«Мусорная» проблема в Бурятии упирается в Байкал
Улан-Удэ, 10 ноября, 2016, 09:18 — ИА Регнум. В Бурятии ежегодно образуется в среднем более 50 млн тонн отходов производства и потребления, в том числе 275,6 тыс. тонн твердых коммунальных отходов (ТКО).
Территориальная схема — на утверждении
Как сообщили ИА REGNUM в региональном Минприроды, на сегодняшний день на территории республики создана нормативная правовая база по вопросам обращения с отходами, в том числе действует соответствующий закон («Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия»).
Что касается реализации в регионе федерального закона «Об отходах производства и потребления», в Минприроды Бурятии уточнили, что для этого «утвержден план мероприятий». В рамках этой работы внесены изменения в законы республики об отходах, о перечне видов имущества, о градостроительном уставе. Принят ряд постановлений.
Государственный контракт по разработке территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО, и разработке региональной программы в области обращения с отходами был подписан 11 июля текущего года с ЗАО «Центр муниципальной экономики и права» (г. Москва). В рамках контракта, в том числе предусматривается создание электронной модели территориальной схемы обращения с отходами и расчет тарифа на услугу по обращению с ТКО региональным оператором. Ответ от Росприроднадзора о согласовании схемы получен 29 сентября. В настоящее время завершается процедура согласования проекта постановления об утверждении схемы, ориентировочный срок утверждения — 15 ноября текущего года. Идет разработка конкурсной документации по проведению конкурсного отбора регионального оператора по отходам.
Специфика региона в «мусорном» вопросе
По данным Минприроды, одной из проблем, сдерживающих развитие инфраструктуры обращения с отходами в Бурятии, является утверждение водоохранной зоны озера Байкал, границы которой совпадают с границами Центральной экологической зоны (ЦЭЗ): «Запрет на размещение мест захоронения отходов производства и потребления требует переноса данных объектов за пределы водоохранной зоны, которая в прибрежных районах составляет от 65 до 150 км, что влечет увеличение стоимости вывоза отходов, а при низкой платежеспособности населения это будет приводить к банкротству организаций, осуществляющих вывоз отходов, и, в конечном итоге, к загрязнению отходами прилегающих к озеру Байкал территорий».
Власти региона заверили, что все необходимые меры для выполнения требований Водного кодекса предпринимаются. То есть все вновь проектируемые полигоны находятся за пределами водоохранной зоны озера Байкал. «Однако на некоторых территориях (г. Северобайкальск, с. Максимиха) выполнение данной нормы не представляется возможным, так как основная часть населения (85% от общей численности Северо-Байкальского района) проживает в водоохранной зоне, и для выполнения данной нормы необходим перенос участка под полигон на расстояние около 120 км, что увеличит тариф на захоронение, значительную часть которого будут составлять транспортные расходы», — уточнили в профильном министерстве.
Также среди существующих проблем в Минприроды называют то, что до настоящего времени на федеральном уровне не определены случаи, при которых цены на услуги по сбору и транспортированию ТКО для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов. Не установлен порядок их проведения, в том числе не определены случаи, когда условия проведения таких торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ, не установлен порядок такого согласования. Не утверждены правила обращения с ТКО (порядок сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО, основания лишения статуса регионального оператора) и так далее.
Утилизация, обезвреживание, переработка
Добавим, из всего ежегодно образующегося в Бурятии количества мусора доля ТКО, направленных на обработку для извлечения вторичных материальных ресурсов, составляет 5% (14,119 тыс. тонн). Утилизацией и обезвреживанием отходов в Бурятии занимаются 20 организаций.
Что касается раздельного сбора твердых коммунальных отходов, от домовладений на территории региона он не осуществляется. «В части объектов общественного назначения в качестве вторичных ресурсов собираются в основном, отходы, которые характеризуются высоким уровнем ликвидности (лом черных и цветных металлов, бумага и картон, полимерные отходы, не загрязненные отходы пластических материалов, бой стекла и др.). Картон собирается непосредственно после его использования в качестве упаковочного материала (магазины, офисы и другие объекты) с целью недопущения его смешивания с другими отходами и обеспечения его дальнейшей утилизации. Прочие рассматриваемые отходы принимаются пунктами приемки вторичных ресурсов или собираются предпринимателями для дальнейшей транспортировки на объекты по обработке и утилизации», — говорится в сообщении регионального Минприроды.
В 2015 году в Бурятии был введен в эксплуатацию полигон твердых бытовых отходов в поселке Заиграево вместимостью 169,5 тыс. кубометров. Однако в целом, по оценке региональных властей, количество объектов размещения отходов на сегодня недостаточно. В государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) включены три полигона ТКО. Работы по постановке заиграевского полигона в ГРОРО ведутся. Строительство новых объектов осуществляется с привлечением средств ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012−2020 годы»: «С учетом доведенного Минстроем России распределения лимитов в 2016 год на сумму 65,8 млн руб. ведется строительство, в том числе, двух полигонов ТБО в с. Петропавловка и с. Эгитуйское. Ввод в эксплуатацию этих объектов запланирован в 2017 году».
Кроме того, в текущем году ведутся проектные работы за счет республиканского бюджета на строительство полигонов ТКО в пос. Селенгинск Кабанского района (проходит экологическую экспертизу), с. Хоринск Хоринского района (подаются документы на экологическую экспертизу), с. Турунтаево Прибайкальского района (экспертиза запланирована на 2017 год).
Направлена бюджетная заявка о выделении средств на проектирование пяти полигонов (в селах Курумкан, Баргузин, Селендум, Новый Уоян, а также в городе Закаменске) и мусоросортировочных и мусороперегрузочных станций (в селе Выдрино и городе Бабушкине).
Что касается внедрения в регионе раздельного сбора отходов, согласно территориальной схемы, в Бурятии предусмотрено три объекта обработки ТКО (два объекта в Улан-Удэ и один — в поселке Селенгинск). Для сортировки мусора в Улан-Удэ построено две мусоросортировочные станции (МСС-1, МСС-2), которые находятся в собственности городской администрации.
Мусоросжигательных заводов в Бурятии на сегодняшний день нет. Но для города Улан-Удэ предусмотрено строительство завода по термическому обезвреживанию отходов с мощностью по переработке до 240 тыс. тонн в год.
Также в регионе ведется работа по сокращению количества несанкционированных свалок, отметили в Минприроды: «За период с 2009 по сентябрь 2016 года количество несанкционированных свалок в республике сократилось в 3,8 раза: с 1024 ед. на площади 682,8 га до 263 ед. на площади 256 га. Количество заключенных договоров на сбор и вывоз отходов возросло с 10 645 до 96 797».
«Кто будет за это платить?»
Председатель комитета по экономической политике, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Народного хурала Бурятии Анатолий Кушнарев в беседе с корреспондентом ИА REGNUM обратил внимание на существующее противоречие в решении «мусорного» вопроса в республике. «Полигоны ТБО должны быть на определенном расстоянии от побережья Байкала, за пределами водоохранной зоны. Возить мусор на такое расстояние с берега Байкала невыгодно с экономической точки зрения. Условно говоря, кто будет за это платить? Поэтому противоречие в этом вопросе существует. По моему мнению, переработкой можно заниматься на берегу Байкала, но использовать для этого экологически безопасные технологии. Такие есть, например, в Японии», — заявил он.
«Это чисто экономическая проблема, решить которую на региональном уровне пока не представляется возможным. Хотя бы первичную переработку надо делать поближе, чтобы уж если возить мусор на окончательную переработку в Улан-Удэ, то в меньших объемах», — рассуждает собеседник ИА REGNUM.
«Мы поддерживаем инициативу депутата Государственной думы от Иркутской области Сергея Тена о смягчении законодательства в сфере экологической экспертизы, которая предполагает, что оставят только центральную экологическую зону при строительстве. Может быть, это частично снимет проблему. Кроме того, надеемся, что новый созыв Думы будет поднимать этот вопрос, там есть наш депутат. А пока «мусорный» вопрос в Бурятии остается нерешенным. Та же ситуация, кстати, складывается с кладбищами. Если сейчас какое-либо кладбище исчерпает свой ресурс, то его нельзя будет делать в границах водоохраной зоны. В общем, я считаю, что интересы живущих на берегу Байкала людей на сегодняшний день ущемлены», — подытожил Анатолий Кушнарев.
Как уже сообщало ранее ИА REGNUM, в России с 1 января 2017 года будет введена новая система по обращению с твердыми коммунальными отходами. Согласно нововведениям, организация вывоза мусора и заключение договоров на эту услугу станут централизованными, за обращение с отходами будет отвечать региональный оператор.