Сотрем, начнем сначала? Евроструктуры и карабахский конфликт. Представительство Нагорного Карабаха в США. В Нагорном Карабахе.

Сотрем, начнем сначала?

После своего визита в Москву президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что он не поддерживает вариант взаимных уступок в переговорах по Карабаху. "Международный закон и справедливость на нашей стороне. Мы не должны допустить поспешности в этом вопросе. Я не спешу и думаю, что мы должны повременить", - заявил Ильхам Алиев. ("Азг").

"Сегодня в связи с урегулированием армяно-азербайджанского конфликта нет принципов, которые стороны могли бы принять", - заявил министр иностранных дел Азербайджана Вилаят Гулиев. По его мнению, если предложения сопредседателей Минской группы не удовлетворят Азербайджан, то официальный Баку имеет полное право начать переговоры с нуля. По словам министра, Армения пытается силой навязать Азербайджану некоторые предложения сопредседателей и международных организаций. "Это исключено". Комментируя заявление первого заместителя министра иностранных дел России Вячеслава Трубникова о привлечении к переговорам армянской общины Нагорного Карабаха, В.Гулиев сказал, что это возможно лишь при условии принципиальной договоренности между сторонами. ("525-я газета").

По оценке "Азг", если Ильхаму Алиеву удалось бы добиться от Москвы благожелательного отношения к Азербайджану по карабахскому вопросу, то по возвращении из Москвы президент Азербайджана не заявил бы, что он не сторонник взаимных уступок.

Заявление президента Азербайджана Ильхама Алиева о необходимости начала переговоров по урегулированию нагорно-карабахского конфликта с нуля - ни что иное, как призыв к возобновлению боевых действий в зоне противостояния. Об этом заявил журналистам лидер партии Христианско-демократический союз Армении (ХДСА) Хосров Арутюнян. По его словам, подобная позиция, преследующая цель завести переговорный процесс по мирному урегулированию проблемы в тупик, является вызовом мировому сообществу и Минской группе (МГ) ОБСЕ. (PanARMENIAN.Net).

Заявление Ильхама Алиева о том, что "он не спешит с урегулированием", можно воспринять, как начало подготовки к войне, цитирует лидера ХДСА Хосрова Арутюняна газета "Айоц Ашхар". "С этой минуты Алиев-младший включил счетчик войны. Эта ситуация фактически означает, что переговоры исключены". По мнению лидера ХДСА, более опасного момента не было в течение всего процесса урегулирования арцахской проблемы.

Вместе с тем, в Баку считают, что решающий шаг к урегулированию конфликта должна сделать Армения. "Если Армения откажется от своей захватнической политики, наладить отношения в регионе будет нетрудно", - заявил министр иностранных дел Азербайджана Вилаят Гулиев, комментируя обеспокоенную реакцию в Армении на сделанное им недавно высказывание о том, что Азербайджан имеет право начать переговоры с нуля. В.Гулиев сказал, что "именно Армения, которая развязала эту войну", должна сделать решающий шаг к урегулированию конфликта: "Если Армения, опираясь на здравую логику и нормы международного права, освободит оккупированные территории, Азербайджан готов наладить с этой страной нормальные отношения. Армяне должны понять, что в XXI веке захватническая политика бесперспективна". ("525-я газета").

"Не думаю, что предложение Азербайджана начать переговорный процесс "с нуля", будет полезным. Надо учесть, что в этом случае в переговорном процессе должно быть уточнено место Нагорного Карабаха. На вооружение был принят следующий принцип: президенты Армении и Азербайджана ведут переговоры, и, в случае нахождения какого-либо решения, эти переговоры продолжаются при полноценном участии Нагорного Карабаха. Если мы возвращаемся к исходной точке переговоров, то вполне естественно, что прежние подходы свою силу теряют: представители Нагорного Карабаха, его власти, должны с самого начала стать участниками переговорного процесса", - считает вице-спикер Национального Собрания Армении Тигран Торосян. ("Айоц Ашхар").

"Если Баку хочет начать все с нуля, то он должен обратиться только к Степанакерту, конечно, если последний согласится на это", - заявил пресс-секретарь МИД РА Гамлет Гаспарян, прокомментировав по просьбе журналистов заявление министра иностранных дел Азербайджана Вилаята Гулиева. ("Азг").

Газета "Азг" напоминает также, что принимая 14 июня 2002 года в Баку бывшего сопредседателя МГ ОБСЕ от Франции Хьюга Перне, тогдашний президент Азербайджана Гейдар Алиев публично заявил, что одним из вариантов парижских принципов являлось "открытие дороги, проходящей через армянский Мегри и связывающей Азербайджан с Нахичеваном, а также дороги, проходящей через азербайджанский Лачин и связывающей Армению с НКР. Стороны в Париже обсудили вопрос предоставления суверенных прав Азербайджану в отношении Мегринского коридора и Армении - в вопросе Лачинского коридора". Алиев заметил, что "в Париже предметом особого внимания являлся вопрос предоставления одинакового статуса обоим коридорам, однако армянская сторона впоследствии нарушила эту договоренность, что привело к срыву переговоров в апреле 2001 года в американском городе Ки-Вэст".

Согласно оценке газеты "Айоц Ашхар", новый президент Азербайджана поставил крест на парижско-кивэстских договоренностях, а также на всем пройденном переговорном процессе. Более того, Азербайджан пробует пренебречь проделанной сопредседателями МГ ОБСЕ титанической работой, в результате которой в 2001 году стороны были очень близки к достижению соглашения. Газета считает, что это откровенный вызов странам-посредникам, и в первую очередь - США. И если Соединенные Штаты не поддержат обвинившую во лжи министра иностранных дел Азербайджана армянскую сторону, то значит, и они согласны похоронить результаты кивэстских договоренностей. Что касается России, то подобный поворот ее, мягко говоря, не волнует, поскольку достигнутые в Ки-Вэсте соглашения были ей вовсе не по душе. Выходит, что предложение Азербайджана на руку большинству стран-посредников - исходя из собственных интересов каждой из них. По мнению газеты, созданное положение не может удовлетворить Армению, и ей не остается ничего другого, как жестко и однозначно выдвинуть требование о возвращении Нагорного Карабаха в переговорный процесс, что было в свое время утверждено Минской группой ОБСЕ.

Председатель комиссии по внешним связям Национального Собрания Нагорного Карабаха Ваграм Атанесян, комментируя точку зрения официального Баку о "чистом листе", отмечает, что это, по существу, означает возврат к исходным позициям, то есть к положению, существовавшему в мае 1994 года, когда по просьбе Азербайджана, а также в результате прямых официальных встреч между Азербайджаном и Нагорным Карабахом было подписано соглашение о прекращении огня. "Если, говоря о "начинании с нуля", господин Гулиев выражает готовность возобновить дипломатические контакты с соответствующими структурами НКР для того, чтобы подтвердить соглашение о прекращении огня, то я думаю, что на это должна будет последовать и реакция парламента Азербайджана, поскольку соглашение о прекращении огня подтверждено также Бишкекским протоколом. Не надо забывать, что этот документ, на равных основаниях, подписан также председателем Верховного Совета НКР. В таком случае, думаю, у карабахских властей каких-либо проблем быть не должно". По словам В.Атанесяна, Нагорный Карабах официально не принимал участия в последних событиях переговорного процесса, а потому за достигнутые договоренности или за их отсутствие карабахская сторона ответственности не несет. На вопрос корреспондента газеты "Азг", как можно расценивать последние шаги официального Баку, В.Атанесян ответил, что трудно что-либо предугадать, поскольку это дипломатический спор между Арменией и Азербайджаном. "Однако, если Азербайджан берет на себя ответственность свести на нет все десятилетние усилия международных посредников, то это его проблема, а международная общественность должна сделать из этого соответствующие выводы. Атанесян отметил также, что эти заявления подтверждают сделанное им ранее предположение о том, что новоизбранный президент Азербайджана, желая самоутвердиться как во внешней, так и во внутренней политике, займет более жесткую позицию в вопросе урегулирования карабахского конфликта.

Армения не намерена начинать переговоры с Азербайджаном по Нагорному Карабаху "с нуля", заявил президент Армении Роберт Кочарян, комментируя в интервью ведущим национальным телеканалам заявление официального Баку о намерении начать переговоры по карабахскому урегулированию "с нуля". "Нами проведена многолетняя работа по формированию определенного поля по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, и я не намерен перечеркивать всю эту работу". По мнению Р.Кочаряна, инициатива азербайджанской стороны имеет более глубокие корни. "Не думаю, что президент Азербайджана не хочет что-либо менять, однако за последние 10 лет сохранения мира создалась ситуация, при которой стороны смирились с создавшимся положением вещей и изменение статус-кво таит в себе больше опасности, чем его сохранение", - подчеркнул Р.Кочарян. Президент отметил, что сегодня никто не пытается навязать армянской стороне какой-либо вариант урегулирования и "принудить к миру". ("Кавказский узел").

Евроструктуры и карабахский конфликт

Председатель национал-демократической партии Нагорного Карабаха Мурад Петросян, комментируя последние жесткие заявления европейских чиновников касательно карабахского урегулирования, отметил, что на внешнеполитическом небосклоне Армении грозовые тучи сгустились давно. "В Лиссабоне мировое сообщество в лице глав 53 государств-членов ОБСЕ в декабре 1996 года проголосовало за документ, практически полностью повторявший азербайджанскую позицию по урегулированию. Он не получил юридическую силу по той лишь причине, что Армения голосовала против. В нем черным по белому говорится: "Три принципа, которые должны явиться составной частью урегулирования: территориальная целостность Азербайджанской Республики; правовой статус Нагорного Карабаха, определенный в соглашении на основе самоопределения, которое обеспечит Нагорному Карабаху самую высокую степень автономии в составе Азербайджана; гарантированная безопасность для Нагорного Карабаха и всего его населения, включая взаимные обязательства обеспечить соблюдение положений урегулирования всеми Сторонами". После этого ничего не изменилось в политике Армении, а соответственно - мирового сообщества", - отметил Мурад Петросян. Политик считает, что если бы Армения смогла продемонстрировать миру самостоятельную и принципиальную внутреннюю политику, расклад сил был бы иным. Говоря о позиции России, карабахский политик отметил, что Карабах ей нужен в лучшем случае "в неопределенном состоянии", как инструмент вечного давления на Азербайджан. "И даже в этом случае надо знать: когда тебя держат за дубинку для битья, рано или поздно ей, дубинке этой, придется быть задействованной, поэтому Россия не будет упорствовать в вопросе перевооружения Карабаха", - отмечает политик. В то же время он подчеркнул, что войны не хочет никто. ("Кавказский узел").

Действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Болгарии Соломон Пасси намерен посетить южно-кавказский регион, однако конкретные сроки его визита пока не уточнены. Пасси выразил надежду, что в период его председательства будут предприняты позитивные шаги в деле разрешения карабахской проблемы. По его мнению, нынешний механизм урегулирования конфликта, каковым является Минская группа, имеет достаточный потенциал, который будет полноценно использован в период председательства Болгарии в ОБСЕ. ("Еркир").

"Мы не диктуем руководству Армении и Азербайджана условий урегулирования нагорно-карабахского конфликта, мы лишь оказываем содействие деятельности Минской группы ОБСЕ и выступаем за мирное урегулирование", - заявил на пресс-конференции заместитель госсекретаря Министерства международного развития Великобритании Гаррет Томас. Он сообщил, что обсуждал этот вопрос в ходе встречи с министром иностранных дел Армении Варданом Осканяном и остался доволен тем, как изложил подходы армянской стороны глава внешнеполитического ведомства Армении. ("Новое Время").

Докладчик Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Терри Дэвис намерен обязательно посетить Нагорный Карабах в ходе запланированного на последнюю неделю февраля визита в регион нагорно-карабахского конфликта. "Я охотно поеду в Нагорный Карабах, и подготовкой этой поездки занимается секретариат СЕ. Готовится визит в Армению, Азербайджан и Нагорный Карабах", - сказал Терри Дэвис, сообщает радиостанция "Свобода". "Нагорно-карабахский конфликт - очень сложная проблема. Я это почувствовал как докладчик", - сказал Терри Дэвис. Он отметил, что в прошлом году было довольно сложно достичь какого-либо прогресса из-за выборов в Армении и Азербайджане. "Однако до того я уже посещал регион и как в Баку, так и в Ереване встречался со множеством людей, в том числе с президентами, министрами обороны и иностранных дел. В обеих странах я встречался с представителями политических партий, а также посетил беженцев и депортированных. Несмотря на то, что я провел в регионе целую неделю, я не смог поехать в Нагорный Карабах, хотя и намеревался встретиться с их представителями в Ереване, однако они, к сожалению, не смогли приехать и встретиться со мной. Как бы там ни было, я заявил, что обязательно поеду в Нагорный Карабах. Этим, кстати, был очень недоволен покойный президент Азербайджана Гейдар Алиев, который публично, перед телекамерами, сказал, чтобы я воздержался от этого шага. А я тогда пообещал ему, что обязательно поеду в Нагорный Карабах, потому что необходимо выслушать комментарии живущих там людей. Однако Гейдар Алиев умер, и мне так и не удалось сдержать свое слово при его жизни", - сказал Терри Дэвис. Говоря о возможном содержании подготавливаемого им доклада, Терри Дэвис отметил, что в нем могут быть затронуты как территориальная целостность, так и право на самоопределение. "Это очень сложная проблема. И на данном этапе я не стану высказывать какие-либо комментарии по содержанию моего доклада, пока не посещу Карабах. Бессмысленно ожидать от судьи приговора до изучения фактов и доказательств. Не ждите от меня комментариев, пока я не выслушаю всех, в том числе и представителей Нагорного Карабаха. Я пока не сделал выводов и готов выслушать всех", - заявил Терри Дэвис.

Как сообщает газета "Аравот", заместитель председателя Национального Собрания Армении Тигран Торосян встретился с президентом Робертом Кочаряном. По сведениям газеты, в ходе встречи обсуждались вопросы, связанные с предстоящим приездом в регион докладчика Парламентской Ассамблеи Совета Европы по Нагорному Карабаху Тэрри Дэвиса.

В Ереване Терри Дэвис встретится с министром иностранных дел Армении, спецпредставителем президента РА по вопросу Нагорного Карабаха, министром обороны, беженцами, фракциями Национального Собрания (НС) и с членами армянской делегации в ПАСЕ, пишет газета "Аравот". Приблизительно в таких же рамках пройдут и встречи в Нагорном Карабахе. В ходе своего турне Ереван-Степанакерт-Ереван-Баку Терри Дэвис попытается получить возможно более подробные сведения о конфликте.

На вопросы газеты "Азг" ответил министр иностранных дед Нагорного Карабаха Ашот Гулян.

Г-н Гулян, какие ожидания у Степанакерта от визита Терри Девиса?

Думаю, что намеченный визит г-на Девиса будет полезным и для ПАСЕ, и для НКР. Для г-на Девиса и всех европейских структур, которые принимают участие в разрешении карабахской проблемы, было бы правильно, если бы они получили информацию непосредственно из Карабаха. То есть, побывав в Карабахе, встретившись с официальными кругами, разными слоями общества, составить свое представление на основании этих встреч: что же все-таки происходит в Карабахе, на какой почве развернулось карабахское движение, какие цели преследует живущий в Карабахе народ? В этом аспекте визит может быть обоюдно интересным: а иначе как же можно составить доклад, не побывав в Карабахе? Это, по крайней мере, звучит странно.

Уже уточнено время визита г-на Девиса в Степанакерт? И какие встречи запланированы?

По имеющимся сведениям, визит ожидается 23 февраля, но не могу утверждать, что это крайний срок. Запланированы встречи с президентом НКР, председателем НС, руководителями парламентских фракций и групп, министром иностранных дел, вероятно, с общественными кругами.

Одна из азербайджанских телекомпаний со ссылкой на руководителя делегации Азербайджана в ПАСЕ Самеда Сеидова сообщает, что Девис посетит также один из районов, контролируемых армянскими силами. Причем, это представляется как одно из требований Азербайджана в Европарламенте: если докладчик ПАСЕ направляется в Карабах из Армении, а не Азербайджана, то обязан посетить один из районов, контролируемых армянскими силами. У Вас есть информация об этом?

Я думаю, что визит г-на Девиса в Карабах, как и все предыдущие визиты в НКР европейских должностных лиц, осуществляется не под диктовку азербайджанской стороны, а по согласованию с карабахскими властями. Обычно это бывает по взаимному согласию принимающей стороны и стороны, наносящей визит, и тут не может быть предпочтений или диктата со стороны Азербайджана. Визит Девиса - не исключение.

В последний период ряд европейских структур, в том числе Евросовет, проявляют подчеркнутую заинтересованность в урегулировании карабахского конфликта. Чем, по Вашему мнению, обусловлена активность, в частности - Евросовета, если учесть, что эта организация никогда не занималась урегулированием конфликтов?

То, что карабахская проблема оказалась в центре внимания европейских структур - не новость. Посредническую миссию по урегулированию карабахского конфликта осуществляет одна из европейских структур - ОБСЕ, а точнее - созданная в ее рамках Минская группа. Думаю, что карабахская проблема оказалась в центре внимания европейских структур в связи с отчетом Армении и Азербайджана в январе в ПАСЕ о выполнении обязательств, взятых перед Евросоветом, что также естественно, так как одним из этих обязательств является разрешение карабахской проблемы исключительно мирным путем. И в этом контексте понятно, что обсуждения по карабахской проблеме должны состояться.

ПАСЕ подготовила в январе доклады по Армении и Азербайджану, в обоих случаях в докладах фигурировали неприятные формулировки в отношении Карабаха. Получается, что до визита Девиса ПАСЕ вынесла решение суда. Считаете ли Вы возможным, чтобы после визита Девиса в регион в доклад были внесены определенные изменения?

На данный момент нет необходимости в оценках. Что касается возможных шагов... Не хочу делать предположений, просто было бы верным, если бы вовлеченные в эти структуры наши делегации смогли довести до представленных в этих европейских структурах кругов сущность карабахской проблемы и ее особенности.

О сущности карабахской проблемы и ее особенностях в Армении, в том числе в официальных кругах, нет четкой позиции. По положению на сегодня, каким видится приемлемый подход к карабахской проблеме для официального Степанакерта?

Мы неоднократно выражали нашу позицию по этому вопросу. С самого начала карабахского движения четко было сказано, что в Нагорном Карабахе стоит вопрос самоопределения армянского населения. ("Азг").

Как сообщает бакинская "525-я газета", заявление докладчика Парламентской ассамблеи Совета Европы по карабахской проблеме Терри Дэвиса о намерении поехать в Нагорный Карабах через Армению вызвало резкие протесты азеврбайджанской Организации освобождения Карабаха (ООК). В беседе с "525" председатель ООК Акиф Нагы подчеркнул, что если докладчик ПАСЕ отправится в Карабах из Армении, то тем самым проявит неуважение к территориальной целостности Азербайджана и нормам международного права, его действия могут быть расценены как поддержка Армении и созданного ею на оккупированных азербайджанских землях марионеточного террористического режима. По словам А.Нагы, любые поездки на оккупированные земли должны совершаться с согласия азербайджанской стороны и только вдоль линии соприкосновения вооруженных сил Азербайджана и Армении. Руководитель ООК выразил мнение, что правительство Азербайджана не демонстрирует в связи с этим достаточно твердую позицию, и потому ООК осуждает беспринципную позицию властей. По мнению А.Нагы, официальные лица Азербайджана должны отказаться от встреч с лицами, посетившими Карабах через Армению и известить об этой своей позиции Т.Дэвиса. А.Нагы сказал, что если докладчик ПАСЕ поедет в Карабах через Армению, то ООК начнет акции протеста, которые будут проведены у представительства СЕ и МИД.

Газета "Еркир" в статье, озаглавленной "Ответ Дэвису готов", сообщает, что в Национальном Собрании РА состоялось рабочее совещание с участием представителей всех фракций и групп, которые подтвердили приверженность положениям заявления, принятого законодательным органом в 2001 году. Примечательно, что первое заявление по вопросу Нагорного Карабаха появилось после парижских, второе - после ки-вэстских переговоров. На этот раз документ был принят после публикации резолюций Парламентской Ассамблеи Совета Европы и Комиссии по политическим вопросам Евросоюза. Армянские депутаты подтвердили принципы, на которых, по их мнению, должен основываться процесс урегулирования карабахского конфликта. Парламент подтвердил, что территория Армении не может стать предметом обсуждения в ходе переговоров и что возможная коммуникационная связь не должна быть установлена за счет территориальной целостности или суверенитета Армении. В принятом 2001 году заявлении в качестве приемлемого принципа урегулирования политические силы назвали объединение Нагорного Карабаха с Арменией либо закрепление на международном уровне независимого статуса НК. В заявлении отмечается, что справедливое разрешение проблемы Арцаха является "стратегическим вопросом", от которого зависят нормальное развитие стран и народов региона, гарантии стабильного мира, перспектива армянской государственности.

На вопросы радио "Свобода" ответил докладчик Европарламента по проблеме Нагорного Карабаха Пер Гартон.

Какие политические и экономические проблемы стоят перед странами Южного Кавказа?

После распада Советского Союза страны Южного Кавказа продолжают оставаться в состоянии социального и экономического хаоса. Они не восстановились, не смогли перейти от социалистической плановой экономики к рыночной экономике. Они превратились в управляемые мафией и кланами коррумпированные хозяйства, основным источником доходов которых является непроизводственная деятельность - контрабанда и взяточничество. В результате произошел грандиозный упадок уровня жизни большинства населения.

Что можно сказать о политической ситуации?

Здесь, конечно, наблюдаются некоторые позитивные сдвиги - к примеру то, что в этих странах нет диктатуры. Хотя демократия в них пока не сформировалась, однако есть поле деятельности и для оппозиции - в основном, конечно, в Грузии, в меньшей степени - в двух других (Армения, Азербайджан). Действуют правозащитные организации, допускается определенное инакомыслие. Это уже совсем не советская и не фашистская системы, а скорее демократии в стадии становления.

Что Вы скажете об Азербайджане, где на посту президента Гейдара Алиева сменил его сын Ильхам?

У меня была возможность встретится с новым президентом Азербайджана - Ильхамом Алиевым. В ходе встречи он показал два лица. Первое лицо Ильхама Алиева я заметил в присутствии азербайджанских журналистов и официальных лиц. Президент говорил на азербайджанском и, судя по переводу, очень жестко. Когда с президентом остались я и наши советники, Ильхам заговорил на чистом английском и подходы у него были совершенно другие. Он показался очень миролюбивым и действительно хотел встреч, в особенности, по вопросу конфликта с Арменией. Если он не лукавил, а я думаю что не лукавил, то возможность примирения с Арменией есть. А это является основным условием развития демократии в Азербайджане, поскольку существование такого конфликта с оккупацией нескольких районов и наличием миллиона беженцев создает невероятное напряжение в стране. В таких условиях сохранять демократию очень трудно. Международное сообщество должно действовать решительно и оказать на них давление. Оба - и Алиев, и Кочарян нуждаются в этом. Они хотят и сами просят, чтобы мы оказали на них давление.

Насколько вероятна перспектива разрешения затянувшегося нагорно-карабахского конфликта между двумя соседями?

Полагаю, есть возможность минимального компромисса. Он заключается в том, что Нагорный Карабах не станет признанным государством со своим представителем в ООН и т.д. Кстати это не столь важно и для самих карабахцев - об этом мне сказал президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян. Но они категорически против административного подчинения Баку. Они могут формально, де-юре оставаться частью Азербайджана, но должны быть полностью автономны во всем, что касается повседневной жизни. Они не требуют места в ООН, Совете Европы или где-либо еще. Они больше не требуют этого, поскольку поняли нереальность его исполнения. Что касается азербайджанцев... Они действительно не желают больше управлять армянами Нагорного Карабаха. Азербайджанцы поняли, что все это уже потеряно. (Радио "Свобода").

В последнее время ряд средств массовой информации Азербайджана, Армении и России, комментируя недавнее интервью докладчика Европарламента по Южному Кавказу Пера Гартона радиостанции "Свобода", особо обратил внимание на ту часть его высказываний, где речь идет о возможных компромиссах с карабахской стороны. Комментируя сообщения прессы, министр иностранных дел Нагорного Карабаха Ашот Гулян отметил, что "в этом интервью господин Гартон несколько вольно интерпретировал слова президента Нагорного Карабаха Аркадия Гукасяна, сказанные им во время его недавней встречи с докладчиком Европарламента, в которой принимал участие и я". По словам главы МИД Нагорного Карабаха, президент, в частности, говорил о том, что "Нагорный Карабах должен обязательно стать субъектом международного права. Компромисс же со стороны Степанакерта может заключаться лишь в том, что при определенных условиях Нагорный Карабах сам готов пойти на некоторое ограничение своей правосубъектности, что, к примеру, подразумевает необязательное его членство во всех международных структурах". Так, сказал Ашот Гулян, Карабах может быть представлен в ООН в качестве наблюдателя. "На встрече президент НКР особо подчеркнул недопустимость административного подчинения Нагорного Карабаха Азербайджану, что, кстати, отмечено также Пером Гартоном. Именно об этом и ни о чем другом говорил Аркадий Гукасян докладчику Европарламента", - заявил министр иностранных дел Нагорного Карабаха. ("Де-Факто").

Представительство Нагорного Карабаха в США

Как сообщает бакинская "525-я газета", в Соединенных Штатах открылось официальное представительство Нагорного Карабаха. Как сообщает газета, представительство расположено в одном из самых оживленных районов Вашингтона по адресу улица C, дом 122. Газета выражает свое возмущение тем, что США, являющиеся сопредседателем Минской группы ОБСЕ, выделили "помещение для офиса для тех, кто создал на территории Азербайджана оккупационный режим". На официальном веб-сайте представительства, сообщает "525", говорится: "Офис Нагорно-Карабахской Республики в США открыт на основе указа президента НКР Аркадия Гукасяна от ноября 1997 года, при помощи и поддержке Армянской ассамблеи Америки". Газета отмечает также, что "офис НКР зарегистрирован министерством юстиции США". Газету возмущает также представленная на этом же веб-сайте деятельность "сепаратистского режима" в США: "В минувшие годы мы сумели успешно подчеркивать в Вашингтоне интересы Нагорного Карабаха. Благодаря эффективным отношениям между Нагорным Карабахом и США представительство сумело наладить конструктивный диалог с соответствующими правительствами агентствами США, в том числе ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДЕПАРТАМЕНТОМ США И КОНГРЕССОМ США (выделено "525"). Газета отмечает также, что представительство выпускает ежемесячный журнал "Artsakh Newsletter", "посредством которого сеет дезинформацию в правительственных органах США, в аккредитованных в Вашингтоне зарубежных посольствах, международных организациях", через СМИ, библиотеки, в университетах и исследовательских институтах. Офис играет также значительную роль в привлечении гуманитарных организаций и доноров США на "оккупированные азербайджанские территории".

В Нагорном Карабахе

16 февраля в Национальном Собрании Нагорного Карабаха при участии депутатов, сотрудников аппарата НС, представителей СМИ торжественно отмечали 45-летие со дня рождения активиста карабахского движения, первого председателя Верховного Совета республики первого созыва Артура Мкртчяна, безвременно ушедшего из жизни. В своем вступительном слове спикер НС Олег Есаян высоко оценил вклад, который внес Артур Мкртчян в дело организации работ первого законодательного органа Нагорного Карабаха и формирования законодательного поля страны. Выразив глубокое сожаление по поводу трагической гибели Артура Мкртчяна 14 апреля 1992 года, председатель постоянной комиссии по внешним сношениям НС Ваграм Атанесян и председатель парламентской фракции партии "Дашнакцутюн" Ваграм Балаян также высоко оценили его вклад в создание независимой государственности Арцаха. Затем участники торжественного заседания посетили Степанакертский мемориальный комплекс, где похоронен Артур Мкртчян, возложив цветы к памятнику и почтив его память. ("Азат Арцах").

19 февраля президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян принял членов новосозданного Совета Нагорного Карабаха по гражданской службе. В ходе встречи, в которой принял участие премьер-министр Нагорного Карабаха Анушаван Даниелян, были затронуты вопросы, касающиеся основных аспектов деятельности новой структуры. Президент отметил, что руководство республики связывает большие надежды с предстоящей работой Совета по гражданской службе, нацеленной на создание в Карабахе резерва высококвалифицированных кадров для государственной системы. Назначенный накануне председателем Совета по гражданской службе Борис Арушанян от имени членов новосозданной структуры выразил признательность за оказанное им доверие, заверив, что Совет в своей деятельности будет руководствоваться исключительно буквой закона. ("Де-Факто").

С начала 2004 года в Нагорном Карабахе от взрывов противотанковых и противопехотных мин погибли 4 человека. Проанализировав эти случаи, происшедшие, в основном, во второй половине января в окрестностях сел Нор Марага и Вазгенашен, британская гуманитарная организация "Hallo Trust", занимающаяся разминированием в Нагорном Карабахе, решила активизировать свою деятельность по информированию сельского населения об опасности мин. Эксперты организации связывают эти случаи с активизацией сельскохозяйственных работ и несоблюдением правил безопасности. В 2003 в Нагорном Карабахе было зафиксировано 18 случаев взрывов мин, в результате чего пострадал 21 человек, из которых 9 погибли, 12 (из них двое детей) - получили ранения. Полное и окончательное разминирование Нагорного Карабаха предполагается провести в течении 7 лет. (PanARMENIAN.Net).

На заседании Военного совета Армии обороны Нагорного Карабаха был рассмотрен ряд разноплановых вопросов. Были обсуждены вопросы учета материально-технических средств, совершенствования в 2004 году инженерно-строительных работ в армии, выполнения приказов. Министр обороны Нагорного Карабаха генерал-лейтенант Сейран Оганян заявил о необходимости укрепления оборонительных сооружений на передовых позициях, представив конкретные направления деятельности в данном направлении. Он также дал ряд поручений и приказов, направленных на повышение боеготовности и дисциплины военнослужащих. (sakartvelo.ru).

По сообщению ООО "Бейз Метлс", по состоянию на 1 января с.г. в Дрмбоне инвестировано 6 миллионов долларов США. Как юридическое лицо оно имеет большие налоговые обязательства: в 2003 году "Бейз Метлс" заплатил налоги на сумму в 230 миллионов драмов. За последние полтора месяца коллектив пополнился еще 20 работниками. Таким образом, на Дрмбонском медно-золотом горно-обогатительном комбинате и в подземных шахтах сегодня работают 670 человек. Во время строительства отстойников, дамб и различных инфраструктур на территории комбината были вырублены деревья. "Бейз Метлс" выделил общине деньги, и за короткий срок ущерб был возмещен. Силами школьников были посажены новые саженцы. ("Азат Арцах").

За 2003 год министерство культуры и по делам молодежи РА совместно с министерством культуры Нагорного Карабаха провело около двух десятков мероприятий. Как сообщили "Де-Факто" в управлении по связям с общественностью министерства культуры РА, работа министерства строится на понимании важности духовно-физического, военно-патриотического воспитания, мероприятий социальной направленности среди молодежи Нагорного Карабаха и Армении, укрепления молодежных связей Армения-Арцах и формирования единой национальной идеологии. В числе проведенных мероприятий следует отметить обеспечение участия молодежи Нагорного Карабаха в программе "Гражданские служащие и волонтеры в европейском молодежном движении", фестиваль "Молодежь - Арцаху", проведенный совместно с организацией "Верацнунд". В 2003 году были организованы молодежные экскурсии по Нагорному Карабаху, отдых в лагере "Амарас", конкурс-выставка прикладного искусства. Делегация Нагорного Карабаха принимала участие по всех мероприятиях всеармянской молодежной организации "Базе". С гастролями в Степанакерте, Шуши и районах Нагорного Карабаха побывали камерный оркестр Армении, певица Нуне Есаян, с успехом прошел показ фильмов известного армянского кинорежиссера Дона Аскаряна. Также в рамках культурного обмена в Ереване с успехом прошли гастроли Степанакертского театра драмы.

13 февраля ряд молодежных организаций Нагорного Карабаха совместно с администрацией Дворца культуры и молодежи организовали в Степанакерте мероприятие, посвященное одному из древних и самых популярных народных армянских праздников - Трндезу. Согласно традиции, в ночь с 13 на 14 февраля от огня, принесенного из церкви, влюбленные и новобрачные разжигают костер, устраивают прыжки через него, тем самым как бы закаляя свои чувства. Готовятся также национальные блюда, которыми угощаются приглашенные. Все это сопровождается песнями и плясками вокруг костра, создающими атмосферу настоящего праздника. Ведущие мероприятия рассказали об истории возникновения праздника Трндез. Состоялся концерт с участием юных исполнителей, после чего участники мероприятия были угощены национальными блюдами - куркутом и гатой. Как заявил в интервью ИА REGNUM представитель молодежной организации "Айки Серунд" ("Поколение Айка") Ерванд Гаджиян, данная акция имела целю возрождение традиционных национальных праздников, отчасти утраченных в советский период. "Не случайно, что вокруг этой идеи объединились представители молодежных организаций, которым предстоит претворять в жизнь и передавать грядущим поколениям древние армянские традиции. Таким образом, учитывая опасные тенденции, которые сегодня несет в себе глобализация, мы пытаемся сохранить нашу национальную самобытность. Отрадно, что акция нашла поддержку со стороны государственных и частных структур", - отметил Ерванд Гаджиян.