19 февраля в Москве в Независимом пресс-центре по инициативе экологических организаций - Всемирного фонда дикой природы, "Гринпис" и т.д. состоялась пресс-конференция, посвященная ходу рассмотрения новой редакции Лесного кодекса РФ, разработанной Минэкономразвития России.

В пресс-конференции приняли участие представители Госдумы РФ, заинтересованных министерств и ведомств, крупных лесопромышленных компаний, многочисленных СМИ.

Среди выступлений прессой было особо отмечено выступление директора по развитию ГК "Титан" - Натальи Пинягиной.

Как отметила Н. Пинягина, ГК "Титан" является крупнейшей и наиболее эффективной в России лесопромышленной группой компаний, в состав которой входит лесозаготовительное, лесопильно-деревообрабатывающее, целлюлозно-бумажное и картонно-тарное производство. Поэтому группа принимает активное участие в процессе совершенствования лесного законодательства. Предложения по вопросам долгосрочного лесопользования, форм собственности на лесные участки, структуры управления лесами и распределения полномочий по контролю, управлению и распоряжению лесным фондом неоднократно передавались министерствам и ведомствам, участвующим в разработке новой редакции Лесного кодекса.

Это вызвано тем, что в условиях прекращения бюджетного финансирования строительство лесовозных дорог, поддержание и создание объектов соцсферы, проведение природоохранных мероприятий в лесу ГК "Титан" была вынуждена взять на себя. Например, в Лешуконском районе Архангельской области построена автодорога, на что из прибыли было затрачено более 1 млн. долларов.

В связи с этим, в предложениях ГК "Титан" ставился вопрос о возможности передачи в собственность лесопользователям находящиеся у них в долгосрочной аренде участки лесного фонда, на которых они уже построили объекты инфраструктуры и добросовестно выполняют все лесовосстановительные и природоохранные мероприятия.

Однако редакция Лесного кодекса, разработанная Минэкономразвития, оказалась более революционной в отношении введения масштабной частной собственности на участки лесного фонда. И здесь позиция крупных лесопромышленных компаний совпадает с озабоченностью общественных экологических организаций - непродуманная, не имеющая внятных критерием и механизмов массовая приватизация лесных участков приведет с одной стороны к многочисленным спекуляциям и перераспределению всенародного богатства - леса в пользу отдельных олигархических структур, в т.ч. зарубежных. Это создаст проблемы традиционным лесопользователям, имеющим крупные производства по глубокой переработке древесины (ЦБК, ЛДК), по снабжению свих предприятий сырьем.

С другой стороны, приватизация защитных и резервных лесов, не предназначенных к эксплуатации (парков, заповедников, санитарных зон и т.д.), может привести к бесконтрольным вырубкам лесов, а значит тяжелым экологическим и социальным последствиям. Кроме того, в законопроекте допускается ограничение доступа граждан на приватизированные участки леса по решению их собственников. Это допустить никак нельзя, так как сбор продукции леса - ягод, грибов, лекарственных растений, дров и т.д. является существенным факторов для выживания огромного слоя населения нашей многолесной страны.

Основные положения нового законопроекта, по словам Пинягиной, особенно по механизму передачи лесных участков в частную собственность, гарантий свободного доступа населения в лес, структуре управления лесным сектором, распределению полномочий по управлению и распоряжению лесным фондом между госорганами различных уровней не устраивают как крупных лесопользователей, так и лесохозяйственные и экологические организации. Большие нарекания к последней редакции Лесного кодекса имеются и у руководителей субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных организаций и простых граждан.

Всё это является следствием отсутствия у государства единой национальной политики, где бы были определены приоритеты устойчивого развития лесного сектора экономики страны. Будет целесообразным осуществить разработку сценария согласованного всеми участниками лесных отношений и развития отрасли в рамках координационного экспертного совета, который имеет высокий статус и поддержку всех слоев российской общественности. Такой совет необходимо создать при Президенте РФ, что позволит консолидировать усилия всех заинтересованных сторон в формировании единой политики развития лесного сектора, а затем и согласованного лесного законодательства.