Людмила Андреевна, недавно прошли 100 дней вашей работы в качестве вице-губернатора. Скажите, пожалуйста, чего за этот срок уже удалось добиться, и какие наиболее серьезные проблемы еще ждут решений?

Всегда так: того, что еще нужно решить, намного больше того, что уже решено. Замечу, что принятые решения не были единоличными: часть из них предложены губернатором, другая часть - правительством. В частности, мы поддержали решение бывшей администрации по повышению заработной платы бюджетным работникам. Соответствующее постановление правительства вышло в начале февраля, и первые выплаты еще не успели сделать. Согласно этому документу, все бюджетники - и медики, и педагоги, и социальные работники - до конца года будут получать очень приличные заработные платы. Средняя заработная плата, допустим, главного врача больницы будет составлять к концу года 11 660 рублей, врача - 9 799. В психиатрии, на станциях скорой помощи, зарплаты будут гораздо выше. Младший медицинский персонал будет получать 4 162 рубля. Мы поднимаем зарплату намного выше, чем в федеральных лечебных учреждениях и на промышленных предприятиях. Вы даже представить не можете, какую город взял на себя огромную ношу! Нам придется активно искать средства для пополнения бюджета - сейчас этим занимаются и отраслевые комитеты, и члены правительства, и губернатор. Москва планирует такое повышение к 2007 году, а мы - уже сейчас! Это огромный шаг городского правительства, членом которого я являюсь и очень горжусь этим. Также была проделана большая и очень важная для жизни нашего общества работа: были проанализированы все действующие в социальной сфере городские программы. Сегодня мы готовы выходить на правительство уже с новыми планами и другими задачами. Будут меняться приоритеты: нужно меньше изобретать и больше работать над конкретными мероприятиями. "В корзину" больше работать мы не будем, и не должны.

Многое было сделано и для подготовки празднования 60-летия снятия блокады Ленинграда...

Действительно, сделано было очень многое. В частности, материалы к заседанию Президиума Госсовета готовились именно в Санкт-Петербурге. Я выезжала в Москву непосредственно перед заседанием и отдавала документы администрации Президента, - ведь очень многие проблемы, в том числе и проблемы жителей блокадного города, давно ждали своего решения. И мы добились результатов - были устранены два больных вопроса, которые не решались десятилетиями. С июля месяца награжденные медалью за оборону Ленинграда, ранее льгот не получавшие, будут приравнены к участникам Великой Отечественной войны. Будут получать льготы и те, кто в детстве был травмирован во время блокады. Так как эти решения приняты в нашем городе, мы считаем, что это тоже - маленькая - но наша победа.

На одном из заседаний правительства губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко достаточно резко высказалась по поводу "бумажных проволочек", с которыми приходится сталкиваться пенсионерам для получения выплат к празднику снятия блокады. Будет ли упрощена система получения льгот для всех пенсионеров?

Через два года мы завершим работу над Единым социальным регистром населения. С его помощью можно будет решать все социальные вопросы. А пока наши юристы, экономисты страшно боятся, что с бюджетными средствами что-то случится. У них есть желание себя подстраховать, собрав кучу документов - ну, привыкли мы справки собирать! Тем не менее, мы значительно упростили систему выплат к празднику снятия блокады: 268 тысяч человек получили выплаты в течение двух дней. В настоящее время мы работаем над положением об экстренной социальной помощи и готовы выносить его на правительство. Здесь уже не будет двухступенчатого рассмотрения заявлений. Не будет обсуждений в разных комиссиях, сбора многочисленных документов, ожидания решения комиссии городской - у человека пожар сегодня случился. Изменения идут, и идут в лучшую сторону.

Людмила Андреевна, достаточно серьезная ситуация складывается в области обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга. Бюджет фонда принят, но хватит ли денег на основное - оплату медицинских услуг?

Действительно, здесь сложилась чрезвычайная ситуация. Неудобно об этом говорить, но такую ситуацию создали те, кто работал до нас. Как безответственно нужно работать, чтобы "подставить" всю городскую медицину на 500 миллионов рублей! Мы с этим столкнулись в ноябре и приняли экстренные меры. Провели все сверки. Наши долги составляют около 100 миллионов рублей - это небольшие деньги. Бюджет фонда принят нормально, и в этом квартале мы уже работаем так, как нам нужно - больших проблем нет. Может возникнуть единственная помеха, если налоговые службы не подтвердят те доходы, которые они прогнозировали. И сейчас есть опасения, что в этом году бюджет фонда ОМС может быть не исполнен. Но на сегодня эта тревога еще ничем не подтверждена. Все средства, которые должны были быть перечислены в январе, получены. Конечно, нужен постоянный контроль главы фонда, чтобы не получилось так, что о том, что фонд недополучает средства, городские власти узнают в ноябре.

Главы городских больниц сталкиваются с проблемой нехватки средств на оплату коммунальных услуг. Кто в текущем году возьмет на себя эту ношу?

Перед нами стоит задача, которую ставит Федеральный фонд ОМС и Пенсионный фонд РФ. По соглашению, подписанному между Санкт-Петербургом и Пенсионным фондом РФ об оказании адресной медицинской помощи неработающим пенсионерам, нужно сделать бюджет фонда ОМС прозрачным. Он должен покрывать только основные статьи. Лишь в этом случае мы получим из Пенсионного фонда дополнительно 500 миллионов рублей и около 100 миллионов рублей из Федерального фонда ОМС. Это было безобразие, когда средств фонда не хватало на лечение, а деньги шли на программы по здравоохранению на сотни миллионов рублей! Ведь так поступать можно только в исключительных случаях, если территориальная программа ОМС выполнена, и средства еще остались. Кроме того, мы должны убрать из бюджета фонда статьи по оплате коммунальных услуг лечебным учреждениям. Этого пока не сделано, но в городской бюджет будут внесены соответствующие поправки, и коммунальные расходы перейдут в Комитет по здравоохранению.

Некоторые специалисты сетуют еще и на то, что фактическая стоимость медицинской услуги превышает тарифы...

Очень сложный вопрос по тарифам и нормативам. Сейчас ими занимается Комитет по здравоохранению и фонд ОМС Санкт-Петербурга. Перекосы налицо. Проверки показывают, что в пять крупных больниц города "закачивается" примерно половина средств всего фонда. Согласно результатам проверки, примерно половина пациентов больниц должны лечиться в поликлинике. Кроме того, нет, наверное, жителя в этом городе, который бы не столкнулся с безобразным поведением в больнице: кругом платные услуги, несмотря на то, что оказанные медицинские услуги оплачиваются из фонда ОМС.

Сейчас изменилась система государственного заказа. Как вы считаете, решит ли эта система проблемы обеспечения Санкт-Петербурга лекарствами для льготных категорий граждан? Многие называют фармацевтический рынок города криминальным...

По мнению специалистов, раньше конкурсы проходили не очень объективно: документация не соответствовала антимонопольному законодательству, конверты с документами фармацевтических фирм сдавались чиновнику в течение месяца. Нельзя допускать, чтобы он в течение такого длительного времени имел возможность беседовать с теми, кто сдавал документы на конкурс. С самого начала к этой системе возникают вопросы. Зачем это делается? Чтобы за это время кого-то проконсультировать, отдать документы назад, потом снова взять? Можно же объявить, что документы принимаются в определенный день и до12 часов. Конверты опечатаны. Через час конкурсная комиссия уже рассматривает представленные бумаги. Есть предложение класть конверты с документами в банковские ячейки, чтобы они не были доступны никому. Что касается фармацевтического рынка, то он полностью сформирован. Я не тот специалист для того, чтобы говорить, криминальный это рынок, или нет. Главное, чтобы конкурсы проходили нормально. Мы постарались провести его более-менее объективно и из 360 миллионов выделенных средств сэкономили около 40 миллионов. 10% экономии - это много. Конечно, хотелось бы отдавать предпочтения своим предприятиям, с низкими ценами на препараты. Обязательно нужно включить этот пункт в условия конкурса, иначе мы нашу промышленность никогда не поднимем. Сегодня я пока не могу этим похвастаться. Еще одна проблема конкурсов в том, что перечень льготных лекарств составляется из импортных, самых дорогих препаратов. Но ни одно государство в мире не может позволить себе покупать льготным категориям граждан дорогостоящие лекарства! Комиссия составителей списка "льготных" препаратов будет изменена. По каждому направлению будет работать группа экспертов, действующих с точки зрения государства, а не врача, которому все равно, стоит препарат рубль или сто рублей.

Сейчас вновь поднимается вопрос о приватизации государственных аптек. Будет ли меняться форма их собственности, ведь многие государственные аптеки являются банкротами?

Возьмем две стоящие рядом аптеки. Одна - коммерческая, где все чисто: фасады, двери, окна, прилавки... Входишь в государственную: везде грязь, а цены на основные препараты на 1,6 - 1,8% дороже. Вместо опытного менеджера во главе государственной аптеки - фармацевт, который зачастую зарабатывает деньги нечестным способом. Еще два года назад в Комитете по управлению государственным имуществом предложили государственные аптеки акционировать. Но данное решение вызвало бурную реакцию. Сегодня список из 69 аптек передан в КУГИ, однако, там от них уже отказываются, потому что все эти учреждения - банкроты. Что делать? КУГИ предложили их продать. Но это аптеки нерентабельные, с долгами, с грязными помещениями, с изношенным оборудованием - что мы продадим? Право аренды? Такая ситуация сложилась в результате неправильной деятельности: реформу не объяснили населению, и из-за поднятого вокруг этой темы шума приватизация была остановлена. Чтобы разрешить кризисную ситуацию, принято решение 125 государственных аптек объединить в 4 государственных унитарных предприятия. Но что будет, если к этим 125 аптекам, из которых 24 еле-еле сводят концы с концами, присоединить еще 69 нерентабельных? Неужели за доходный аптечный бизнес город будет платить, покрывая долги государственных аптек? Все эти вопросы будут обсуждаться в ближайшее время на заседаниях.

И последний вопрос. Людмила Андреевна, в нашем городе рождаемость хоть и растет, но показатели - самые низкие в России. Тем не менее, в городе пока нет концепции семейной политики. Будет ли она сформулирована в ближайшее время?

Чтобы развивать семейную политику, нам не хватает законов. Тем не менее, если мы хотим, чтобы город немножечко молодел, чтобы рождаемость повышалась, концепция должна быть разработана. Сейчас нужно работать не только с отдельными социальными категориями - родителями, детьми, подростками - необходимо начинать работать с семьей. Мне бы также очень хотелось, чтобы у нас развивался институт приемной семьи, семейного детского дома. В нашей стране огромное количество сирот и детских домов. Несмотря на то, что количество детей равняется количеству обслуживающего персонала, эффективность воспитания и адаптации к самостоятельной жизни очень низкая. После детского дома требуется еще целая сеть учреждений, специалистов, которые доведут ребенка до 22 - 23 лет, когда он поймет, что может что-то сделать и сам. Только в семье можно научится помогать, жить, рассчитывать деньги, работать.