает, что пока не известно, какие предложения направил посредникам Кишинев, зато появились так называемые "Предложения и рекомендации посредников от ОБСЕ, Российской Федерации и Украины по приднестровскому урегулированию". Как известно, Москва не отказалась от своего проекта Меморандума, который был поддержан и Киевом. Поэтому упомянутые предложения с уверенностью можно целиком возложить на совесть ОБСЕ, организации непосредственно причастной к срыву урегулирования и неподписанию "плана Козака" в конце ноября прошлого года.

По убеждению обозревателей "Ольвия-пресс", при чтении предложений ОБСЕ сразу бросается в глаза, что авторы стремятся подчеркнуть федерализаторский характер документа. Если Кишинев в любых документах пытается уходить даже от термина "федерация", то этот документ испещрен такими терминами. От этого, однако, реального федеративного наполнения документ не обретает. В документе указывается "воссоединенная Республика Молдова является, территориально целостным, федеративным, демократическим государством (далее - Федеративное Государство)... В составе Федеративного Государства имеются субъекты - особые территориальные федеральные образования (далее федеральные субъекты). Приднестровье является субъектом Федеративного государства". То есть "предложения ОБСЕ" просто не учитывают такого важного фактора как уже существующая государственность Приднестровья. В Меморандуме же право Приднестровья на собственную государственность прописывается очень четко: "Приднестровская Молдавская Республика является Субъектом Федерации, государственным образованием в составе Федерации, формирует собственные государственные органы законодательной (Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики), исполнительной (Президент Приднестровской Молдавской Республики и Правительство Приднестровской Молдавской Республики) и судебной власти, имеет собственные Конституцию и законодательство, государственную собственность, самостоятельный бюджет и налоговую систему, а также собственную государственную символику и иные атрибуты своего государственного статуса". То есть, если в соответствии с "предложениями ОБСЕ" Приднестровье - "территориальное федеральное образование", то согласно Меморандуму "Приднестровская Молдавская Республика является... государственным образованием в составе Федерации".

В перечень предметов исключительного ведения "Федеративного Государства" ОБСЕ включает те же предметы, которые находятся в руках Центра в любом унитарном государстве. В том числе право внешнеэкономической деятельности, финансовое, валютное, таможенное регулирование, вопросы бюджета и налогов. Осуществление Приднестровьем внешнеэкономической деятельности, установление системы налогообложения, вопросы собственности и экономической деятельности допускаются только "в соответствии с Конституцией и законами Федеративного Государства". Таким образом, экономическая основа существования приднестровской государственности оказывается под полным контролем Кишинева. "Законы и иные нормативные правовые акты Приднестровья не должны противоречить законам Федеративного государства. В случае такого противоречия действует закон Федеративного Государства", гласит документ ОБСЕ.

Одним из важнейших положений в документе является организация Высшей законодательной и исполнительной власти. В "плане Козака", напоминает "Ольвия-пресс", где предполагалось участие Гагаузии в федерации, количество депутатов от субъектов федерации (Приднестровья и Гагаузии) в верхней Палате равнялось количеству депутатов от федерального центра (то есть от РМ). Теоретически субъекты имели возможность хотя бы заблокировать принятие законов, ущемляющих их права, более того, предусматривалось наличие у них права вето. "Предложения ОБСЕ" никакого права вето для Приднестровья не предполагают. Зато они предусматривают абсолютное доминирование Кишинева в парламенте. Согласно документу "состав верхней палаты формируется по административно-территориальному признаку. Нижняя палата формируется из депутатов, избранных по одномандатным округам и/или единому округу в соответствии с пропорциональной избирательной системой Федеративного Государства...". В то же время "законы Федеративного Государства принимаются Парламентом большинством голосов в каждой Палате Парламента", "конституционный закон считается принятым, если он одобрен двумя третями голосов в каждой палате Парламента". Приднестровье как по территории, так и по численности населения в 5-6 раз меньше, чем Молдова, соответственно и представителей ПМР в федеральном Парламенте будет не больше. Тирасполь в составе такой федерации не сможет защитить интересы региона даже теоретически. Более того, учитывая сложившуюся политическую систему РМ, когда свою волю диктуют ультра правые формирования, имеющие поддержку не более 10% населения, можно заранее утверждать, что интересы приднестровцев будут грубо попираться, также как в настоящее время попираются интересы русскоязычного населения Молдовы. Можно предположить, что предполагаемый Парламент федерации по своему составу не будет сильно отличаться от нынешнего парламента РМ, пишет "Ольвия-пресс".

Относительно порядка проведения выборов президента федерации, его полномочий отмечается, что, прежде всего, в предложениях ОБСЕ сохраняется возможность избрания президента путем голосования в парламенте. Таким образом, нельзя исключать сценарий, проделанный ПКРМ 3 года назад. В то же время в документе указывается, что "Президент... определяет основные направления внутренней и внешней политики Федеративного Государства". В ситуации, когда Кишинев заявляет о своей ориентации на европейскую интеграцию, а Приднестровье традиционно ориентируется на Россию, такой подход можно объяснить только стремлением ОБСЕ окончательно вытеснить из региона Россию.

ОБСЕ явно подыгрывает кишиневскому прорумынскому режиму, который твердо установился в Молдове в начале 90-х и постоянно стремится распространить свою власть на Приднестровье, убеждено "Ольвия-пресс". Согласно "плану Козака", "должности руководителей и заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти замещаются с соблюдением принципа пропорционального представительства Субъектов Федерации". ОБСЕ о такой возможности не говорит, напротив, "Президент Федеративного Государства вносит на утверждения Федерального Парламента кандидатуры на должности в органы власти и управления Федеративного Государства, а также предложения по структуре Правительства Федеративного Государства". Учитывая возможный состав парламента и предпочтения даже лидера Партии коммунистов РМ (ПКРМ) при подборе кадров, получается, что Приднестровье попадает в зависимость от румынизированых чиновников Кишинева, получивших свои места в результате кадровых чисток начала 90-х и причастных к кровавым событиям 1992 г. Кроме этого в "предложениях ОБСЕ" не нашли отражение такие принципиальные моменты, учтенные в "плане Козака", как государственная символика ПМР, статус русского языка и молдавского на основе кириллической графики.

Система гарантий является одним из главных элементов урегулирования, но в "предложениях ОБСЕ" они разработаны слабо, авторы стремятся уйти от конкретики. Политические, юридические и экономические гарантии только обозначены, сравнивать с "планом Козака" попросту нечего. В то же время военные гарантии прописаны вполне определенно. Подход ОБСЕ к решению этой проблемы высвечивает главные задачи, решаемые этой организацией в регионе. Военные гарантии возлагаются на "международный воинский контингент", при этом "должна учитываться роль ОБСЕ как международной организации, которая может взять под свою эгиду такое военно-гарантийное обеспечение". Что касается России, то признается лишь ее право "принять участие в военно-гарантийном обеспечении итогов приднестровского урегулирования". То есть речь идет опять же об инициативе Яапа де Хооп Схеффера (ныне генсека НАТО) о миротворческом контингенте под эгидой ОБСЕ. В то же время демилитаризация государства оговаривается лишь как возможность, а не как непременное условие. Не идет речи и о нейтралитете государства. Теоретически в регионе могут быть размещены и натовские контингенты.

ОБСЕ целиком оправдывает свое существование как вашингтонская структура, делает вывод "Ольвия-пресс". Сделано все для того, чтобы Россия потеряла свои военно-политические позиции в регионе. Если учесть тот факт, что критика "плана Козака" со стороны ОБСЕ была официально поддержана Вашингтоном, становится понятным, что эти предложения не могут не учитывать стратегических интересов США. Политически полностью зависим от Вашингтона и Кишинев, ОБСЕ намерено лоббирует его интересы. Система, предлагаемая ОБСЕ, невыгодна не только российским интересам в регионе, но в конечном итоге основной массе населения и РМ, и ПМР.

Сопредседатель парламентского альянса "Наша Молдова" Вячеслав Унтилэ считает, что рекомендации посредников - ОБСЕ, России и Украины - по приднестровскому урегулированию, выдвинутые недавно в Софии, "не будут способствовать разрешению конфликта и, тем более, укреплению государственности Молдовы". В беседе с корреспондентом "ИНФОТАГ" он сказал, что "документ отвечает интересам лишь тираспольских сепаратистов, но никак ни Молдовы". "Одновременно с предложением о легализации никем не признанного режима рекомендуется сохранить российское военное присутствие и вооружение в интересах мафии", - отметил Унтилэ, уверенный, что проект содержит положения, которые "ставят под угрозу само существование государства Республика Молдова". "Ни ОБСЕ, ни существующий формат переговоров не в состоянии выработать взаимоприемлемое решение для разрешения приднестровской проблемы", - убежден сопредседатель альянса, находящегося в оппозиции к правящей в Молдове Партии коммунистов.

Ограничен доступ представителей ОБСЕ на военные объекты в Приднестровье

Министерство иностранных дел непризнанной Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) ввело ограничения в порядок допуска представителей ОБСЕ на воинские объекты в селе Колбасна, где хранится большая часть российского вооружения. Как сообщили корреспонденту "ИНФОТАГ" в МИД ПМР, ограничения носят временный характер и связаны с двусторонними консультациями между Россией и Приднестровьем. По словам главы ведомства Валерия Лицкая, "после разработки и утверждения Москвой и Тирасполем нового графика и возобновления процесса вывоза имущества и боеприпасов ограниченной группы российских войск ограничения на допуск членов ОБСЕ на военные объекты в селе Колбасна будут сняты".

В Приднестровье разбирают здание, в котором продолжают работать молдавские полицейские

По одностороннему распоряжению городских властей приднестровского города Бендеры, расположенного на границе с Молдовой, местные рабочие приступили к демонтажу здания, принадлежащего Министерству внутренних дел Республики Молдова. Как сообщил агентству МОЛДПРЕС комиссар Бендерского комиссариата полиции Борис Бидняк, 20 февраля в 8.00 ремонтная бригада жилищного управления в присутствии заместителя главы администрации города Виктора Галаты начала разбирать крышу здания, занимаемого региональным отделением Департамента информационных технологий (ДИТ) и полицией Молдовы. В своих действиях представители местных властей руководствуются прошлогодними решениями сессии горсовета Бендер о прекращении деятельности ведомств молдавского подчинения на территории города и переоборудовании указанного помещения под пункт социальной реабилитации лиц без определенного места жительства.

О случившемся незамедлительно были проинформированы сопредседатели Объединенной контрольной комиссии (ОКК) и военные наблюдатели. Член ОКК от Кишинева Ион Ляху подчеркнул, что действия бендерской администрации идут вразрез с договоренностями, достигнутыми 20 января на встрече сопредседателей комиссии от России, Молдовы и Приднестровья и городских властей. Ляху также сообщил, что в Миссии ОБСЕ в Молдове проходит встреча глав делегаций ОКК, в ходе которой будет выработана официальная позиция по данному инциденту.

Как информирует МОЛДПРЕС, в настоящее время демонтирована часть крыши здания, в котором сотрудники Департамента информационных технологий Республики Молдова продолжают прием граждан и выдачу населению документов Республики Молдова. Ежедневно бендерским представительством департамента обслуживается более 150 граждан приднестровского региона. С декабря 2003 года отделение ДИТ отключено от теплоснабжения и телекоммуникаций.

Как сообщает агентство ИНТЕРЛИК, власти Молдовы обвинили приднестровскую администрацию в дестабилизации ситуации в зоне безопасности. В заявлении министра реинтеграции РМ Василия Шовы отмечается, что "осуществленный захват в г. Бендеры здания, подведомственного МВД Молдовы, чей статус и порядок деятельности строго определен Соглашением о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе от 21 июля 1992 г., является грубым нарушением данного соглашения и может квалифицироваться как масштабная провокация по дестабилизации ситуации в г. Бендеры и зоне безопасности в целом".

Министр реинтеграции РМ подчеркнул, что, несмотря на обращения молдавской стороны (от 3 ноября и 25 декабря 2003 г.) с предложениями отказаться от силовых действий в решении спорных вопросов и начать действия по стабилизации ситуации за столом переговоров, администрация региона и г. Бендеры демонстративно и сознательно становится на путь эскалации обстановки в зоне безопасности. "Становится все более очевидным, что указанные агрессивные действия приднестровской администрации направлены исключительно на искусственное воссоздание очага напряженности в регионе, на формирование крайне непредсказуемого развития процесса приднестровского урегулирования", говорится в заявлении. В нем выражается также озабоченность в связи с неадекватными действиями Объединенного военного командования миротворческими силами и коменданта г. Бендеры, на которых, в соответствии с Соглашением от 1992 г., возложена вся ответственность за поддержание стабильной ситуации в городе. "Их пассивность, постоянное стремление игнорировать очевидные факты дестабилизации обстановки в зоне безопасности фактически поощряют действия приднестровской администрации", цитирует Василия Шову ИНТЕРЛИК.

Министр реинтеграции призвал Объединенную контрольную комиссию, Объединенное военное командование миротворческими силами и коменданта г. Бендеры предпринять все необходимые шаги в соответствии с Соглашением от 1992 г. по стабилизации ситуации в кратчайшие сроки. Он также обратился к политическим партиям и движениям, неправительственным организациям с предложением консолидировать усилия и поддержать шаги, направленные на поддержание стабильности и содействие приднестровскому урегулированию. Он обратил особое внимание представителей Российской Федерации, Украины и Миссии ОБСЕ, как посредников в переговорах по приднестровскому урегулированию и участников миротворческого процесса, на эскалацию ситуации и необходимость принятия дополнительных усилий для сохранения мира и стабильности в этом регионе. Василий Шова призвал глав дипломатических миссий, представителей ОБСЕ, Совета Европы и Европейского союза, других международных организаций, аккредитованных в Молдове, обратить самое пристальное внимание на складывающуюся ситуацию и оказать необходимую поддержку усилиям молдавского правительства для недопущения разрастания кризиса.

Как отмечается в заявлении министра реинтеграции Молдовы, ситуация в г. Бендеры в очередной раз подтверждает необходимость скорейшего согласования позиций для привлечения к поддержанию стабильности многонациональных миротворческих сил. В связи с этим Молдова обратилась к ОБСЕ с просьбой возобновить консультации со всеми заинтересованными сторонами по вопросу о необходимости разработки системы гарантий, а также мандата и механизма проведения в приднестровском регионе Молдовы операции по поддержанию мира и стабильности с привлечением многонациональных миротворческих сил. "Молдавская сторона призывает жителей г. Бендеры не поддаваться на провокации, предпринятые городской администрацией, и заверяет, что со своей стороны не допустит дестабилизации ситуации и предпримет все необходимые меры для сохранения стабильности и безопасности в городе", говорится в заявлении министра реинтеграции Молдовы.

Миссия ОБСЕ в Молдове призывала приднестровскую администрацию воздержаться от односторонних действий, нагнетающих ситуацию в регионе. В беседе с корреспондентом МОЛДПРЕС пресс-секретарь миссии Клаус Нойкирх подчеркнул, что по мнению Миссии, действия, предпринятые приднестровской администрацией в последние дни по отношению к учреждениям, подведомственным Кишиневу, "являются необоснованными, провокационными и преднамеренными, создающими опасную ситуацию". Миссия выразила надежду, что существующие механизмы послужат скорейшему ослаблению напряженности, создавшейся в Бендерах. В ОБСЕ также уверены, что все проблемы, связанные с присутствием в городе комиссариата полиции и филиала Департамента информационных технологий, можно решить путем переговоров.

Совет Европы заинтересовался ситуацией вокруг молдавских школ в Приднестровье

Совет Европы намерен принять участие в разрешении проблем вокруг семи молдавских школ в Приднестровье, работающих на основе латинской графики, передает МОЛДПРЕС. В телефонном разговоре с корреспондентом агентства представитель Республики Молдова в Совете Европы Алексей Тулбуре сообщил, что представленная им информация о положении молдавских школ в Левобережье вызвала неподдельный интерес членов европейского форума. По словам Тулбуре, это связано, с одной стороны, с действительным нарушением права детей на образование в приднестровском регионе, а с другой - с существованием аналогичных проблем в других европейских государствах. "В Совете Европы выразили готовность подключиться к разрешению существующих проблем, и на следующем заседании, которое состоится через две недели, планируется уточнить форму их участия. Скорее всего, для выяснения ситуации на месте будет предпринят визит группы европейских экспертов, однако ее состав и сроки поездки пока не известны", - сообщил дипломат.

Школы, обучающие молдавскому языку на основе латинской графики, были открыты в Тирасполе, Бендерах, Рыбнице, Григориополе, Дубоссарах, селах Роги и Коржово еще в период существования МССР. До приднестровского конфликта все семь школ, как и остальные учебные заведения Левобережья, работали по единым образовательным программам. С момента создания непризнанной ПМР администрация региона начала предпринимать меры по переводу этих школ на кириллицу. В соответствии с постановлением Верховного совета ПМР от 28 января к первому сентября 2004 года в Приднестровье не должно остаться учебных заведений, нарушающих местное законодательство, информирует МОЛДПРЕС.

Европейская интеграция начинается с чиновников

Министр иностранных дел Молдовы Андрей Стратан заявил, что "Молдова сможет начать переговоры по получению статуса ассоциированного члена Европейского Союза в 2007 г. "Как передает агентство "ИНФОТАГ", по запросу депутатов от оппозиции Стратан представил в четверг в парламенте доклад на тему европейской интеграции Молдовы. По его словам, для реализации поставленной задачи Молдова должна будет следовать Индивидуальному плану действий, который разрабатывается в настоящее время. Первый раунд переговоров по этому документу состоялся в Кишиневе в конце января, а следующий назначен на 23 марта в Брюсселе. Окончательное принятие Индивидуального плана действий для Молдовы запланировано на конец марта в Брюсселе.

"Мы предложили включить в План ряд принципиально важных положений для Молдовы. Среди них - участие в различных проектах в Юго-восточной Европе, реализация индивидуальных программ, установление благоприятного визового режима со странами ЕС. Отдельная глава плана посвящена урегулированию приднестровской проблемы. На протяжении ближайших двух лет План станет для нас руководством к действию в процессе сближения с ЕС", - подчеркнул Стратан.

Он отметил, что в последнее время предпринимались активные шаги в этом направлении. В частности, министр назвал вступление Молдовы в Пакт стабильности для Юго-Восточной Европы, участие в Процессе сотрудничества в Юго-Восточной Европе на уровне глав государств, присоединение к энергетическому Меморандуму в Юго-Восточной Европе и к Меморандуму в области воспитания, подписание соглашений о свободной торговле со странами Юго-Восточной Европы.

На вопросы депутатов от оппозиции, должна ли Молдова вступить в НАТО до вступления в ЕС, Андрей Стратан ответил, что "международные нормативные акты не предусматривают обязательного членства в НАТО для вступления в ЕС".

Выступление главы МИД закончилось небольшим скандалом, который был спровоцирован оппозицией, отмечает "ИНФОТАГ". Лидер альянса "Наша Молдова" Думитру Брагиш настаивал на том, чтобы ему дали слово в рамках дебатов. Председатель парламента Евгения Остапчук отказалась удовлетворить эту просьбу, мотивируя отказ тем, что это противоречит регламенту - депутаты сами утвердили повестку дня, в которой дебаты не были предусмотрены. Группа депутатов альянса блокировала центральную трибуну. Они заявили, что не позволят продолжать заседание, пока Брагишу не дадут слово. Спикер пригласила Брагиша на трибуну, отметив, что это является нарушением регламента.

Думитру Брагиш заявил, что "следует активнее включать парламент в процесс сближения Молдовы с ЕС". Он предложил создать для этого специальную комиссию, в состав которой вошли бы представители всех парламентских фракций.

Курсы в области европейской интеграции станут постоянными для сотрудников центральных органов управления. Об этом заявил в беседе с корреспондентом "ИНФОТАГ" министр иностранных дел Молдовы Андрей Стратан. Он выразил удовлетворение тем, что 16 февраля в Молдове открылись первые курсы повышения квалификации "Введение в изучение Европейского союза". До 12 марта в них примут участие 46 представителей центральных органов власти. "Курс на европейскую интеграцию является стратегической задачей как внешней политики Республики Молдова, так и страны в целом. Мы можем добиться выполнения поставленных целей только объединением усилий всего общества. Органам власти отводится в этом особая роль. Поэтому в любом учреждении, министерстве или департаменте должны быть грамотные специалисты, способные принять нужные решения, направленные на реализацию конечной цели", - подчеркнул министр.

Премьер-министр РМ Василий Тарлев отметил на открытии курсов, что "практика европейской интеграции нова для Молдовы, а успех любого проекта зависит от соответствующей квалификации кадров". "Этот курс имеет большое значение для повышения квалификации специалистов, способных соответствовать требованиям ЕС. Главная задача курсов - создание хорошо подготовленной команды, члены которой будут играть роль посланников с целью разъяснения позиции Молдовы по интеграции в ЕС и способствовать внедрению положений Плана действий Республика Молдова - Европейский Союз", - заявил Тарлев.

Министр просвещения Валентин Бенюк сказал, что первый курс повышения квалификации включает 76 часов теории и 24 часа по изучению и совершенствованию знания английского языка. Программа предусматривает изучение дипломатии в рамках ЕС, процесса интеграции и вступления в Европейский союз, отношений Молдовы с ЕС и другими европейскими институтами, информирует "ИНФОТАГ".

Чеченцы объявили в Молдове голодовку

Шестнадцать иностранных граждан, в большинстве своем жители Чечни, объявили голодовку в знак протеста против отказа молдавских властей предоставить им статус беженцев. Как передает агентство "ИНФОТАГ", чеченцы просили политическое убежище, но правительство Молдовы отказало им в этом. В течение полугода, пока рассматривались их заявления, соискатели убежища получали ежемесячно от правительства Молдовы пособие в размере 25 USD. После истечения этого срока заявление было отклонено, финансовая поддержка прекратилась.

Шемхан Тасуев, который представляет интересы участников голодовки, заявил журналистам, что соискатели политического убежища не прекратят голодовку до тех пор, пока не будут удовлетворены их требования. "Без предоставления статуса беженца мы нигде не можем устроиться на работу и даже вернуться домой не можем. Мы не в состоянии содержать свои семьи, и никому до этого нет дела", - сказал Тасуев.

В Государственном департаменте по миграции корреспонденту "ИНФОТАГ" сообщили, что согласно действующему законодательству статус беженца предоставляется лишь тем лицам, которые в своей стране подвергаются реальной угрозе преследования по тем или иным причинам и нуждаются в международной защите. В последние годы многие иностранные граждане, в частности из Чечни, обратились с просьбой о предоставлении политического убежища. До 1 января 2003 года основную защиту и помощь, в том числе охранную грамоту, соискателям убежища и беженцам предоставлял Верховный комиссариат ООН по делам беженцев, сейчас, согласно закону, проблемы беженцев возложены на управление по делам беженцев.

По данным департамента, в Республике Молдова статус беженца получили около 200 человек.

География молдавских вин: завоевывают запад, но покупают их на востоке

Экспорт молдавских вин продолжает оставаться "спасительной соломинкой" для экономики страны в целом. По данным департамента торговли Минэкономики РМ, в 2003 году поставки вин в зарубежные страны составили 27% от общего объема молдавского экспорта. В стоимостном выражении это 216 млн. USD, что на 25,6% выше показателей 2002 года. Всего в прошлом году молдавские вина поставлялись в 34 страны мира, что говорит о расширении географии экспорта, так как в 2002 году алкогольные напитки из Молдовы импортировали только 28 государств, пишет еженедельник "Экономическое обозрение".

"Среди наиболее значительных тенденций в экспорте молдавских вин наряду с расширением географии поставок необходимо отметить тот факт, что в 2003 году увеличились объемы продаж на рынках Германии, Литвы, Великобритании, Бельгии, Польши, Чехии, Израиля и некоторых других стран Запада, - сказала директор департамента торговли Минэкономики Эмилия Кайнарян. - Это говорит о повышении качества продукции молдавских виноделов, более активном маркетинге и усилиях по продвижению своих товаров, росте конкурентоспособности. Безусловно, сказалось и повышенное внимание к проблемам виноделов и продвижению их продукции на новые рынки со стороны государства - как через Фонд поддержки экспорта, так и через МЕРО, отраслевые министерства".

Среди новых рынков, "открытых" в прошлом году молдавскими виноделами, наиболее перспективными представляются Канада с ее размерами и экономическим потенциалом; Кипр как признанный центр туризма, а также Объединенные Арабские Эмираты, через которые можно проложить путь в этот богатый регион. Однако, по большому счету, особо обольщаться "географическим охватом" потребления молдавского алкоголя не стоит, отмечает "Экономическое обозрение". Во-первых, прошлогодний рост числа стран-импортеров пока ни о чем не говорит. Не первый год из "географической карты" экспорта молдавских вин выпадают одни государства и даже целые регионы, появляются другие. Стабильно же закупают продукцию около 20 государств. Во-вторых, появление среди потребителей молдавских вин Канады, к примеру, или Азербайджана, еще не говорит о том, что Молдова "открыла" этот рынок, не говоря уже о его завоевании.

Подтверждают такой вывод и цифры. Из общего объема экспорта молдавских вин в 216 млн. USD 97,4% приходится на рынок Содружества Независимых Государств. И только 2,2% - на страны Центральной и Восточной Европы, которые Молдова уже много лет считает "завоеванным рынком". Ведь в этой зоне такие перспективные с точки зрения потребительского спроса и конкурентных преимуществ государства, как Польша, Венгрия, Чехия, страны бывшей Югославии и т.д. Много усилий молдавские виноделы прикладывают к тому, чтобы пробиться на рынки Евросоюза. Четыре года назад Молдова даже добилась подписания отдельного соглашения по винодельческой продукции с ЕС, оговаривающего порядок поставок на этот рынок молдавских вин. С точки зрения ценовых преимуществ, конечно же, надо стремиться расширить присутствие на европейском рынке. Если в прошлом году средняя цена бутылки тихих вин на экспорт составляла 0,66 доллара, а игристых - 1,09 доллара, то в развитые государства Запада они поставляются по цене в 2-3 раза выше. Естественно, за такие цены надо бороться.

Но если реально смотреть на вещи, то перспектив объемных поставок молдавского вина на европейский рынок не так уж много. Как считает "Экономическое обозрение", тут играют важную роль два фактора. Первое - наличие собственных признанных производителей вина, к которым относятся прежде всего Франция, Италия, Испания и Португалия. Второе - жесткие защитные барьеры на импорт алкогольной продукции и высокие требования к качеству. Несмотря на то, что молдавское вино по качеству, в принципе, мало чем уступает французскому или итальянскому, Молдова пока не может добиться главного условия постоянного присутствия на европейском рынке - гарантированного качества. Это подразумевает, что вино определенной марки от одного и того же производителя должно стабильно соответствовать одним и тем же вкусовым, химическим, цветовым и иным характеристикам. Добиться этого можно только за счет соответствующего технического оснащения и соблюдения специфических технологических требований, которые еще многим производителям в Молдове не по карману.

Поэтому если говорить о рынках "дальнего зарубежья", то молдавским экспортерам прежде всего следует сосредоточить свои усилия на таких перспективных направлениях, как США и Канада, Китай и Япония, Скандинавские страны и Прибалтика. Здесь и потребительский спрос достаточно высок, и цены, и конкурировать с виноторговцами других стран придется почти на равных. Естественно, нельзя игнорировать и европейский рынок, но и здесь необходимо "вычленить" наиболее перспективные страны с точки зрения экспортного потенциала. Это, прежде всего, Великобритания, Германия, Польша, страны Бенилюкса.

Однако приоритетным рынком на ближайшее будущее по-прежнему остаются страны СНГ, особенно Россия. В 2003 году российский рынок поглотил 80,5% всего объема экспорта молдавских вин. Но если раньше преобладало мнение, что здесь можно продать вино любого качества, то теперь этот стереотип уже не в моде. Российский потребитель тоже стал крайне разборчивым и требовательным. Благо, что выбирать ему есть из чего - наряду с традиционными молдавскими, грузинскими и краснодарскими винами в магазинах "полная география" мирового винопроизводства. Но если французские и итальянские вина обособились по своим ценовым характеристикам, то серьезную конкуренцию и по цене, и по качеству молдавской продукции приходится выдерживать со стороны поставщиков вин из Чили, Австралии, Аргентины, ЮАР и некоторых других "не винных" раньше стран.

Программа развития виноградарства и виноделия на 2002-2020 годы предусматривает увеличение площадей виноградных плантаций на 100 тысяч гектаров, пишет также "Экономическое обозрение". Речь идет об удвоении существующей сегодня сырьевой базы виноделия. По ходу мероприятий в рамках состоявшейся на прошлой неделе при участии 150 предприятий из 55 стран Международной специализированной выставки "ExpoVinMoldova-2004" ответственные за этот участок молдавские государственные мужи с достаточной уверенностью говорили о практической достижимости поставленной цели. Как считает еженедельник, достаточно бесспорным (сегодня, во всяком случае) представляется и вопрос о целесообразности выращивания ежегодно 1 млн. тонн винограда технических сортов, но вот вопрос о реальных источниках финансирования такой масштабной программы пока еще недостаточно прояснен, и на него еженедельник и хотел бы обратить внимание.

Известно, что на закладку каждого гектара новых плантаций сортового винограда и доведение его до периода активного плодоношения требуются инвестиции в размере примерно 10 тысяч долларов. Перемножив эту цифру на плановые 100 тысяч га, мы получаем колоссальную для молдавской экономики сумму в 1 миллиард долларов. Но это только на прирост уже имеющихся сегодня площадей. А ведь такую же, если не большую, сумму понадобится инвестировать в обновление уже существующих плантаций. Таким образом, в следующие 15 лет для достижения намеченных целей потребуется не менее 2 млрд. долларов. Если разделить эту громадную для Молдовы сумму даже на пятнадцать равных частей, то и тогда получится впечатляющая цифра в 133 млн. USD. В 2003 году, по данным таможенной статистики, из Молдовы было экспортировано вин на сумму эквивалентную 216 млн. USD. Даже вместе с другими алкогольными напитками размер экспорта не превысил 256 млн. USD. И даже с учетом сбыта (в том числе внутри страны) продукции, где виноград выступает в качестве сырья, республика не выходит пока и на 50% от объемов инвестиций, ожидаемых в виноградарстве.

Предположить, что половину дохода (дохода, а не чистой прибыли) винодельческие предприятия захотят и, главное, объективно смогут себе позволить инвестировать в развитие сырьевой базы - вряд ли возможно. Доходы же собственно виноградарей позволяют им пока что лишь сводить концы с концами, продолжает "Экономическое обозрение". Несмотря на отмечаемый на внутреннем рынке в последние два-три сезона рост цен на сортовой виноград, чистая прибыль занимающихся этим бизнесом фермерских хозяйств незначительна. Даже в удачные годы.

При этом, как говорят эксперты, сегодня нет оснований прогнозировать заметный рост цен на сырье в ближайшие несколько лет. В прошлом году они уже достигли такой отметки, за которой явно стала проглядывать неконкурентоспособность виноматериалов, изготовленных из сырья такой стоимости. На международном рынке все активнее ведут себя производители из Чили, Аргентины, Австралии и даже Южной Африки. Теперь они предлагают виноматериалы и вина конкурентоспособные по качеству и цене, в том числе и на традиционном для Молдовы рынке сбыта - в России.

Для поддержания уровня присутствия даже на традиционном рынке продавцам молдавского вина придется в будущем нести дополнительные расходы на маркетинг и рекламу. Благо еще, что российский винный бизнес связал себя с производством вина в Молдове, инвестировав свои деньги в винзаводы и даже плантации винограда. По этой причине у этих виноторговцев пока нет оснований менять свои предпочтения в пользу виноматериалов из других "недорогих" стран. Но это пока. До тех пор, пока Молдова остается страной относительно дешевого винограда и дешевой рабочей силы, заключает "Экономическое обозрение".