Высказывания главы Башкирии Рустэма Хамитова, касающиеся развития Уфы, вызвали ряд вопросов у общественников республики. Как сообщили ИА REGNUM краеведы и историки, наиболее неоднозначно прозвучали тезисы о «сельском облике» Уфы и необходимости внесения «восточного колорита» для создания «евразийского» имиджа Уфы.

art-nesterov.ru
Михаил Нестеров. В Уфе

Свою речь на заседании горсовета 25 октября Уфы Хамитов начал с утверждения, что «100 лет назад Уфа была фактически сельским населенным пунктом: без дорог, деревянные дома».

С данным высказыванием категорически не согласны уфимские краеведы. «Уфа никогда не была сельским населенным пунктом, она сразу застраивалась как город, — подчеркивают уфимские краеведы. — Тем более губернский город Уфа не был селом, а в начале ХХ века здесь бурно развивалась промышленность, печатались газеты, работали библиотеки и учебные заведения». В Уфе к тому времени было 5 гимназий, реальное и коммерческое училища, учительский институт, 18 церковно-приходских школ, духовная семинария.

«Летний театр в Видинеевском саду был уникален, были и другие парки, и скверы, строился Аксаковский народный дом, где сейчас располагается Оперный театр, — перечисляют краеведы. — Слова главы республики напоминают пропаганду советских времен, когда утверждалось, что в Уфе, как и во всей царской России, не было ничего хорошего, и только с приходом к власти большевиков в уфимский край пришло благоденствие и процветание».

Дискуссии вызвало и указание придать городу «восточный колорит». «То, что мы евразийский город, из очертаний наших строений не видно, — заявил Хамитов. — Не видно, что в нас есть восточная культура, мы строим урбанизированные «коробки» и больше ничего, красоты особой нет».

Как вспомнили краеведы, про необходимость «восточного своеобразия» и засилье «коробок» глава региона говорил более двух лет назад на урбанистическом форуме «Уфа завтра: инструментарий позитивных перемен». Тогда же архитектор Дмитрий Винкельман отметил проекту «Дом», что развитие города в евразийском направлении сложно осуществимо. Жители города идентифицируют себя скорее, как европейцев, чем азиатов. Искусственное насаждение восточных мотивов может не привести к необходимому эффекту.

«Нужно учитывать, что Уфа — это не Самарканд и не Бухара, — согласился с архитектором заместитель председателя общественного совета по сохранению культурного наследия и памятников архитектуры при главе администрации Уфы, координатор движения «Архзащита Уфы» Владимир Захаров. — Ярких восточных памятников здесь нет, дома купцов и мещан-мусульман (например, Хакимова и Ахтямова) разительно не отличаются от построек русских купцов».

По опыту других городов концепция исторического центра не должна создаваться с нуля. Необходимо учитывать имеющуюся застройку. Краеведы привели в пример Казань, с которой в Башкирии часто сравнивают Уфу. «В Казани также нет характерных для Азии памятников, — считают краеведы. — Как и Уфа, это в первую очередь российский город, поэтому искусственно таких объектов там не создается».