Игра и игроки

Все, что происходит в политической жизни Сербии, со стороны выглядит во многом непонятно. Кто с кем договаривается, почему договориться не могут, почему снова социалисты возвращаются к власти, если проиграли выборы и т. д. и т. п. Все эти недоумения обозреватель журнала "Време" С. Церович в статье под заглавием "Миссия невозможна" объяснил следующим образом: "У тех, кто следить только за домашним чемпионатом, Сербская радикальная партия опережает всех, а это означает, что тот, кто хочет ее победить, тот должен открыть Сербию внешнему миру. Настоящий кризис вокруг формирования правительства показывает, что Сербии опасно не хватает сознания совместной судьбы страны... Если к своим партиям уже относятся как к предприятиям и группам интересов, пора бы научиться, что и народы и государства тоже в определенном смысле стали чем-то вроде корпораций, которые имеют свои планы на будущее, PR-компании, прибыль и убытки, балансовые счета и т. д. Вот предприятие Сербия находится перед банкротством, а в ее руководящих органах сидят люди, для которых это не видно или неинтересно, и заняты своими разборками. Те, кто думает, что народ вечен, что время не течет, что в истории засчитываются только слава и позор, что для Сербии самое лучшее - дождаться провала Запада и т. д., тем очень сложно понять что-то в современной политике и не выглядеть наивно перед политическими партнерами из мира. Надо вспомнить, что Слободан Милошевич именно таким образом, в конце концов, при всей своей хитрости и ловкости, оказался самым наивным и проиграл все игры. Здесь, дома, он выглядел великим игроком, великаном, несравненным мастером, а вдруг перед миром оказалось, что он в принципе не понимает самой сути игры. Он был убежден, что выигрывает, когда ситуация казалась полностью проигранной. И вот так несколько раз". (Време, 12.2.2004)

Переговоры по формированию нового правительства затягиваются. Каждый день политики сообщают обществу что-то о революционном повороте в их решениях (сегодня соглашаются, завтра не соглашаются, послезавтра...). Об этом несомненно свидельствуют заголовки: "Кто отступит"; "Не отказываемся от Милошевича" (Блиц, 9.2.2004); "Hовые выборы уже готовы" (Данас, 9.2.2004), "Переговоры о правительстве: еще нет договора" (Политика, 9.2.2004); "Круглосуточная игра" (Блиц, 11.2.2004); "Драшкович (Сербское движение обновления) не хочет быть с социалистами (Милошевича)" (Данас, 11.2.2004); "Политический поворот Драшковича - вето на сотрудничество с социалистами" (Политика, 11.2.2004); "Политические элиты Сербии на перекрестке - выборы или правительство большинства" (Глас јавности, 12.2.2004); "Шаг до выборов" (Блиц, 13.2.2004); "Выборы - уже реальность" (Политика, 13.2.2004); "Вчера вечером прошла встреча Коштуницы, Драшковича и Илича - Сербия ближе к правительству, чем к выборам?" (Дневник, 14.2.2004); "Вопреки всему Драшкович в правительстве?" (Глас јавности, 14.2.2004); "Или... или..." (Политика, 14.2.2004); "Заколдованный круг" (Политика, 15.2.2004).

Давление Запада

Конечно, все это неблагоприятно отражается на положении Сербии в мире и на внутренней экономической и общественной ситуации. Евросоюз и США (пока вежливо) намекают, что во многом не согласны со складывающейся политической обстановкой в Сербии. Так представитель ООН в Сербии и Черногории Френсис О'Донел заявил: "если бы лица с сомнительным прошлым выплыли из политической тени, в которой существовали в предыдущие три года и взяли под свой контроль государственные учреждения, агентства и предприятия, это было бы самым плохим поворотом событий для страны". Со своей стороны, сербские аналитики и "аналитики" разделились во мнении, что именно представляет из себя это высказывание - серьезное предупреждение или только дружеский намек. (Глас јавности, 10.2.2004) В свою очередь, Евросоюз добавил, что "считает любое формирование правительства Сербии, опирающегося на поддержку Социалистической партии Сербии, весьма проблематичным и отрицательным для международного положения страны", а США, в лице Алана Ларсона, замгоссекретаря по экономическим вопросам, выразил надежду, что "четыре демократические партии в Сербии быстро сформируют прочное правительство, готово продолжать реформы". (Блиц, Дневник, 12.2.2004; Глас јавности, 13.2.2004) Несколько дней спустя лидеры Евросоюза еще более откровенно высказали свою точку зрения: "Евросоюз не может и не хочет вмешиваться в то, какое правительство будет формировано в Сербии, но считает, что будет наилучшим для будущего страны, если будет достигнуто соглашение о формировании правительства всех демократических сил и что, вопреки препятствиям, они это считают возможным". Одновременно они подчеркнули, что "любой союз с Социалистической партией Сербии в процессе формирования правительства считают плохим и неприемлемым для Европы, прежде всего, исходя из того факта, что социалистов до сих пор возглавляет Слободан Милошевич, ответственный за многие беды, постигшие Сербию. А помимо того и потому, что люди в этой партии и ее программа означают, что сербское правительство, заручившееся ее поддержкой, очень быстро зашло бы в тупик в ключевых программных целях, обращенных к реформам и присоединению к Евросоюзу. Даже если бы социалисты Милошевича остались вне правительства и поддерживали его только в парламенте, - ключевых вещей, включая сотрудничество с Гаагским трибуналом, было бы весьма трудно добиться". Наконец, лидеры Евросоюза косвенно пригрозили Сербии: "некоторая поддержка, оказанная единожды, очень быстро может быть отозвана и заменена на давление. Очень трудно представить себе правительство, поддерживаемое партией, противящейся сотрудничеству с Гаагским трибуналом, т. е. обязанности страны, исходящей из ее членства в ООН". (Дневник, Политика, 15.2.2004)

Правда, на этот раз они не уточнили, что будет, если политические деятели в Сербии вопреки всему пойдут на возвращение социалистов Милошевича во власть. До сих пор сербские политики, по старой привычке времен Милошевича, кажется, вообще не обращают внимание на предупреждения из Брюсселя и Вашингтона. Но какими будут первоначальные шаги в случае такого поворота, показала на этой неделе мгновенная реакция Карлы дель Понте. После встречи с Х. Соланой, дель Понте снова обвинила официальный Белград в том, что он предоставляет убежище и защищает самых разыскиваемым Гаагским трибуналом персонажей - генерала Ратко Младича и бывшего лидера боснийских сербов Радована Караджича, нарушая таким образом свое сотрудничество с трибуналом и свои международные обязательства перед ООН. (Блиц, Данас, Глас јавности, 12.2.2004) Таким образом дель Понте впервые обвинила Сербию, что помимо ген. Младича (о котором постоянно говорят, что находится в Сербии) она спрятала и самого Радована Караджича. Официальный Белград однозначно отверг обвинения. Министр иностранных дел, председатель Национального совета по сотрудничеству с Гаагским трибуналом Горан Свиланович, отнюдь не в дипломатической манере заявил газете "Блиц" с возмущением: "пусть дель Понте приедет в Белград и сама их поймает". (Блиц, 12.2.2004) Свои сомнения выразил даже премьер-министр Черногории Мило Джуканович, заявляя что все обвинения дель Понте в адрес Черногории в свое время были необоснованны, так что он сомневается, что и эти новые ее обвинения на счет Сербии имеют более прочную основу. (Глас јавности, 13.2.2004) Но суть новой акции, предпринятой дель Понте, по всей видимости, не в том что ее источники сообщили ей, где точно находятся Младич и Караджич, а в том, чтобы предварительно надавить на будущее правительство, которое может заручиться поддержкой социалистов Милошевича.

Сепаратизм

Непонятную ситуацию, складывающуюся вокруг политического будущего Сербии, всячески стараются использовать и те политические силы в Воеводине, которые тяготеют к "более чем автономии", то есть фактической независимости от Сербии, то есть очередному раздроблению Сербии, которое - нет никаких сомнений - будет на деле поддержано Западом также однозначно, как это он сделал в случае с Косово. Один из лидеров венгров в Воеводине, Андраш Агоштон обратился с открытым письмом к новому спикеру сербского парламента Д. Маршичанину, в котором предупреждает что "вопрос венгров в Воеводине до сих пор открыт и не решен и что из-за этого в близком будущем им грозит исчезновение с просторов Воеводины". Эту проблему. по его мнению, может решить только введение персональной автономии для венгров в Воеводины или введение принципа гарантий для получения депутатских мест венграм из Воеводины в парламенте Сербии. (Дневник, 9.2.2004) Со своей стороны, парламент Воеводины, после семимесячного перерыва, на этой неделе предпринял новый шаг к утверждению "Основного закона Автономной Области Воеводины", т. е. что-то вроде Конституции. Помимо этого парламент Воеводины в конце февраля будет решать вопрос об - отдельном от Сербии - флаге и гимне (одним из предложенных вариантов которого является "Ода к радости", т. е. гимн Евросоюза), поскольку вопрос герба уже решен. А в конце февраля парламент АО назначит и комиссию, которая займется утверждением новых академиков Академии наук Воеводины. (Дневник, 12.2.2004)

Hынешней ситуацией стараются воспользоваться и албанские политики в Косово, стремящиеся к независимости. Так на этой неделе из Косово поступила информация о том, что международные власти в Косово отказали в охране, электроэнергии и предоставления пищи монахам монастыря Св. Архангелов близ г. Призрен. (Глас јавности, 9.2.2004) А уходящий премьер-министр Сербии, Зоран Живкович заявил, что влияние сербского правительства на решение проблемы Косово можно считать минимальными, поскольку Сербия согласно резолюции 1244 ООН является только наблюдателем ситуации на Косово. (Глас јавности, 9.2.2004) Со своей стороны, сербы из Косово, высказали мнение, что политика главы международной администрации Г. Холкери ведет к отделению Косово от Сербии (Политика, 10.2.2004), а правительство Косово отказалось от диалога со спецпредставителем Сербии Н. Човичем. (Глас јавности, 12.2.2004) На этой неделе даже Конгрессу США был представлен отчет, в котором говорится, что "положение с соблюдением гражданских прав в Косово является катастрофическим и православные сербы в собственной стране оказались на положении неполноценных граждан". (Политика, 12.2.2004) Снова прозвучали предложения, что единственным способом решения вопроса Косово является его разделение между сербами и албанцами. (Вечерње новости, 14.2.2004)

Экономика

Со своей стороны, экономисты весьма туманно смотрят на будущее экономическое развитие, в ситуации когда существует возможность формирования правительства опирающегося на поддержку социалистов Милошевича. Так газета "Политика" привела мнение одного из видающихся экономистов Сербии, проф. Юрия Байеца. По его оценке, результатов формирования правительства ожидают не только потенциальные покупатели государственных предприятий, но и 150 тысяч рабочих в 50 государственных экономических гигантах, которые еще не приватизированы, - и пока ждут, производство все дальше приходит в упадок. По мнению Байца, "ждут и иностранные инвесторы, поскольку задаются вопросом, будет ли новое правительство готово обеспечить надежность вложенного капитала. Под знаком вопроса находится даже и ожидаемый минимальный рост (4-5% годовых), равно как и вкладывание 1,5 миллиардов долларов США в год, необходимых для начала производства". (Политика, 12.2.2004)

Другой выдающийся экономист, Стоян Стаменкович, предупреждает, что ряд экономических шагов, о которых известили лидеры будущего правительства, кажется весьма сомнительным. В первую очередь, идея, что срок правления правительства не должен длиться более года, по его мнению, не достаточен, чтобы "чего-то начать и показать какие-нибудь результаты". Он предупреждает, что "нужно с успехом реализовать текущий договор с МВФ, который рассчитывает на прочность цен и инфляцию в рамках 7 процентов, т. е. не позволяет монетарного эксперимента, стремившего к поддержке производства с помощью инфляции". По его мнению, "никаким образом нельзя в 2004 году ревизовать приватизацию, достижения которой очень высоко оцениваются в мире" (о ревизии говорится в выступлениях некоторых лидеров партий, договаривающихся о формированию правительства меньшинства, особенно в выступлениях лидеров Социалистической партии Сербии). (Глас јавности, 15.2.2004)

Что это не пустые слова, показывает реакция иностранных инвесторов в Сербии, которые с огромной осторожностью следят за складывающейся ситуацией. Некоторые считают своевременным покинуть свой "проект Сербия". Так французская торговая сеть Cora решила отложить на два года строительство гипермаркета в Сербии, поскольку в Сербии продолжается политический кризис и предупреждения, что в будущем иностранные инвестиции в Сербии будут ограничены максимумом в 15 миллионов долларов. (Економист, 9.2.2004) А генсек Совета иностранных инвесторов в Сербии и Черногории Кристоф Гройсинг предупреждает, что задержка с формированием правительства грозит дальнейшим уменьшением иностранных инвестиций в Сербии до уровня 400 миллионов евро в 2004 году. Добавляя, что, по оценкам иностранных финансовых экспертов, Сербия в 2003 году достигла очень хороших результатов в плане реализации реформ и что политические лидеры в Сербии должны понимать свою ответственность перед обществом и продолжить принятие важных законов, необходимых для продолжения и облегчения иностранного инвестирования. Наконец-то Гройсинг подчеркнул, что до сих пор не поздно "взять последний поезд" в смысле привлечения иностранных инвесторов, но предупредил, что дальнейшая задержка вытеснит Сербию из поля зрения международных финансовых кругов. (Вечерње новости, 12.2.2004)

Кое-кто, невзирая на ситуацию, продолжает вкладывать в Сербию. Такие как Алексей Рассказов, который пришел в Сербию еще в 2000 году как представитель Европейского банка реконструкции и развития (EBRD), а ныне является одним из директоров инвестиционного фонда Midland Resources Holding, которому тот доверил быт главой одного из крупнейших мясообрабатывающих предприятий в Сербии - "Карнекс" в г. Врбас. По его мнению "в Сербию прибыльно инвестировать, особенно в производство продуктов питания". Midland Resources Holding пришел в Сербию с намерением остаться и развивать дела. На самом деле Midland представляет собой индустриально-инвестиционную компанию, которая работает в 34 странах и имеет годовую прибыль от 1,5 миллиардов долларов. В Сербию Midland инвестировал уже 30 миллионов евро и контролирует помимо "Карнекса" еще 5 предприятий. (Дневник, 9.2.2004)

Экономика Сербии сталкивается и с отрицательными экономическими показателями. Показатели внешнеторгового оборота показывают, что импорт в несколько раз превышает экспорт. Сербская индустрия успела экспортировать сырья и продуктов переработки на 2,5 миллиардов долларов, но сербская индустрия и сербский рынок импортировали сырья и продуктов переработки на 7,4 миллиардов долларов США. Самой большой импорт Сербия имела из России - чуть более 1 миллиарда долларов, затем - из Германии (1 миллиард долларов), Италии (727 миллионов), Китая (308 миллионов), Франции (270 миллионов) и т. д. В основном Сербия покупала нефть, автомобили, текстиль, газ и компьютеры, а экспортировала фрукты, сталь, автомобильные шины, обувь и пластмассовые изделия. (Дневник, 10.2.2004; Данас, 12.2.2004)