18 декабря в Совете Федерации РФ состоялось заседание Совета законодателей, в работе которого, как сообщают в информационно-аналитическом отделе областной Думы, принял участие председатель Новгородской областной Думы Анатолий Бойцев. Планом работы заседания было предусмотрено рассмотрение законодательного обеспечения инвестиционного процесса в экономике субъектов Российской Федерации.

Открывая заседание, председатель Совета Федерации Сергей Миронов заявил, что необходимо разработать долгосрочную стратегию инвестиционной политики в регионах. Подчеркнув, что инвестиции являются одной из ключевых проблем для ускорения развития экономики, С. Миронов обратил внимание на то, что для обеспечения инвестиционного процесса необходимо разработать стабильную законодательную базу. Поскольку такой базы пока нет, многие регионы сами определяют свою инвестиционную политику. При этом спикер обратил внимание на необходимость не cтолько создать правовую базу, сколько постоянно совершенствовать её, обновлять, в соответствии с требованием времени. Среди приоритетов, на которые следует обратить внимание, С. Миронов назвал законы, связанные с источниками инвестирования, с защитой прав инвесторов, минимизацией рисков. Что касается иностранных инвестиций, то их, по убеждению спикера Совета Федерации, следует вкладывать в первую очередь в промышленность, имеющую высокие технологии.

По данным экономического комитета Новгородской области, для региона характерны в основном те же особенности экономического развития, что и для всей страны. Потенциал области невелик, и экономически более сильные соседние регионы составляют серьезную конкуренцию. Тем не менее, несмотря на жесткую конкурентную борьбу, Новгородскому региону удалось привлечь в местную экономику значительные внешние инвестиции. Местное инвестиционное законодательство условно можно разделить на 3 группы: налоговые льготы, обеспечение инвестиционной привлекательности региона и гарантии инвесторам.

С декабря 1994 года действует областной закон "О налоговых льготах организациям, расположенным на территории Новгородской области", который ежегодно пролонгируется. Закон предусматривает в 2004 году для организаций, осуществляющих производственную деятельность, вкладывающих собственные и привлеченные средства в реализацию одобренных администрацией области инвестиционных проектов, 100-процентное освобождение от уплаты в областной бюджет налога на имущество предприятий, земельного налога, а также снижение на 4% ставки налога на прибыль, в части сумм налога, зачисляемого в областной бюджет, а также позволяет уплачивать транспортный налог в размере 50% от установленной ставки. Налоговые каникулы даются до полной окупаемости вложенных средств, но не дольше расчетного срока окупаемости, определенного бизнес-планом. С 1 января 1997 года постановлением областной Думы в 4 районах области созданы первые среди российских регионов зоны экономического благоприятствования с особым налоговым режимом.

На муниципальном уровне районы и города области предоставляют предприятиям с иностранными инвестициями, реализующим на их территории одобренные инвестиционные проекты, дополнительные льготы по местным налогам. От уплаты земельного налога, в части, зачисляемой в местный бюджет, арендной платы за землю и налога на рекламу организации освобождаются полностью.

В 1998 году принят Закон "Об инвестиционной деятельности в Новгородской области", который гарантирует сохранение, существующих на момент начала реализации инвестиционного проекта, условий деятельности организаций (как отечественных, так и с участием иностранного капитала), определенных областными нормативными актами, независимо от объема проекта на весь срок окупаемости. Иностранные и отечественные инвесторы на территории региона поставлены в равные условия, независимо от суммарного объема и других критериев проекта. В настоящий момент областное инвестиционное законодательство, не меняясь кардинально, постоянно дополняется и становится более дружественным для инвесторов. Сегодня немало времени уделяется оптимизации законодательства для реализации в жизнь заявительного порядка предоставления налоговых льгот и принципа "одного окна" для новых инвесторов. Однако принятие в последние годы ряда федеральных нормативных актов, привело к ухудшению инвестиционно-налогового законодательства и условий для хозяйствующих субъектов в области, а также к ущемлению прав субъектов федерации в экономической сфере.

Новгородские предприятия с иностранными инвестициями играют весьма значительную роль в экономике области. Доля предприятий с участием иностранного капитала в объеме выпуска промышленной продукции в Новгородской области составила около 60%. Их доля в экспорте составляет 75%, в импорте 45%. Для масштабного привлечения инвестиций в экономику регионов и дальнейшего развития внешнеэкономической деятельности в регионах необходимо не сужать права субъектов федерации, так как. это позволит обеспечить равные стартовые условия для участников инвестиционного процесса, установить имеющиеся в федеральном законе "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 9 июля 1999г. № 160 - ФЗ недостатки в части отмены понятия "приоритетный инвестиционный проект" и распространить государственные гарантии и льготы по налоговым и таможенным платежам на все инвестиционные проекты. Кроме этого, необходимо создать систему страхования и гарантирования прямых инвесторов (через организацию гарантийных и залоговых фондов, объединяющих финансовые средства государства, фирм, частных лиц), а также освободить от уплаты НДС и таможенных пошлин при ввозе на территорию России высокотехнологичного оборудования (независимо от отраслевой принадлежности), конструкций, материалов и комплектующих, не имеющего российских аналогов либо имеющих отечественные аналоги с более низкими основными характеристиками, закрепить эту норму в Налоговом Кодексе РФ и внести соответствующие изменения в Таможенный Кодекс РФ, Законы РФ "О таможенном тарифе" и "О налоге на добавленную стоимость", обеспечить распределение таможенных налогов и пошлин в равных долях между федеральным и региональными бюджетами с целью направления их на решение первоочередных социально-экономических проблем. В настоящее время таможенные налоги и пошлины в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет.