Очередной имущественный скандал заинтересовал на прошлой неделе ряд ростовских изданий. Речь идет о споре за корпус Ростовского - на- Дону морского колледжа имени Седова, на который претендует филиал Новороссийской государственной морской академии. Газета "Вечерний Ростов" в материале "Морской узел по-ростовски" обратилась за разъяснениями к обеим сторонам конфликта. Руководители училища им Седова, сообщает газета, уже подали иск в арбитражный суд, так как считают, что для 400 человек, обучающихся сейчас в училище, имеющихся площадей недостаточно. И потесниться курсанты "мореходки" не готовы: в корпусе, на который претендует академия, расположен факультет, где изучают редкую морскую профессию штурмана-багермейстера, там же расположены необходимые курсантам мореходки комплексы для занятий по судовождению, а также библиотека.

Другая сторона конфликта опирается на мнение Министерства транспорта России, которое считает, что "морское образование - от среднего до высшего - надо сделать непрерывным", чем, собственно, и занимается академия. Однако начальник ростовского филиала Новороссийской академии Сергей Лутков других аргументов в пользу своего подселения к ростовской мореходке не привел, разве что прибавив: "Мы здесь не публичный дом откроем". В целом, заключает газета, от представителя академии не удалось получить ответа, какую же площадь Минтранс России отдает под академию: один этаж мореходного училища или все здание?

Газета "Наше время", развивая эту тему, выяснила, что речь идет о передаче 6-го этажа ростовского колледжа. Недавно в колледж пришла телеграмма за подписью одного из заместителей министра имущественных отношений России, в которой предписывалось в течение 5 дней передать спорное помещение новому хозяину. Руководство Новороссийской академии не считает свои действия захватом - оно действуют на основании распоряжения Минимущества РФ, являющегося собственником данных помещений. Обе газеты - и "Вечерний Ростов", и "Наше время" сходятся во мнении, что данный спор, как и большинство имущественных споров, затянется надолго. Развитие конфликта последует в арбитражном суде, и, очевидно, станет объектом внимания ростовских изданий.

Проблемы ростовских угольщиков на минувшей неделе по-прежнему волновали ростовскую прессу. В прошлую пятницу прояснились безрадостные перспективы по "Ростовуглю", где предстоит продавать имущество, объявив процедуру банкротства, и на полученные средства погашать задолженность по зарплате. Газета же "Наше время" в публикации "Чего ждать горнякам?" сообщила, что не очень ясны перспективы и работающего предприятия - ОАО "Гуковуголь". По городу Гуково ползут тревожные слухи - что работникам "Гуковугля" отменили выдачу пайкового угля и сократили фонд заработной платы если не вдвое, то, как минимум, на 30%.

По словам руководителей Гуковского теркома профсоюзов, сейчас идут переговоры профсоюза с собственником угольного предприятия - компанией "Русский уголь" о повышении ставки оплаты труда горняков. Профком настаивает на том, чтобы поднять минимальной ставку до уровня прожиточного минимума - 2400 рублей, работодатели пока готовы увеличить ее с нынешних 1806 рублей до 2115.

Не менее болезненный вопрос по пайковому углю профсоюзам тоже пока не удается решить в пользу горняков. По новому постановлению правительства, шахтеру положено 360 кг угля в год. "Какую пищу можно приготовить, используя полтора ведра угля в месяц? - недоумевает газета. - Только сухарей насушить".Так что вопрос о льготном угле тоже пока находится в стадии обсуждения.

На повестке дня у угольных профсоюзов, сообщает "Наше время", стоят сейчас вопросы о принятии отраслевого тарифного соглашения и подписании с собственником коллективного договора. Он включает острые для шахтеров вопросы - о тарифных ставках, пайковом угле, льготах и компенсациях. По сведениям газеты, переговоры угольных профсоюзов с собственниками перешли в финальную стадию. В настоящее время глава шахтерского профсоюза России И.И Мохначук ведет переговоры с представителями владельцев угольных компаний, в том числе и с компанией "Русский уголь".

Включение техногенного сырья в перечень полезных ископаемых - благо или неудачный экспримент? Подобным вопросом задавалась ростовская городская газета "Город N", исследуя в статье "Налоговые ископаемые" инициативу областных властей, принявших такое решение. С одной стороны, считает газета, это благо, поскольку сулит областной казне дополнительные налоговые отчисления, раз добыча полезных ископаемых облагается дополнительным налогом. С другой стороны, возникают сомнения в том, что дополнительные налоги станут стимулом для расширения бизнеса по переработке техногенных отходов. Налог на добычу полезных ископаемых, а теперь и отходов, полностью поступает в региональный бюджет. Все 100% вырученных от его сбора средств в Ростовской области передаются муниципалитетам, за исключением Ростова и Таганрога, которые делятся средствами от этого налога с областной казной. Размер налога не так уже велик - 5%, и пока в Областном комитете по охране природы затрудняются подсчитать объем ежегодных поступлений от данного налога.

Тем не менее, потенциал для развития бизнеса по переработке техногенных отходов в области достаточно существенный: в Ростовской области 452 отвала, в которых насчитывается 274,3 млн кубометров породы. Речь, прежде всего, об отходах производств угледобывающих предприятий, обогатительных фабрик и электростанций. Однако, пообщавшись с бизнесменами, газета выяснила, что предприниматели до сих пор не очень активно занимались переработкой отходов - за исключением, пожалуй, выработки щебня из терриконов.

Понятно, замечает газета, что любой рост налогового бремени предприниматели всегда встречают в штыки. Но в данном случае переработка терриконов еще не стала в Ростовской области настолько прибыльным и доходным делом, чтобы эту сферу мобилизовать на дополнительные расходы. "Подобные эксперименты изначально должны прорабатываться настолько тщательно, чтобы вероятность их успеха заведомо зашкаливала за 90%", в противном случае, если эксперимент не удастся, может случиться так, что возвращать фискальную нагрузку на прежний уровень будет уже не для кого, предостерегает "Город N".

"Банкротство на Дону станет доходным бизнесом?" - этим вопросом задавалась на прошлой неделе газета "Седьмая столица". Поводом для публикации стало заседание коллегии Ростовского областного арбитражного суда. Одной из самых актуальных проблем, с которой сталкивается Арбитражный суд, является банкротство. Несмотря на утешающую статистику - в этом году было принято на 25% меньше заявлений о банкротстве, чем в прошлом, это не означает, что ситуация стала менее острой. Каждое третье предприятие Юга России работает с убытком, каждое пятое попадает под признаки банкротства, а каждое десятое не ведёт финансовую отчётность и не платит налоги.

"Самым ярким примером банкротства" была названа ситуация вокруг компании "Ростовуголь", где происходят конфликты между ликвидационной комиссией, собственником и арендатором имущества. В связи с этим суд принял решение - отложить процедуру введения наблюдения на этом предприятии до 16 марта. Ещё одно направление, требующее, по мнению Арбитражного суда, особого внимания - банкротство предприятий ЖКХ, которые являются не только важной, но и очень перспективной отраслью, гарантированным рынком услуг. В качестве примера в статье названа названа Зерноградская райадминистрация, которая инициировала процедуру банкротства местного "Водоканала". За 10 месяцев внешнего управления "Водоканал" восстановил платёжеспособность, решены проблемы водоснабжения, предприятие исправно платит налоги.

С введением в действие Закона об обороте земель сельхозназначения, предприятия стало выгодно банкротить только затем, чтобы завладеть землёй. Арбитражный суд намерен не допустить надвигающуюся волну преднамеренных банкротств в сельском хозяйстве. В качестве положительного примера на коллегии Арбитражного суда рассмартивалось судебное вмешательство в дела СПК "Заря" Азовского района. На нем была введена процедура внешнего управления, которая неоднократно продлевалось из-за необходимости проведения расчётов. В связи с восстановлением платёжеспособности, производство по делу было прекращено. По итогам 2003 года данное СПК было в списке двух лучших предприятий Азовского района по сбору урожая, на нем были сохранены рабочие места.

Однако на фоне отдельных положительных примеров банкротство в России стало самостоятельным доходным бизнесом. В Интернете постоянно проходят объявления с предложением: "Обанкрочу, ликвидирую предприятие". А значит, считают в Арбитражном суде, скоро эта волна может докатиться и до Ростовской области.

Развитием автомобильного производства в Ростовской области интересовалась на прошлой неделе газета "Коммерсант-юг". В материале "ТагАЗ перейдет в следующий класс" газета сообщила о начале выпуска новой, представительской модели автомобиля Hyundai Sonata на Таганрогском автозаводе. Серийное производство этих автомобилей планируется начать в апреле Правда, стоимость автомобиля пока не определена, но на заводе заявляют, что он будет как минимум на 10-15% дешевле своих аналогов корейской сборки.

На ТагАЗе сообщают, уточняет "Коммерсант-юг", что собираться Sonata будет не по "отверточной" технологии - это будет "полноценное производство", включающее сварку кузова, покраску, сборку и окончательную обработку. По этой же технологии на заводе производят другую модель этой компании - Hyundai Accent. Цена Hyundai Sonata в базовой комплектации сейчас в России составляет $18990, сообщает "Коммерсант-юг". По мнению специалистов, занимающихся продажей иномарок, сейчас спрос на Hyundai Sonata у российских потребителей невелик. Однако представители ТагАЗа рассчитывают, что после начала сборки автомобиля в России из-за падения цены спрос увеличится. На предприятии не сообщают, сколько автомобилей Hyundai Sonata будет произведено в 2004 году, однако уверены, что они будут востребованы рынком.