Как вы оцениваете общий уровень отношений между Чехией и Эстонией?

Общий уровень отношений я оцениваю как хороший. Но есть и большие резервы для развития нашего сотрудничества в самых разнообразных областях. Прежде всего, в торговле и туризме. После падения стен, разделявших Европу, в корне изменились условия развития отношений. Формализм и ограничения прежних времен, когда коммунистические партии СССР и Чехословакии указывали, как их развивать, прошли. Но даже тогда для чехов была интересна Эстония, и для эстонцев тогдашняя Чехословакия. После 1989 года в Европе открылись все границы, ушли все ограничения. Люди стали путешествовать и не только как туристы, но и как предприниматели. Сначала чехов, естественно, привлекали высокоразвитые и богатые страны, а потом оказалось, что нужно использовать все направления и старые контакты на территории бывшего Советского Союза. Традиционные торговые, экономические и культурные связи. В Чехии шел процесс нормализации - в хорошем смысле, в отличие от коммунистической "нормализации" после шока 1968 года.

В каких областях сотрудничество развивается наиболее динамично?

Хорошо развивается в последнее время туризм - многие эстонцы ездят в Чехию отдыхать. Торговля все время растет, но не так быстро, как хотелось бы. В последние десять лет, я думаю, наиболее динамично развивались все же политические контакты. Мы ведь идем по одной дороге - в Евросоюз и в НАТО. Открытие в 2000 году нашего посольства в Эстонии также говорит об этом. Хотя даже не все страны Евросоюза имеют посольства в Таллине. А Эстония открыла посольство в Праге еще раньше.

В Эстонии любят сравнивать себя с соседями. Какая из Балтийских стран имеет большее значение для Чехии в качестве торгового партнера?

С Эстонией развитие отношений сдерживается недостаточным развитием транспортной инфраструктуры. Из Балтийских стран Эстония находится дальше всех от Чехии и поэтому связи не такие интенсивные, как с Литвой и Латвией. Кроме того, Эстония морская страна, а у нас портов нет.

Сейчас очень многие контакты с Эстонией у нас хорошо развиваются через Финляндию, где интенсивно работают наши бизнесмены. Я думаю, что, после реализации таких больших транспортных проектов, как Via Baltica и Baltic Rail, наше сотрудничество получит новый толчок. Сейчас нужно ехать через Польшу, а там очень интенсивное движение, с которым тамошняя инфраструктура едва справляется. С прошлого года уже начала работать постоянная авиалиния Прага - Таллин, которую обслуживает чешская авиакомпания. Это хороший задел для дальнейшего развития контактов.

Многое зависит, конечно, от количества потребителей и производителей. Эстония - самая маленькая из стран Балтии. Но в Таллине ездят чешские трамваи, продается много автомобилей "Шкода", чешского пива и других товаров. Кроме того, у Эстонии хорошее географическое положение для того, чтобы стать транзитным коридором между Центральной Европой, в том числе Чехией, и северо-западной Россией.

И Эстония, и Чехия 1 мая 2004 года собираются стать членами Евросоюза. В Эстонии большинство жителей перед еврореферендумом были настроены по отношению к ЕС позитивно. А теперь многие боятся последствий присоединения к ЕС - прежде всего роста цен. Что сейчас думает о Евросоюзе "средний чех"?

Все очень похоже! После падения Берлинской стены у нас была эйфория: наконец-то мы идем в Европу. Теперь все смотрят на вещи более реалистично и прагматично: что будет означать ЕС для моей фабрики или моей профессии, для моего города или села. Конечно, есть опасения. Я бы сказал, что в краткосрочной перспективе мы видим много проблем и с зарплатой, и с уровнем цен и с безработицей. Но в долгосрочную перспективу мы смотрим с оптимизмом, так как из ряда мало- и среднеразвитых стран мы присоединяемся к группе высокоразвитых стран.

В Эстонии больше всего опасений присоединение к ЕС вызывает у крестьян. Готово ли чешское сельское хозяйство к новым реалиям в ЕС?

У нас гораздо меньше, чем в Эстонии, мелких фермерских хозяйств, которым трудно выдержать конкуренцию в ЕС. В Чехии бывшие колхозы и совхозы трансформировались в акционерные общества. Технологический уровень был сохранен с социалистических времен или даже улучшен. Так что им будет легче конкурировать на рынке ЕС. Правда, возникают, конечно, социальные проблемы: там, где раньше работало, положим, 800 человек, теперь отлично справляются 400. Остальным надо искать работу.

Туристов восхищают не только архитектура старой Праги, но и весьма умеренные цены. Что будет после вступления в ЕС? Не пострадает ли от роста цен туризм?

Цены, скорее всего, пойдут вверх, но не до такого уровня, как в соседних Германии или Австрии. Но есть потенциал для развития разных типов туризма. Из Эстонии турист едет сейчас практически только в Прагу или Карловы Вары. Но ведь есть и другие маршруты - для молодежного туризма, агротуризма. Такие маршруты проходят мимо столицы, и цены там гораздо ниже.

Пожалуй, не меньше, чем об экономической стороне дела, в Эстонии беспокоятся о судьбе национальной культуры и языка в ЕС. Некогда Ян Гус взошел на костер из-за того, что боролся против засилья немцев в университете. А сейчас Чехия идет в Евросоюз, где один из основных языков - немецкий. Нет ли у чехов опасений утратить свою национальную самобытность?

Национализм того далекого времени - это отдельный интересный вопрос. Но сейчас восприятие этой проблемы у нас не такое острое, как в Эстонии. Хотя нас тоже не так много - всего 10 миллионов, и прирост населения, как и почти во всей Европе, отрицательный.

Насчет судьбы чешского языка в ЕС у нас появляются отдельные статьи в прессе, но человек с улицы это особой проблемой не считает. Пока, во всяком случае. В будущем, возможно, это превратится в проблему. Как в Германии, где 2 миллиона турков, или во Франции, где мусульман около 5 миллионов.

Нелегальные мигранты проникают и к нам из таких стран как Афганистан или Турция. Но таких проблем как у Испании с марокканцами или у Италии с албанцами у нас нет. Что касается нашей восточной границы, то у нас возникли бы проблемы, если бы за бортом ЕС оказалась Словакия. Многие люди из самой Словакии, а также из Украины и Казахстана хотят жить в Чехии, но мы вместе со словаками надеемся сделать эту миграцию полностью контролируемой с помощью хорошо охраняемых границ.

В Эстонии есть евроскептики, но ни одна крупная партия, за исключением Центристской, против вступления в ЕС не выступала. Есть ли у вас серьезная политическая оппозиция Евросоюзу?

В Чехии еще довольно сильна Коммунистическая партия, имеющая много депутатов в парламенте. Она настроена в общем довольно критически, но даже среди депутатов- коммунистов нет единой позиции в этом вопросе. Социал-демократы, которые сейчас у власти, настроены очень проевропейски. Христианские демократы и либералы, которые входят в правительство, тоже выступают за Евросоюз. Что касается партии нынешнего президента Вацлава Клауса - гражданско-демократической - то она не еврокритическая, но выступает за меньшую степень централизации ЕС и против нынешнего проекта конституции ЕС. Они против федерации, и даже против конфедерации, а просто за общий рынок.

Еще один не менее знаменитый чех - бравый солдат Швейк - служил своего рода символом пацифизма для эстонцев, которые не хотели служить в Советской армии. Теперь Чехия стала членом НАТО, а Эстония собирается вступить в этот военный альянс этой весной. Как чешское общественное мнение относится к НАТО?

В коммунистические времена авторитет армии у нас не был высок. В отличие, например, от Польши. Но и у нас есть военные традиции. Это и первая мировая война, и вторая, когда чешские отряды сражались на стороне Советского Союза и западных союзников на полях сражений в Северной Африке, в Восточной и Центральной Европе, в России.

После падения Берлинской стены многие люди в Чехии говорили: зачем нам НАТО, мы уже в Европе. Но не нужно забывать, что мы находимся в центре Европы, где начинались многие войны - от Тридцатилетней до второй мировой. Люди в Швеции или Финляндии могут чувствовать себя немного в стороне от такой угрозы. Даже в Австрии или Швейцарии - у них там горы. Так и возникает идея нейтралитета. В Чехии большинство людей все же понимают, что у нас другая геополитическая ситуация.

Теперь вопрос о НАТО находится несколько на втором плане. Мы демократическим путем выбирали парламентариев, они проголосовали за НАТО. Конечно, в обществе существует определенный скептицизм насчет некоторых действий альянса - особенно в Югославии. Но в основном настроения - за НАТО.

Эстония, не будучи членом НАТО, уже участвует в ряде натовских операций - в Югославии, Итаке, Афганистане. Чешские военные тоже проходят службу в "горячих точках"?

Да, конечно. Чешский военный госпиталь работал в Ираке. В Афганистане и на Балканах также есть наши военные и полицейские. Общественность к этому относится спокойно, учитывая то, что в "горячие точки" едут исключительно добровольцы. Кстати, у нас завершается переход на профессиональный принцип комплектации армии, и в следующем году призыва не будет вообще.

Военные расходы Эстонии определены в размере 2 процентов от ВВП, что вызывает много критики внутри страны. Насколько велика нагрузка на госбюджет Чехии после вступления в НАТО из-за перехода на натовские стандарты воооружений?

Когда мы вступали в НАТО, у нас было даже больше 2 процентов. Правда, у Эстонии для военного строительства не хватало вооружения, а у нас оружия было даже больше, чем нужно. В Чехословакии армия ведь была 180-тысячная, а теперь в Чехии она сокращена до 35-ти тысяч. Мы до сих пор частично используем вооружения стандартов Варшавского договора - модифицированные танки и вертолеты. Но постепенно идет переход на стандарты НАТО. Я бы не сказал, что для бюджета это слишком большая нагрузка.

Стоял ли когда-либо после вступления в альянс вопрос о создании баз НАТО или американских баз на территории Чехии?

Нет, в отличие от Польши, где действительно обсуждаются такие варианты, у нас разговора об этом не было.

Как сказалось - или скажется в будущем - членство Чехии в НАТО и Евросоюзе на отношениях с Россией?

Исторически чехи очень хорошо относились к русским - до 1968 года. Тогда отношение резко ухудшилось, но с 1990 года идет процесс нормализации. Идет нормальный политический диалог. Никакого ухудшения отношений после вступления Чехии в НАТО не наблюдалось. Наоборот, прибавилось определенности и прекратились политические игры. Так, я верю, и в случае с Эстонией будет.

Вступление в Евросоюз, вероятно, вызовут трудности переходного периода. Конкуренция для российских товаров станет жестче. Но это должно, в свою очередь, улучшить качество российских товаров. Те, кто сможет переориентироваться и повысить уровень товаров, увидят новые возможности - те выиграют. В России много хороших ученых и инженеров. Так что, думаю, Россия достигнет успеха и в новой ситуации. И нам в Европе очень нужны предсказуемые отношения с Россией.