Сергей Иванов шокировал западную дипломатию и возмутил молдавскую оппозицию: Молдова за неделю

Москва, 18 февраля 2004, 14:04 — REGNUM  

Молдавский МИД ответил российскому послу. Сергей Иванов возмутил молдавскую оппозицию. Три депутата лишены иммунитета. В переговорном процессе затишье. Приднестровцы получают внутренние паспорта. США учат Молдову, как бороться с коррупцией. Молдова изменит таможенные тарифы. Электрораспределительные сети достанутся либо россиянам, либо американцам. Акселерация экономике не грозит. Та же пятилетка, только быстрее. До 2010 г. количество учащихся сократится на 42%.

Молдавский МИД ответил российскому послу

Чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Республике Молдова Юрий Зубаков провел на прошлой неделе пресс-конференцию и внес ясность в наиболее наболевшие вопросы. Вот как представила ответы дипломатического представителя России газета "Время".

Переговорный процесс

Есть трудности. Они общеизвестны. В настоящее время определен алгоритм последовательных шагов сторон об определении для них временных рамок. До 17 февраля стороны представят свои соображения. До 24 февраля посредники оценят их в ходе переговоров в пятистороннем формате.

Пятисторонний формат переговоров доказал свою жизнеспособность, оснований менять его нет. Президент России также поддерживает пятисторонний формат. Такая схема позволяет принимать решения объективно, а не только с учетом заокеанских интересов. Вопрос о включении Румынии в этот формат на повестке дня не стоит.

Неподписанный меморандум

Надо отметить, что меморандум, подготовленный Россией, - результат длительной и кропотливой работы, в нем учтены и мнения сторон переговорного процесса, и рекомендации посредников. С политико-правовой точки зрения документ интересен, были учтены все наработки и ОБСЕ, и посредников, он был согласован со сторонами.

Возможность урегулирования на его основе этого в первую очередь политического, а не национального конфликта есть и сейчас. Согласно ст.16 документа, проект конституции будущей федерации подлежит публикации для последующего обсуждения на референдуме. "Меморандум" в переводе с латыни - "то, что надо помнить", документ, на основе которого можно продолжать работу в дальнейшем, это жизнеспособный документ, и, возможно, к нему еще следует вернуться.

Вокруг обстоятельств неподписания меморандума сейчас масса домыслов, субъективных оценок с претензией на аналитику, в том числе о роли ОБСЕ. Документ был заранее представлен Уильяму Хиллу (глава миссии ОБСЕ в Молдавии - прим. ИА REGNUM). Могу сказать, что, ознакомившись с ним, он был удивлен и обрадован. Кроме того, недавно в Софии определен также довольно интересный документ, который может дать толчок переговорам.

Совместная конституционная комиссия (СКК)

В целом, оцениваю переговорный процесс в рамках СКК как жизнеспособный. Здесь многое зависит от профессионализма участвующих в нем дипломатов. Одна из причин затягивания процесса урегулирования, возможно, кроется в том, что некоторым лицам дороже сам процесс, чем его результат, в силу привязанности их к хорошим условиям работы.

Консульство РФ в Тирасполе

Оно будет открыто после получения согласия МИД Молдовы. Одна из основных функций нашего посольства состоит в проявлении заботы о гражданах Российской Федерации, которые находятся на территории Молдовы. Открытие консульства в приднестровском регионе вполне вписывается в наши обязательства.

По официальным данным, в настоящее время в Молдове проживают более 80 тыс. российских граждан. Мы не можем оставить без должного внимания наших соотечественников в Приднестровье. И в вопросе об открытии консульства в Тирасполе я не вижу никаких политических подтекстов. Здесь с правовых позиций действует правило о примате международного права.

Мы считаем, что в Приднестровье проживают 700 тысяч граждан всех национальностей, а не только руководство. И эти люди имеют право пользоваться услугами консульской службы при желании получить российское гражданство. Подчеркну, что открытие консульства в Тирасполе никоим образом не означает неуважения к территориальной целостности Молдовы, продиктовано заботой о соотечественниках, живущих там.

Объединенная группировка российских войск (ОГРВ)

Все обязательства России по Молдове выполнены. Разговоры о присутствии 14-й армии на территории Молдовы беспочвенны. Говорить о наличии "армии", по меньшей мере, некорректно, поскольку склады охраняет весьма малочисленный контингент. ОГРВ насчитывает 1200 российских военнослужащих, обеспечивающих охрану складов с вооружением.

Никакой угрозы ни для кого этот контингент не представляет, никакой тактической "возможности ведения наступательных операций" он не имеет. Высказывания о таких "угрозах" можно, наверное, отнести к такому новому стилю журналистики, как "бредовая чушь".

Этот весьма немногочисленный контингент несет караульную службу, обеспечивает безопасность и стабильность в вопросе сохранности вооружения, еще оставшегося на складах, чтобы оружие не попало в руки тех, кто может быть в этом заинтересован.

Миротворческий контингент

По миротворцам распределение вооруженных сил следующее. На долю России приходится 351 военнослужащий в составе миротворческого контингента, на долю Молдовы - 341. Остальные 623 миротворца представляют Приднестровье. По мнению компетентных военных экспертов, миротворческие силы в этом составе выполняют возложенные на них задачи успешно.

Стамбульские обязательства

Что касается вопроса о выводе контингента - никто не говорил, что вывода не будет. Нет условий. Мы испытываем трудности с вывозом военного имущества. Первая категория сложностей связана с нарушениями графика вывоза, как последствиями неподписания меморандума; вторая - с неурегулированностью финансовой стороны вопроса.

Не подписано финансовое соглашение о предоставлении финансовой помощи в сумме 105 млн. долларов, из которых 100 млн. получит Приднестровье, а 5 - Молдова. Продолжение вывоза зависит от того, как и когда решатся эти вопросы.

Дело "Илашку против России"

В этом вопросе много политиканства. Известно, что совершены убийства. Известно, как это было, при каких обстоятельствах. Из тяжкого уголовного преступления не следует делать политику. Конечно, кто-то пытается раздувать этот вопрос. Но когда есть смерть, убийства, признаки бандитизма - это отдельный диспут для правоохранительных органов.

Российский флаг

Если в государстве есть законы, то их должны соблюдать в первую очередь законодатели. Но когда сами законодатели присутствуют и принимают участие в действиях, которыми закон нарушается, у меня это вызывает удивление.

Оппозиция - нормальное явление для демократической страны. Но за что выступает оппозиция, действующая такими методами? Неизвестно.

На следующий день Министерство иностранных дел Республики Молдова распространило сообщение для прессы по материалам пресс-конференции, проведенной в среду в Кишиневе послом Российской Федерации в Молдове Юрием Зубаковым. Как сообщило государственное информагентство МОЛДПРЕС, в сообщении говорится:

"Исходя из значения, уделяемого Молдовой приднестровской проблематике, Министерство иностранных дел приветствует повышенный интерес к процессу урегулирования приднестровского конфликта, выводу российских войск из Республики Молдова, а также участие главных действующих лиц этого процесса. Такой интерес тем более естествен в свете событий последних нескольких месяцев. Именно исходя из этого, мы и оцениваем высказывания посла Российской Федерации в Молдове Юрия Зубакова по данному поводу. В частности, МИД считает необходимым сделать следующие уточнения по ряду важных проблем в этом вопросе.

Республика Молдова ценит роль Российской Федерации как посредника в процессе урегулирования приднестровского конфликта. Считаем, что активное участие этой страны и проявление ею твердой решимости способно содействовать скорейшему разрешению конфликта. В этой связи напомним позицию, высказанную Молдовой в Маастрихте на заседании Совета министров иностранных дел ОБСЕ: урегулирование конфликта должно основываться на соблюдении суверенитета и территориальной целостности страны, а также способствовать утверждению нашей страны как жизнеспособного и демократического государства. Эту цель можно достичь только путем тесного и конструктивного взаимодействия всех задействованных факторов.

МИД приветствует то, что после вынужденного перерыва в процессе урегулирования мы все же возвращаемся за стол переговоров. Республика Молдова продолжает проявлять необходимую политическую волю в поиске решения и готова в любой момент содействовать возобновлению переговоров на базе приемлемого политического документа.

МИД надеется, что продолжение переговоров также будут одобрено и заинтересованными международными действующими лицами, под которыми мы понимаем и участие Европейского союза. Считаем, что ЕС отводится особая роль в процессе урегулирования конфликта как в свете стратегического выбора РМ - европейской интеграции, так и в перспективе реального вклада ЕС в разрешение данной проблемы. Более активное участие Евросоюза будет содействовать большей поддержке процесса урегулирования конфликта в молдавском обществе.

В контексте решения данной проблемы напомним, что политическое урегулирование приднестровского конфликта никоим образом нельзя синхронизировать с вопросом вывода вооружений, что подтверждают и соответствующие документы ОБСЕ, подписанные всеми государствами-членами этой организации. Любая связь между неподписанием меморандума и блокированием процесса вывода не способствует разрешению конфликта и может сказаться только отрицательно на поведении приднестровских лидеров за столом переговоров.

Позиция Молдовы по вопросу вывода остается твердой и неизменной. Согласно решениям Стамбульского саммита 1999 года, Российская Федерация обязалась полностью вывести свои вооруженные силы из Республики Молдова. Это, вследствие принятого на саммите "единым пакетом" соглашения, позволит ратифицировать Соглашение об адаптации Договора об обычных вооружениях в Европе. Данная позиция была одобрена Россией и поддержана большинством государств, подписавших этот международный документ, которые заявили, что не ратифицируют его до тех пор, пока РФ полностью не выполнит взятые на себя обязательства. Для беспрепятственного процесса вывода государства-члены ОБСЕ создали Добровольный фонд, через который Российская Федерация получает средства на вывод войск, а Республика Молдова заявила о своей решимости по мере возможности содействовать этому процессу.

В этом контексте мы одобряем предложение России оказать помощь в выполнении взятых обязательств путем разработки Договора о сокращении долгов приднестровского региона за газ. Такой документ, по утверждениям РФ, мог бы разблокировать процесс вывода. Мы озабочены тем, что в ходе переговоров по указанному документу Российская Федерация внесла политические предложения, в соответствии с которыми ответственность за выполнение условий по выводу ложится на РМ, что противоречит решениям, подписанным всеми странами ОБСЕ. Заявляем о своей готовности оказать России техническую помощь по заключению финансовой сделки для выполнения взятых в Стамбуле обязательств, но не видим необходимости в том, чтобы в договоре были какие-либо политические условия.

Полный и безоговорочный вывод российских вооруженных сил с территории Республики Молдова, в соответствии с решениями Стамбульского саммита ОБСЕ, создаст благоприятный климат для урегулирования конфликта. Вывод нужно осуществить без промедления. Как мы уже отмечали и на Маастрихтском заседании Совета министров иностранных дел ОБСЕ, нас воодушевляет ответственность подавляющего большинства государств-членов ОБСЕ за выполнение указанных задач.

Участие международных факторов в урегулировании приднестровского конфликта предполагает воздержание от ряда действий, которые могли послужить поводом для сомнений в их беспристрастности. В связи с этим подтверждаем свою позицию, согласно которой процесс приватизации в приднестровском регионе не может проводиться без специального утверждения правительства РМ. Любое отклонение от этого принципа может привести к риску объявления результатов приватизации недействительными, о чем правительство нашей страны ранее предупреждало.

Что касается вопроса об открытии консульства в приднестровском регионе, подтверждаем свою законную позицию, согласно которой до урегулирования приднестровского конфликта вопрос о гражданстве лиц, проживающих в данном регионе, не решен окончательно, и они считаются прежде всего гражданами Республики Молдова. В то же время напоминаем, что большинство лиц, прибегающих к услугам консульства, например российского, находится на территории, контролируемой конституционными властями, а не на подконтрольной сепаратистским лидерам территории. Подтверждаем и то, что не можем взять на себя ответственность за безопасность консульства и его сотрудников на территории, неконтролируемой конституционными властями. Открытие консульства в сепаратистском регионе может повлечь и негативные политические последствия, в том числе в плане урегулирования конфликта, так как это может создать неконституционным властям иллюзию их признания международным сообществом".

Сергей Иванов возмутил молдавскую оппозицию

Вице-председатель парламентской Христианско-демократической народной партии (ХДНП) Влад Кубряков обратился с официальным запросом к высшему руководству Молдовы и к молдавскому МИД с требованием незамедлительно получить у посольства Российской Федерации в РМ разъяснения по поводу недавних высказываний министра обороны РФ Сергея Иванова, заявившего о невозможности в новых для России политических условиях возобновления вывода с территории Приднестровья военной техники, вооружения и имущества, принадлежащего ОГРВ.

Как сообщило агентство ИНФОТАГ, Россия угрожает выходом из стамбульских соглашений и требует пересмотреть сроки вывода своих войск из Грузии и Молдовы. Согласно публикациям в "The Financial Times" и "The New York Times", с подобными заявлениями, "шокирующими для западной дипломатии", выступил министр обороны России Сергей Иванов на состоявшейся в Мюнхене 40-й ежегодной конференции НАТО по обсуждению военных вопросов. По словам Иванова, в 1999 году Россия в Стамбуле взяла на себя обязательства вывести свои войска из Грузии и Молдовы "в иных военно-политических условиях, заручившись заверением НАТО в том, что никакие значительные боевые силы не будут размещены в восточно-европейских странах, готовившихся вступать в Североатлантический союз". "Сегодня же, учитывая намеченное на апрель принятие в Организацию Североатлантического договора семи новых членов, часть из которых не участвовали в разработке Договора об обычных вооруженных силах и вооружениях, этот договор становится неэффективным и не может способствовать сохранению стабильности и баланса сил в Европе", - отметил Иванов.

В этой же связи российский министр обороны заявил, что одним из главных приоритетов российской внешней политики являются отношения с ближайшими соседями. "Отношения с членами СНГ никак нельзя считать характерным признаком "неоимпериализма" российского образца, как пытаются их обрисовать некоторые. Эти отношения обязательны для безопасности", - подчеркнул Иванов.

Как передает "Ольвия-пресс", это заявление стало шокирующим не только для западной дипломатии, но и для молдавских парламентариев. Влад Кубряков заявил о необходимости вызвать в самое ближайшее время посла РФ в РМ Юрия Зубакова во внешнеполитическое ведомство Молдовы для получения по данному поводу соответствующих разъяснений. Кроем того, он требует, чтобы МИД РМ после встречи с российским послом предоставил письменную информацию о состоявшейся беседе и обязательно отчитался о ней перед высшим законодательным органом страны.

Сопредседатель альянса "Наша Молдова" (АНМ) Вячеслав Унтилэ считает неприемлемым продление сроков вывоза российского вооружения из Приднестровья. Об этом он заявил в беседе с корреспондентом ИНФОТАГ, комментируя заявление министра обороны РФ Сергея Иванова на 40-й ежегодной конференции НАТО, завершившейся в Мюнхене. "Заявление высокопоставленного российского лица - оплеуха Молдове. Оно предполагает несоблюдение решений саммитов и в Стамбуле, и в Порто (2002 г.) и подтверждает скрытые намерения России удержать военное влияние и сохранить контроль над регионом", - заявил Унтилэ.

По его мнению, доводы, приведенные российским министром обороны, "не выдерживают критики и обнажают имперские намерения России". "Безопасность России - это ее проблема, а вовсе не соседних с ней стран. Более того, у Молдовы даже нет общей границы с РФ, и сохранение ее военного контингента на Днестре не повысит безопасности ни Молдовы, ни России. Напротив, это может привести к нагнетанию и без того достаточно сложной напряженности в регионе", - сказал сопредседатель АМН.

Находящаяся у власти в Молдове Партия коммунистов (ПКРМ) пока никак не прокомментировала заявление министра обороны России.

Три депутата лишены иммунитета

Депутаты молдавского парламента приняли в пятницу тайным голосованием решение о снятии иммунитета с трех депутатов от Христианско-демократической народной партии, передает агентство "НОВОСТИ - МОЛДОВА". Из 70 проголосовавших законодателей лишь один был "против". Неприкосновенности лишены парламентарии от оппозиции Влад Кубряков, Штефан Секэряну (вице-председатели ХДНП) и Валентин Килат.

Накануне большинством голосов парламентская комиссия по вопросам права, назначениям и иммунитету согласилась с прошением генпрокурора о проведении данной процедуры. Члены комиссии приняли такое решение после того, как парламентарии от ХДНП три раза отказывались участвовать в обсуждении вопроса о лишении их неприкосновенности. Депутаты от ХДНП обвиняются в том, что организовали массовые несанкционированные манифестации, в том числе незаконное пикетирование посольства России и Национальной телекомпании "Молдова 1", а также участвовали в сожжении государственных символов РФ. Эти действия считаются административным правонарушением.

Как сказал глава фракции ПКРМ Виктор Степанюк, максимум, что грозит трем депутатам - это штраф в 900 леев (примерно 85 долларов США). Он, однако, отметил, что во многих странах наказание за сожжение государственных символов намного серьезней и это действие является уголовным, а не административным нарушением.

Вопрос о снятии иммунитета с лидера ХДНП Юрие Рошки, которому инкриминируются те же правонарушения, отложен по причине его отъезда в Мадрид на конгресс христиан-демократов.

Фракция ХДНП в знак протеста против решения парламента покинула зал заседаний.

Лидер парламентского альянса "Наша Молдова" Думитру Брагиш заявил, что его фракция не будет участвовать в тайном голосовании. Он посчитал происходящее "политической игрой", отметив, однако, что альянс "не поддерживает сжигание государственных символов". По мнению Думитру Брагиша, снятие иммунитета с депутатов от ХДНП приведет к обострению ситуации в стране и не принесет никаких положительных результатов.

В свою очередь, лидер мажоритарной фракции Виктор Степанюк заявил, что в данном случае идет речь о явном правонарушении, а в демократическом обществе все граждане равны перед законом. По его мнению, материалы, представленные Генпрокуратурой, достаточно красноречиво свидетельствуют о факте нарушения законодательства четырьмя депутатами от ХДНП.

В переговорном процессе затишье

Министр реинтеграции РМ Василий Шова положительно оценивает встречу международных посредников, состоявшуюся после длительного перерыва в Софии, и их решение о передачи для изучения кишиневским и тираспольским экспертам предложений и рекомендаций, выработанных ОБСЕ, Россией и Украиной по урегулированию приднестровского вопроса. Как отметил он в беседе с корреспондентом НИКА-пресс, эти ожидаемые всеми участниками процесса события способны вновь вернуть рабочую атмосферу в переговоры и вселяют надежду на конструктивные поиски основ для продолжения диалога. Министр убежден, что эффект от дальнейшей работы во многом будет зависеть от позиции официального Кишинева и тираспольского руководства, поэтому сейчас важно найти взаимоприемлемые варианты решения проблемы, не раздражающие главных переговорщиков - Кишинев и Тирасполь, и возобновить между ними двусторонние консультации.

Василий Шова не считает целесообразным на данном этапе вести разговоры о каких-либо изменениях формата деятельности Совместной конституционной комиссии, пересмотре ее функций и представительского состава, давая понять, что функции СКК, созданной для выработки новой Конституции будущего государства, могут при наличии доброй воли сторон быть востребованными в обозримом будущем.

Шова затруднился назвать дату встречи экспертов в пятистороннем формате и предположил, что, с учетом ряда существующих технических и организационных проблем, она произойдет не раньше первой половины марта текущего года.

Как считает еженедельник "Коммерсант плюс в Молдове", то, что говорит министр реинтеграции, принято называть рабочим оптимизмом. Тираспольские оппоненты министра тоже демонстрируют рабочий оптимизм, но эти позиции нельзя назвать близкими. В конце минувшей недели лидер Приднестровья Игорь Смирнов в очередном интервью американским журналистам заявил о позиции Тирасполя - федерация с Молдовой и только на договорной основе; после отказа Кишинева подписать "московский меморандум" - более жесткие политические и военные гарантии Приднестровью. За две недели до этого министр иностранных дел ПМР Валерий Лицкай также недвусмысленно озвучил настроения тираспольских переговорщиков - договор о всеобъемлющем урегулировании только на равносубъектной основе.

Позиции Кишинева до сих пор нет. Или скажем так: она тщательно скрывается за заявлениями президента Молдовы Владимира Воронина, не знающего удержу в своих переговорных порывах, отмечает "Коммерсант плюс". Со слов президента мы знаем, что у Кишинева есть несколько вариантов проекта. Знаем, что проект будет представлен в ближайшее время, что это будет политический заказ, что его Кишинев будет отстаивать, сколько надо, и что это будет своеобразным знаменем, с которым Молдова пойдет вперед вообще и в Европу в частности.

В самом начале своей карьеры Шова, собрав кишиневских и тираспольских журналистов, а с ними и представителей ряда неправительственных организаций, заявил об излишней политизированности приднестровского конфликта и призвал представителей активной части общества двух берегов к народной дипломатии, способствующей сближению сторон. Тогда он проповедовал принцип комплексности подхода к решению проблемы, рассчитывая и на помощь министерству от высшего руководства РМ. Сегодня Шова, наверное, понимает, что ожидаемой помощи та же президентская администрация ему оказать не может. Министерство реинтеграции вместе со своим министром осталось один на один с мощной и опытной командой Валерия Лицкая, с одной стороны, с тираспольскими представителями в СКК, с другой. Они будут рвать на части хилых кишиневских переговорщиков, они будут тянуть Кишинев в сторону равносубъектности, а Кишинев, т.е. нынешняя коммунистическая власть, ничего сделать не сможет. Самое трагичное, что теперь она не отважится всерьез обсуждать даже "Рекомендации и предложения..." посредников, полагает "Коммерсант плюс".

По его мнению, в такой ситуации ликвидация Министерства реинтеграции или, на худой конец, освобождение от должности формально главного кишиневского реинтегратора Василия Шовы будет восприниматься как логический и вынужденный шаг. Надо же будет найти виновных в провале. Шову сегодня не спасут даже слабые тезисы, звучащие из президентской администрации, о том, что никто в Молдове не получит орденов за успешное урегулирование приднестровского конфликта и что оппозиция совместно с властью должны решать застарелую проблему.

Приднестровцы получают внутренние паспорта

В Приднестровье стоят длинные очереди желающих получить внутренние приднестровские паспорта. Как сообщил журналистам начальник паспортно-визовой службы МВД непризнанной республики полковник милиции Евгений Вьюшков, в связи с этим паспортные отделения милиции городов и районов Приднестровья приступают к работе в усиленном режиме. Сотрудники отделений будут работать по субботам, кроме того, отменены так называемые "неприемные" дни. По словам Вьюшкова, это позволит снять ажиотаж, возникший в последнее время по поводу получения внутренних приднестровских паспортов. Несмотря на то, что только в Тирасполе ежедневно выдается около сотни приднестровских паспортов, количество желающих не убывает.

Как сообщает "НОВОСТИ-МОЛДОВА", длинные очереди у паспортных столов возникли после вступления в силу с января текущего года распоряжения лидера Приднестровья "Об установлении ответных ограничений в отношении документов, выдаваемых государственными органами Республики Молдова". Согласно распоряжению, те жители региона, у которых есть удостоверение личности гражданина Молдовы, должны получить второй внутренний паспорт - приднестровского образца.

Начальник паспортно-визовой службы полагает, что неожиданный наплыв желающих получить новые паспорта внес некоторую сумятицу в плановый процесс обмена советских паспортов, который начался в регионе в октябре 2001 года. За это время уже выдано порядка 50 тыс. приднестровских паспортов. Предстоит выдать еще около 400 тыс. Завершить обмен планируется к 31 декабря 2006 года. Бланки паспортов приднестровского образца имеются в достаточном количестве, добавил Вьюшков.

США учат Молдову, как бороться с коррупцией

Бедность и ограниченная экономическая свобода являются главными факторами, которые лежат в основе коррупции в Молдове. Об этом говорится в докладе Института развития и социальных инициатив "Viitorul" (Будущее) (IDIS) "Экономический и институционный контекст коррупции". Автор доклада, докторант Академии наук Молдовы Валериу Прохницки сказал в беседе с корреспондентом "ИНФОТАГ", что "чем беднее страна и чем ограниченнее экономическая свобода, тем больше стремится к коррупции ее бюрократическая и политическая система". Об этом свидетельствуют проведенные ученым расчеты и аналитические выводы.

"В Молдове индекс восприятия коррупции составляет 2.1 пункта, а в Эстонии, к примеру, 5.6. Если правительство предпримет меры по увеличению экономической свободы, то мы сможем догнать Эстонию по данному показателю в лучшем случае через 24 года", - отметил ученый. По его словам, у коррупции в Молдове "очень глубокие корни, выкорчевать которые невозможно без серьезных и долговременных усилий".

"Viitorul" проведет исследования по оценке институционной среды экономики. Действующий при институте центр экономической политики будет ежемесячно предлагать всем заинтересованным экономистам, политикам, социальным работникам аналитическую поддержку, которая позволит им исчерпывающе понять ситуацию в Молдове на данный момент. Будем надеяться, что это в какой-то мере предупредит провокации, которые могут появиться на пути экономического развития страны", - отметил Прохницки.

Эксперты Департамента юстиции США ознакомили офицеров Центра по борьбе с коррупцией с методами работы аналогичных американских структур. Как сообщил агентству "ИНФОТАГ" руководитель пресс-службы центра Александр Гыскэ, с 9 по 14 февраля в Кишиневе проходили семинары, в ходе которых американские специалисты делились опытом использования технических средств и методов профилактики и борьбы с коррупцией и протекционизмом. После завершения курсов один из экспертов останется в Кишиневе на шесть недель для совместного участия с сотрудниками Центра в различных операциях.

В сентябре 2003 года инструкторы Федерального бюро расследований (ФБР) провели в Кишиневе практический инструктаж, посвященный тактике расследования экономических преступлений и коррупции.

Молдова изменит таможенные тарифы

Министерство экономики Молдовы разработало проект закона о внесении изменений и дополнений в приложение "Таможенные пошлины на импорт" закона о таможенных тарифах, информирует МОЛДПРЕС. Как отметил министр экономики Мариан Лупу на состоявшемся на этой неделе заседании по обсуждению проекта закона, в ходе его разработки было рассмотрено более 100 предложений по изменению таможенных тарифов, 40% которых предусматривали их снижение. В результате внесения изменений средняя простая ставка таможенного тарифа в 2004 году составила 6,5 процента, оставшись на уровне прошлого года, тогда как средневзвешенная ставка выросла на 0,3% по сравнению с прошлогодним показателем и составила 4,55 %. Министр также отметил, что средняя простая ставка таможенных сборов на сельскохозяйственную продукцию составила 10%, а на промышленную - 4%.

Принимая в расчет повышение на 10% средневзвешенной ставки таможенного тарифа и ежегодные темпы роста импорта, Министерство экономики прогнозирует увеличение объема поступлений в консолидированный бюджет по статье таможенные пошлины на импорт примерно на 10-13 млн. леев. Таким образом, приведение в соответствие таможенных тарифов позволит обеспечить поступление в бюджет дополнительных финансовых средств в размере 3-4%, подчеркнул министр.

Мариан Лупу также заявил, что при установлении размера таможенных тарифов брались в расчет обязательства, принятые на себя Молдовой перед международными структурами, в том числе перед Всемирной торговой организацией. Также учитывались и рекомендации экспертов Всемирного банка.

Согласно оценкам международных финансовых организаций, таможенный тариф Республики Молдова является одним из самых либеральных в Европе - 6,5%, тогда как аналогичный показатель в России составляет 12%, на Украине - 10%, в Румынии - 16%, уточнил министр экономики.

Проект закона будет представлен на рассмотрение правительству и парламенту, сообщает МОЛДПРЕС.

Электрораспределительные сети достанутся либо россиянам, либо американцам

Молдавская правительственная комиссия по приватизации предприятий энергетического сектора приняла решение о квалификации для участия в конкурсе по приватизации Северных и Северо-западных электросетей российской компании ЗАО "ИНТЕР РАО ЕЭС" и американской "AES Silk Road". Как информирует ИНТЕРЛИК, рассмотрев заявки этих компаний, члены комиссии, возглавляемой премьером РМ Василием Тарлевым, совместно с финансовым консультантом правительства австрийским консорциумом European Privatization and Investment Corporation/Raiffeisen Investment AF (EPIC/RIAG) решили, что обе эти компании соответствуют необходимым критериям для участия в конкурсе.

Согласно процедуре проведения конкурса, до 20 февраля претендентам будет представлен общий информационный Меморандум и тетрадь задач. До 22 марта потенциальные инвесторы изучат на месте состояние электросетей и представят свои финансовые предложения по их приватизации.

На международный инвестиционный конкурс по приватизации предприятий электроэнергетического сектора, объявленный 24 декабря 2003 г., были выставлены единым пакетом 75% + 1 акция Северных и Северо-Западных (г. Дондюшень) электрораспределительных сетей. Заявки на отбор в конкурсе принимались до 9 февраля 2004 г. В конкурсе могли участвовать предприятия или ассоциации предприятий (холдинги, консорциумы), имеющие опыт работы в области производства и реализации электроэнергии, количество потребителей которых составляет не менее 100 тыс., а объем ежегодных продаж - не менее 100 млн. долларов. Они также должны были иметь опыт реализации подобных проектов в области распределения электроэнергии в развивающихся странах, странах с переходной экономикой, отмечает ИНТЕРЛИК.

Акселерация экономике не грозит

Экономисты обновили макроэкономические прогнозы на 2004 год и на среднесрочный период 2005-2007 гг. Специалисты Минэкономики представили три сценария развития событий, из которых следует, что ускоренные темпы роста ВВП после пикового 2002 года несколько замедлятся и в последующем стабилизируются на отметке 5% в год. Судя по информации статкомитета СНГ, прошлогодние "успехи" молдавской экономики сбросили ее с пьедестала почета на одно из последних мест в рейтинге темпов роста ВВП среди стран Содружества. Как отмечает "Экономическое обозрение", чудесное преображение республики, которое аналитики объясняли особенностями малых экономик, длилось недолго.

Актуализированные прогнозы на нынешний год обещают умеренные темпы экономического развития на уровне 6% (против запланированных ранее 5%), среднегодовую инфляцию в размере 10% (было запланировано 4,5%), обменный курс останется практически на уровне прошлого года - 13,5 леев за 1 доллар США с увеличением к 2005 г. до 14,4 леев. По уточненным данным, рост промышленного производства ожидается на уровне 12%, в сельском хозяйстве - на уровне 7,5% (в прошлом году планировали 5% роста, а вышли - по минусам). По прогнозам, темпы роста экспорта на 3 пункта опережают темпы роста импорта, но сокращения дефицита торгового баланса не предвидится. В среднесрочной перспективе основной надеждой государства останется "экспортный потенциал" республики, доля которого в структуре ВВП должна увеличится с 40% в 2003 г. до 46% в 2007 г.

В Минэкономики также считают реальным в 2004 г. 13-процентный рост инвестиций в основной капитал при общем 42-процентном росте кредитования экономики. (В 2003 г. зафиксирован рекордный рост инвестиций на 16%.) На долю собственных средств предприятий и населения, используемых в инвестиционном процессе, приходится 72% от общего объема. Доля иностранных инвестиций уменьшилась до 15%. И лишь 6% всех инвестиций в основной капитал обеспечивались за счет бюджетных средств. Доля непроизводственных инвестиций в общем объеме инвестиций составляет 23%.

По мнению экономиста Александра Муравского, весь прогноз построен из расчета роста инвестиционного процесса. И неважно, сколько процентных пунктов роста закладывается - быстро молдавская экономика будет расти или нет, и какой рост нужен, - а важно, что Молдова практически исчерпала все ресурсы для дальнейшего роста. Проблема в том, чтобы источники доходов имели тенденцию к возобновлению. Вопрос, за счет чего идет рост и что остается в резерве, - весьма существен, чтобы его игнорировать.

В этом году, продолжает "Экономическое обозрение", республика, согласно умеренному сценарию, вполне могла бы обеспечить производство внутреннего валового продукта на сумму 30,6 млрд. леев (по сравнению с заложенными в бюджет 27,7 млрд. леев). В создании добавочной стоимости по-прежнему будет доминировать сфера услуг, которая в среднесрочной перспективе увеличит свой удельный вес в структуре ВВП с 50,8% до 53,9%; при этом доля промышленности возрастет с 17,8% до 20,2%.

Одним из источников формирования ВВП остаются косвенные налоги, которые за 2003 г. возросли на 22,4%, обусловив реальное увеличение ВВП на 2,8%. И хотя реальный рост промышленного производства обеспечил 2,1% роста ВВП, в целом валовая добавленная стоимость по экономике увеличилась на 3,5%. Тенденция роста за счет чистых налогов на продукты и импорт преобладает. Что закладывается в накопительную часть ВВП? Практически ничего: при необходимых 25% валовое накопление основного капитала вырастет в перспективе ненамного - с 17% до 19%.

На всплеск инвестиций надежды пока небольшие, отмечает еженедельник. По подсчетам экономистов, ждать донорских вливаний следует не ранее лета 2005 г., а иностранные инвестиции в последние два года сокращаются. База для инвестиционного роста тоже исчерпана, говорят эксперты. По данным Нацбанка, темпы оттока капитала по инвестиционной составляющей начинают превышать темпы притока капитала. "Остается уповать на оживление соседних экономик, на огромный внутренний спрос, который в определенной степени стимулирует рост производства, но не в такой, как стимулируется само внутреннее потребление за счет импорта и "впрыскивания" заработанных средств из-за рубежа, - говорит Александр Муравский. - Мы превращаемся в спальный район: 75% бюджета обеспечивает таможня, благодаря косвенным налогам, 10% - Нацбанк, внутреннее потребление растет за счет импорта и сброса денежной массы в экономику, потому что борьбу за местного потребителя отечественные предприятия пока проигрывают, внутренние поступления от НДС, прямых налогов - ничтожны. Все проедаем, ничего не закладывая на будущее. Все говорят о росте инвестиций, но только в стоимостном выражении, а качественная составляющая - темпы роста валового накопления в структуре ВВП сократились. Тем более увеличилась доля конечного потребления, всего показатель конечного потребления превышает ВВП на 8,8%!"

Пpи росте ВВП низкий удельный вес инвестиций говорит о том, что эксплуатировался старый технологический потенциал, созданный еще в 1980-x годах, а это делает проблематичным конкурентоспособность молдавских товаров на внешних рынках, говорят специалисты. Стоит задача максимально активизировать инвестиционную деятельность. Но некоторые неблагоприятные изменения в структуре инвестиций уже произошли. Идет крен в сторону непроизводственных активов, что не способствует росту ВВП. Поставлена задача в ближайшее время повысить уровень промышленных инвестиций в общем объеме производственных инвестиций.

"Планируется значительное увеличение объемов промышленной продукции, лидирующее место при этом отведено перерабатывающей промышленности, - делится сомнениями Александр Муравский. - Не забыть бы, что прошлый год не пролил на головы промпереработчиков, работающих по итогам урожая-2003, золотой дождь сырья. Поэтому планировать промышленный рост надо с оглядкой".

В такой ситуации наращивание экспорта тоже сомнительно, продолжает экономист. С этого года планируется практически уравнять темпы роста экспорта и импорта. Но если деньги от гастарбайтеров будут прибывать по нарастающей, то в течение года "подавить" импорт не удастся. Шансов сравнять эти показатели по темпам роста очень мало и в перспективе. Если и дальше инструменты экономической политики останутся только на бумаге, говорить о "проедании" страны станут во весь голос. Уже сейчас некоторые иностранные эксперты считают, что в Молдове самые высокие зарплаты по сравнению с уровнем производительности труда. Если директивным путем удастся еще поднять уровень зарплат, говорит Александр Муравский, то это в существующей ситуации потянет за собой инфляцию, другие макроэкономические показатели тоже дадут сбои. Комментировать, как отразится на экономике директива министерствам обеспечить "план мер" по 10-процентному росту ВВП, уже не имеет смысла, считают эксперты.

Та же пятилетка, только быстрее

Стратегия экономического роста и сокращения уровня бедности (СЭРСУБ) вынесена на суд общественности. Совет по участию приглашает к обсуждению представителей деловых кругов, научной общественности, неправительственных организаций (в основном социальной направленности), международных организаций, аккредитованных в Молдове. Как отмечает "Infomarket.md", публичное обсуждение документа, впрочем, как и непосредственно СЭРСУБ (которая является обязательным условием для утверждения Стратегии технической поддержки страны Всемирным банком (ВБ)) - одно из требований ВБ. До 13 мая этого года планируется осуществить три этапа публичного обсуждения: выявление проблем и способов их решения; сбор предложений и комментариев к проекту СЭРСУБ; анализ результатов обсуждения. На то, чтобы определить проблемы, которые отрицательно сказываются на благосостоянии граждан, в распоряжение Группы по внедрению СЭРСУБ предоставлено $415 тыс.

Как сказал на пресс-конференции 3 февраля замминистра экономики Вячеслав Афанасьев, проект Стратегии не является статическим документом, он непременно будет подвергнут модификации в зависимости от поступивших предложений. Сам же Вячеслав Афанасьев называет проект хорошим: в нем, в отличие от законов о госбюджете Молдовы, упор делается на те секторы, которые будут способствовать экономическому росту, а не просто социальной защите. Еще одним преимуществом документа, по мнению замминистра экономики, является тот факт, что по каждой отрасли предлагается ряд конкретных мер, в том числе - привлечение инвестиций, развитие экспорта, малого и среднего бизнеса, конкуренции, усовершенствование бизнес-среды, инфраструктуры, развитие частного сектора. В каждой сфере (промышленность, сельское хозяйство, телекоммуникации, энергетика, строительство) планируется достичь 3-4 реальных целей, при этом для начала определить стоимость каждого действия.

На начальном этапе финансирование Стратегии будет обеспечено за счет $35 млн., которые молдавское правительство получит от Всемирного банка после утверждения Стратегии технической поддержки страны, а также за счет порядка 10 млрд. леев ($740 млн.) внутренних средств (консолидированный бюджет, бюджет государственного социального страхования и другие источники), информирует "Infomarket.md". Непокрытые расходы на реализацию стратегии оцениваются в $500 млн. Вячеслав Афанасьев считает, что эти дополнительные средства можно будет получить как за счет двухсторонних доноров Молдовы, так и за счет международных финансовых организаций. Для анализа и окончательного утверждения смет расходов будут привлечены два-три национальных и один международный эксперт.

По мнению агентства, проект стратегии напоминает пресловутые планы пятилеток: те же широкомасштабные, "монументальные" задачи, которые необходимо достичь в ближайшем светлом будущем; тот же ожидаемый эффект процветания страны (называемый в данном случае экономическим ростом), тот же раздутый бюрократический аппарат (называемый в данном случае группами по внедрению проектов и т.п.). Единственное различие технического характера заключается в сроках достижения эффекта, и, как говорили участники некогда популярной музыкальной передачи, "а мы попробуем за три года". Есть еще одно отличие. Ставя перед собой планы пятилеток в советские времена, мы были уверены, что цели будут достигнуты, так как другого выхода просто не было, за исключением болевого приема ссылки (в прямом смысле слова или в переносном - "ссылка горизонтали вниз"). Теперь же с уверенностью говорить о том, что такие серьезные цели будут достигнуты за какие-то несколько лет, может разве что законченный оптимист. Международные финансовые организации не были замечены в этом "грехе". А посему напрашивается вывод: стратегия - эксперимент, который в случае положительных результатов докажет правильность политики, проводимой Всемирным банком в отношении бедных и развивающихся стран, а в том случае, если результаты не будут достигнуты, эксперимент докажет неприменимость Стратегии к условиям страны.

Сложно рассчитывать на однозначно благоприятный исход в условиях, когда ни в одной стране мира еще не зарегистрирован подобный прецедент. Это признал и Вячеслав Афанасьев. По его словам, существуют только оценки самого документа Стратегии экономического роста и борьбы с бедностью. К примеру, удачной считается Стратегия, внедряющаяся в Казахстане. "Молдавский вариант" также считается качественным, отмечает "Infomarket.md".

До 2010 г. количество учащихся сократится на 42%

До 2010 г. количество учащихся общеобразовательных школ в Молдове сократится на 42% и составит 314 тыс. человек. Таковы прогнозы Министерства просвещения, обнародованные 11 февраля на семинаре, посвященном обсуждению Стратегии экономического роста и снижения уровня бедности (СЭРСУБ). Как передает "ИНФОТАГ", начальник управления министерства Михай Паю отметил, что последние демографические данные свидетельствуют о значительном и продолжающемся сокращении использования возможностей системы образования. На сегодня они используются в пределах 75%. "Основная причина этого - бедность и нестабильная ситуация в семьях с детьми школьного возраста. В настоящее время бедные семьи расходуют на обучение своих детей в 10 раз меньше необходимого. Около 20% беднейших слоев населения составляют дети. Это ведет к тому, что дети из бедных семей не посещают детские сады и школы, особенно в сельской местности", - отметил Паю.

По его словам, в последние три года количество первоклассников остается неизменным и составляет 148 тыс. детей. Однако около 10 тыс. учеников не доходят до девятого класса. "Система образования в республике не располагает достаточными финансовыми ресурсами и кадрами. Образование финансируется на уровне 40-45% от минимальных потребностей, бюджетные ассигнования сократились с 10% от ВВП в 1997 г. до 5,6% в 2002 г., что отрицательно сказывается на качестве обучения и доступности образования", - подчеркнул Паю.

Он отметил тревожную тенденцию старения и сокращения преподавательского корпуса. Предполагается, что к 2010 г. количество учителей сократится на 11 тыс. человек. Основная причина заключается в низкой оплате их труда. В настоящее время средняя зарплата в системе образования составляет 555 леев, в то время как стоимость минимальной потребительской корзины - вдвое больше, информирует "ИНФОТАГ".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.