В ближайшее время Госдума и Совет Федерации сформируют согласительную комиссию по доработке правительственного законопроекта "О коммерческой тайне", - об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили в приемной председателя Комитета Госдумы по информационной политике Валерия Комиссарова.

Напомним, что данный законопроект вносится на рассмотрение нижней палаты парламента повторно. Впервые он был внесен в Госдуму прежнего созыва 24 марта 2003 года, прошел все три чтения с некоторыми изменениями, но был отклонен Советом Федерации.

Согласно правительственному законопроекту, к коммерческой тайне может быть отнесена любая информация, которая "имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и к охране конфиденциальности которой обладатель коммерческой тайны принял меры, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона".

Статья 11 проекта ФЗ "О коммерческой тайне" говорит о том, что права обладателя коммерческой тайны не требуют государственной регистрации и возникают с момента установления режима коммерческой тайны. Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем коммерческой тайны четко указанных в законопроекте мер, а именно:

- "определения перечня информации, составляющей коммерческую тайну; ограничение свободного доступа к такой информации путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за его соблюдением;

- договорного регулирования отношений с работниками и с контрагентами по вопросам условий передачи и использования информации, составляющей коммерческую тайну; нанесения на материальные носители информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) сопроводительные документы грифа "коммерческая тайна" с указанием ее обладателя (для юридических лиц - полное наименование и адрес места нахождения, а для физических лиц - имя гражданина и адрес места жительства)".

Законопроект, тем не менее, не запрещает кроме указанных мер применять при необходимости средства и методы технической защиты конфиденциальности информации.

В законопроекте четко регламентирован вид информации, который не может составлять коммерческую тайну:

- "содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, положениях о филиалах и представительствах юридических лиц;

- содержащиеся в свидетельствах о регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, лицензиях и иных документах на право занятия отдельными видами деятельности;

- о составе федерального имущества и об использовании средств федерального бюджета, о составе имущества и об использовании средств бюджетов субъектов Российской Федерации, о составе муниципального имущества и об использовании средств муниципальных бюджетов;

- о состоянии экологии, противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и о других факторах, влияющих на обеспечение безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

- о численности, составе, об условиях труда работников и о наличии свободных рабочих мест; о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по другим выплатам социального характера;

- о нарушениях законодательства Российской Федерации и об их последствиях; об условиях приватизации объектов государственной и муниципальной собственности, о составе участников приватизации и средствах, вложенных этими участниками при приватизации;

- о деятельности и об использовании средств и имущества благотворительных организаций, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами;

- о перечне лиц, имеющих право без доверенности выступать от имени юридического лица (совершать сделки); обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлены федеральными законами".

Согласно изменениям, принятым Думой прежнего созыва, предлагалось добавить в этот список системе оплаты труда, об условиях труда, об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. А также о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации.

Согласно правительственному документу, работодатель должен ознакомить работника с установленным режимом коммерческой тайны и с ответственностью за его нарушение, создав необходимые условия для выполнения установленного режима. В свою очередь работник обязан выполнять установленный работодателем режим коммерческой тайны и не использовать информацию для собственных нужд в период действия трудового договора, а также в течение трех лет после его окончания, если предусмотренным трудовым договором соглашением между работником и работодателем не установлен иной срок.

В изменениях Думы прежнего состава доступ работника к информации, составляющей коммерческую тайну, осуществляется с его согласия, если это не предусмотрено его трудовыми обязанностями. Помимо этого, в тексте говорилось, что работодатель обязан ознакомить работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение под расписку.

Согласно правительственному варианту, обладатель коммерческой тайны обязан по требованию федеральных органов госвласти, органов госвласти субъектов РФ и органов местного самоуправления предоставлять им безвозмездно информацию, составляющую коммерческую тайну, в случаях, когда это необходимо для выполнения данными органами функций в рамках своей компетенции, установленной федеральными законами. А также, обладатель коммерческой тайны обязан предоставлять информацию, составляющую коммерческую тайну, по запросу суда (судьи), прокурора, а при наличии согласия прокурора - органов предварительного следствия и дознания по делам, находящимся в их производстве.

В изменениях Думы третьего созыва говорилось о том, что обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, должен предоставить безвозмездную информацию только по мотивированному требованию органа государственной власти. "Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами".

Согласно правительственному законопроекту, руководители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в соответствии с законопроектом и иными федеральными законами обязаны создать условия, обеспечивающие охрану конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, переданной им гражданами или организациями.

Должностные лица и другие работники органов государственной власти и органов местного самоуправления не вправе без согласия обладателя коммерческой тайны разглашать или передавать другим лицам, органам государственной власти и органам местного самоуправления ставшую известной им в силу выполнения служебных (должностных) обязанностей информацию, составляющую коммерческую тайну, за исключением случаев, предусмотренных законопроектом, а также не вправе использовать ее в корыстных или иных личных целях.

"В случае нарушения конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, должностными лицами и другими работниками органов государственной власти и органов местного самоуправления они несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а причиненные обладателю коммерческой тайны убытки возмещаются из средств соответствующего бюджета", - говорится в документе.

Согласно изменениям прежней Думы, обладатель коммерческой информации вправе помимо суда обратиться за защитой нарушенных прав соответственно в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, иной государственный орган, орган местного самоуправления, а те, в свою очередь, должны ему помочь. Помимо этого, в документе говорилось о том, что в суде обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, в случае нарушения его прав вправе в судебном порядке потребовать вместо возмещения убытков выплату компенсации в размере от 50 до 50 тысяч установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда. Размер компенсации определяется по усмотрению суда.

В правительственном законопроекте "за разглашение коммерческой тайны может быть освобождено от ответственности только лицо, правомерно получившее информацию, составляющую коммерческую тайну, и передавшее эту информацию как конфиденциальную суду общей юрисдикции, арбитражному, третейскому суду или правоохранительному органу, если это необходимо для защиты указанных законных прав и интересов, освобождается от ответственности за разглашение такой информации".

В измененном варианте прежней Думы законопроект дополнялся тем, что в целях обеспечения иска обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, и пресечения действий, нарушающих его права, суд по заявлению обладателя такой информации может запретить ответчику использовать информацию, составляющую коммерческую тайну, в соответствии с законодательством о гражданском судопроизводстве.