По поручению губернатора Самарской области Константина Титова и в рамках реализации концепции развития здравоохранения Самарской области 2001-2005 гг. департаментом здравоохранения администрации Самарской области (руководитель Галина Гусарова) начата работа по развитию системы добровольного медицинского страхования (ДМС) в Самарской области. Основная цель - обеспечить сохранение здоровья населения области и уменьшить нагрузку на государственные финансовые обязательства по оказанию медицинской помощи. Для решения этой цели необходимо разработать и утвердить на региональном уровне несколько пакетов программ ДМС, в первую очередь, охватывающих виды медицинской помощи, не входящие в территориальную программу государственных гарантий бесплатной медицинской помощи (профилактическая, реабилитационная, санаторно-курортная, диагностическая и сервисные услуги).

В целях разработки программы развития добровольного медицинского страхования на территории Самарской области в ближайшее время будет создана рабочая группа, в которую войдут представители нескольких департаментов администрации области, управления по налогам и сборам по Самарской области, Самарской региональной инспекции по страховому надзору министерства финансов РФ, главного управления труда, ассоциации страховых медицинских компаний, территориального фонда обязательного медицинского страхования. Рабочая группа должна будет подготовить предложения по вопросу развития ДМС в Самарской области.

Добровольное медицинское страхование стало формироваться с 1992 года, после принятия Закона "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации". Оно является дополнением к обязательному (социальному) страхованию и предусматривает оплату медицинских услуг сверх программ обязательного медицинского страхования. ДМС в области осуществляют как специализированные медицинские страховые компании, так и универсальные (50 страховых компаний, из них региональных страховщиков - 18, филиалов - 32). Из 9 страховых медицинских компаний, занимающихся обязательным медицинским страхованием, 5 реализуют программы ДМС. Значение ДМС на территории Самарской области в настоящее время невелико. Основными потребителями программ ДМС являются юридические лица: предприятия и организации (в основном сырьевой, перерабатывающей и топливно-энергетической промышленности). Среди физических лиц страхователей очень мало. Количество застрахованных по ДМС около 196 тыс. человек, то есть 13,5% от общего числа работающих граждан Самарской области. Страховые выплаты за медицинские услуги, оказанные в рамках ДМС, составляют всего несколько процентов от всех средств, поступивших в медучреждения. Так, доля внебюджетных поступлений в систему здравоохранения в 2001 году составила 20,5%, а доля средств ДМС в их структуре - 2,3%. Так, например, Самарская областная клиническая больница им. Калинина имеет договоры ДМС с 48 страховыми компаниями, но доля услуг, оказываемых больницей в рамках программ ДМС, составляет всего 1,5% от общего объема оказываемых услуг. Факторы, до сих пор негативно влиявшие на развитие страхового рынка: несовершенство страхового законодательства; отсутствие налоговых льгот, стимулирующих развитие страхового рынка; нестабильное финансово-экономическое положение хозяйствующих субъектов и населения; недобросовестность страховых организаций; низкая страховая культура населения. В настоящее время сложилась достаточно благополучная ситуация для развития системы ДМС. Во первых, с января 2002 года в налоговое законодательство были введены дополнительные льготы для предприятий и граждан. Во-вторых, изменилось представление населения о "бесплатности" медицинской помощи, появилась возможность сравнивать уровень услуг, оказываемых "бесплатно" и за дополнительные средства. По мнению представителей авторитетных страховых компаний, при оценке роли и перспектив развития добровольного медицинского страхования следует выделять его три основные составляющие. Первая - ДМС как разновидность страхового бизнеса - предмет интереса только самих страховых компаний. Вторая - ДМС как фактор социальной защиты - крайне важна для работающих граждан, так как позволяет на льготных условиях направлять средства на дополнительное медицинское и медико-социальное обеспечение работников предприятия. Третья составляющая - ДМС как механизм альтернативного финансирования системы здравоохранения. Именно в этой составляющей ДМС - как в механизме ликвидации дефицита средств в отношении финансового обеспечения Территориальной программы государственных гарантий - в первую очередь заинтересована Администрация области (Департамент здравоохранения, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования). Дело в том, что в настоящее время основными альтернативными (по отношению к системе ОМС и целевым программам) путями поступления финансовых средств являются платные медицинские услуги и их теневая оплата. Причем, если объем платного лечения (без учета средств ДМС) составляет в течение последних 3-4 лет около 10% всех трат системы здравоохранения, то сумма теневого оборота, по оценкам различных экспертов, колеблется от 30 до 50% затрат по всем официальным основаниям. Выход из этой ситуации может быть найден в создании легитимной системы оплаты медицинских услуг, не входящих в территориальную программу госгарантий как по перечню, так и по условиям их предоставления. Кроме того, необходима четкая система внутриведомственного и вневедомственного контроля качества и объема предоставляемых услуг, общая регламентация основных условий договоров на их предоставление, система правовой защиты пациентов. Во всем этом ДМС и может выступить как достойная альтернатива теневого бизнеса, как основа для формирования вневедомственных систем экспертизы качества и защиты прав пациентов.