Парламент Абхазии ратифицировал "Договор о дружбе"

"Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Абхазия", подписанный 17 сентября президентами Абхазии и России в Москве, был ратифицирован Парламентом Абхазии спустя неделю, 24 сентября. Законодатели на первом после каникул заседании приняли соответствующий Закон. Документ по своей сути знаменует начало формирования правовой базы двусторонних отношений Абхазии с Россией. Договор состоит из тридцати двух статей и заключен сроком на 10 лет с правом пролонгации. Как сообщает "Эхо Абхазии", на ратификации документа в парламенте Абхазии присутствовал президент Сергей Багапш, подчеркивая тем самым важность происходящего.

Спикер парламента Нугзар Ашуба отметил, что ратификация договора с Россией, как и само признание независимости Абхазии, стала возможной благодаря усилиям граждан Абхазии, благодаря деятельности первого президента Владислава Ардзинба и действующего президента Сергея Багапш. Ашуба отметил, что признание Россией независимости Абхазии и заключение рамочного договора помогли решить проблему безопасности республики. "Нам остается созидать, укреплять свою армию, укреплять дисциплину в государстве, создавать достойные условия для жизни нашего народа", - отметил он. По словам председателя Комитета по правам человека и соблюдению законности, депутата Народного Собрания Батала Кобахия, "мы впервые подписываем документ, в котором заявляем о приверженности международным нормам. Это первый документ, в котором нашли отражение основные нормы защиты прав граждан. Заключая такой договор с Россией, которая является подписантом всех конвенций, Абхазия тем самым заявляет всему миру, что она будет соблюдать эти права на своей территории. Многие статьи данного договора отражают то, что Абхазия является суверенным государством, законодательство республики в нем не ущемляется" ("Эхо Абхазии").

Как отмечает "Чегемская правда", вице-спикер Ирина Агрба считает, что ратификация договора между Россией и Абхазией является очень важным событием в истории молодого государства. "Этот договор можно расценивать как начало официальной дипломатии нашего государства, как независимого государства. Конечно, очень много зависит от того, какие мы разработаем в дальнейшем отраслевые секторальные договоры и насколько грамотно и аккуратно, сбалансировано будем их реализовывать", - сказала Ирина Агрба.

Перед голосованием, как пишет газета, глава комитета по законодательству Владимир Начач сообщил, что все правовые основы для подписания и последующего ратифицирования договора есть. "В итоге народные избранники единогласно проголосовали за данный законопроект. Президент Сергей Багапш поблагодарил депутатов за единодушие и единогласие в решение серьезного документа, другого он и не ожидал", - пишет "Чегемская правда".

Следует отметить, что президент также заявил, что не считает целесообразным на территорию Абхазии пускать военных наблюдателей ОБСЕ, ЕС. Сергей Багапш считает, что наблюдатели должны быть там, откуда исходят войны, провокации. "В Грузии нужно наблюдать, там нужно сдерживать горячие головы. Здесь будет дислоцирована серьезная группировка российских сухопутных войск и морской составляющей в районе Очамчирского порта. Количество будет такое, что ни у кого не будет желания нападать и воевать на нашей территории. Это не означает, что мы будем забывать и предавать забвению наши вооруженные силы. Мы их будем еще больше усовершенствовать. Кое-какие структурные изменения проведем вместе с комитетом по обороне, с военными. Будем делать все, чтобы наши вооруженные силы всегда были на уровне", - заключил глава государства ("Чегемская правда").

Абхазия перед лицом новой реальности

В прямом эфире "Абаза-ТВ" (3.10.2008), министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба и политический обозреватель Ираклий Хинтба обсуждали внешнеполитические проблемы Абхазии и возможные пути их решения. - 15 октября истекает срок Миссии ООН по наблюдению в Грузии (Абхазией поставлен вопрос об изменении этого названия).

Что будет представлять собой сотрудничество с этой организацией (ООН) в будущем?

Сергей Шамба: Мандат Миссии продлевается через каждые полгода, в течение 15 лет это происходило много раз. Ничего нового в этом нет. Ситуация совершенно новая сложилась. И не только потому, что нас признала Россия: мы ведь до этого тоже себя ощущали независимым государством - не независимость сейчас приобрели, приобрели признание со стороны России - в этом смысле не очень большие изменения произошли. Изменения произошли после того, как Грузия отказалась от Миротворческих Сил СНГ. Это разрушило Московское соглашение (1994 г.), потому что миротворческие силы являются основной частью этого договора. Все это меняет мандат и требует переосмысления, его адаптацию к новым создавшимся условиям. Мы вместе с этим ставим вопрос и об изменении названия. Но мы заинтересованы в том, чтобы в Абхазии сохранялось присутствие ООН, потому что миротворческий процесс пока еще не завершен. Переговоры мы не ведем, с этой властью (Грузией) невозможно разговаривать, мы будем надеяться, что адекватная политика в грузинском руководстве наконец-то возобладает - нужно будет решать многие проблемы, которые между нашими странами существуют, мы - соседние государства. Мы давно заявили о том, что не обсуждаем наш статус с Грузией. Это исключено, мы и в дальнейшем не собираемся его обсуждать, но есть очень много вопросов, которые нужно урегулировать, хотя бы безопасность.

Ираклий Хинтба: В нашем обществе существует не самое позитивное отношение не только к ООН, но и к любым международным структурам, присутствующим на нашей территории. Это вызвано тем, что ООН часто (особенно раньше) занимала одностороннюю позицию, выслушивая мнение одной из сторон конфликта - Грузии, в первую очередь. Поэтому ООН не получила широкой легитимации в нашем обществе. Тем не менее, именно ООН в последнее время в своих резолюциях осуждала действия и позицию Грузии по целому ряду очень важных вопросов (по введению войск в Кодорское ущелье). Многие считают, что ООН является проводником интересов США, это не совсем профессиональная точка зрения.

ООН - это единственная международная организация, в которой у России есть решающая роль в принятии и блокировании важных решений. Поэтому мы заинтересованы (и наше руководство неоднократно это заявляло), в присутствии здесь Миссии ООН. Нам необходимо некое международное присутствие, которое позволит легитимировать происходящие здесь процессы. ООН может быть свидетелем реальности осуществляемых процессов демократизации в Абхазии, строительства государства, будет фиксировать нарушения, которые возможно будут предприниматься грузинской стороной. Главное - не отгораживаться от мира. Заседание Совбеза ООН по поводу продления мандата является очень важным событием.

Согласятся ли США с требованием переименовать Миссию ООН по наблюдению в Грузии в Миссию по наблюдению в Абхазии? США могут просто заблокировать, предположим, резолюцию о продлении мандата Миссии ООН в Абхазии.

Сергей Шамба: С другой стороны, прекращение Миссии будет означать, что здесь не будет никакого международного присутствия. Наиболее реальная возможность - техническое продление. Такая практика существует, и в нашем случае тоже применялась однажды. Техническое продление делается на три месяца, но сейчас может быть более длительный срок. В течение этого срока пытаются согласовать противоречия.

Как вы прокомментируете инициативу Турции по созданию коалиции, в которую бы входили Россия, Грузия, Армения, Азербайджан. Каким образом могут сосуществовать в одном союзе сейчас Россия и Грузия, Армения и Азербайджан? Означает ли это, что Турция и Россия сближаются против Вашингтона?

Сергей Шамба: Любая инициатива, направленная на создание безопасности и стабильности, должна приветствоваться. Насколько она будет эффективна, трудно сказать. В полной мере эффективной она не может быть без участия Абхазии. В какой-то мере это лучше по сравнению с тем, что сейчас происходит: внешние силы пытаются заниматься здесь урегулированием проблем с точки зрения своих интересов, а, не исходя из реальности. Интересы США, которые здесь реализовывались без должного понимания реальной ситуации, привели к нестабильности в этом регионе.

Ираклий Хинтба: Эта платформа (Платформа стабильности и сотрудничества на Кавказе) призвана заменить Минскую группу ОБСЕ, которая не совсем эффективно себя проявила в плане урегулирования карабахского конфликта, и поэтому Турция сейчас очень активизировалась в этом направлении. Турция укрепляется как региональная держава. С одной стороны, если эта инициатива направлена на замену Минской группы, то это, безусловно, против интересов США как сопредседателя Минской группы. С другой стороны, Турция это важный член НАТО. Это мощнейшая военная держава. Я не думаю, что политическое усиление Турции на Южном Кавказе всецело отвечает интересам России. На мой взгляд, готовится процесс признания Нагорного Карабаха западными странами, для того чтобы оторвать Армению и Карабах от российского влияния. Сейчас Турция налаживает связи с Арменией, говорят о разблокирование турецко-армянской границы, Армения согласилась в 2009 году продавать электричество в Турцию. Турция как союзница Азербайджана может быть важным игроком в переговорах между Азербайджаном и Арменией. То есть она (Турция) может умиротворить Азербайджан при принятии решения о признании Карабаха западными странами. Таким образом, платформа не отвечает интересам России.

Сергей Шамба: У меня несколько иное мнение, поскольку в данном случае мы видим, что Турция пытается играть не групповую игру как член НАТО, а самостоятельную неблоковую политику. Все эти годы Турция не проводила самостоятельную политику в этом регионе. Это была политика НАТО. Таким образом, интересы Турции и России совпадают. Сближение интересов явно происходит. И это происходит вне НАТО.

15 октября начнутся международные дискуссии по обсуждению плана Медведева-Саркози. Будет обсуждаться вопрос статуса Абхазии и Южной Осетии...

Ираклий Хинтба: В обновленном соглашении Медведева-Саркози написано, что одной из тем международных дискуссий, которые состоятся 15 октября, будет вопрос беженцев. Грузия вышла из Московского соглашения, но вопрос беженцев в нем не фигурирует. Есть другое четырехстороннее соглашение "О возвращении беженцев и перемещенных лиц" от 4 апреля 1994 года. Если Грузия вышла из Московского соглашения, то мы могли бы выйти из этого соглашения, в котором зафиксировано обязательство абхазской стороны о поэтапном возвращении беженцев во все районы Абхазии. Мы вернули в Гальский район Абхазии практически 60 тыс. беженцев, но грузинское руководство старается не замечать этого, препятствуя верификации количества беженцев, являющихся гражданами Грузии. Их даже нельзя назвать беженцами. Беженец - это лицо, которое покинуло территорию одной страны, живет на территории другой по разного рода обстоятельствам, но которое не является гражданином страны пребывания (Конвенция о беженцах 1958 г.). Эти люди являются гражданами Грузии. Поэтому назвать их беженцами юридически не совсем верно. Вариант компенсации в каком-то смысле мог решить эту проблему. Если те люди, которые хотят вернуться, согласятся на компенсацию в обмен на возвращение, то почему бы не сделать этого. В Сербии такая программа при участии Европейского союза осуществляется, правда в Косово практически никто не вернулся. Но Косово, тем не менее, было признано солидными странами мира. У нас такой фонд мог бы быть создан на средства России или того же ЕС, который заинтересован в стабильности на Кавказе.

Сергей Шамба: Говорить о компенсации возможно, если Грузия компенсирует те потери, которые Абхазия и абхазское общество понесли в результате грузинской агрессии. Это возможный вариант, но вряд ли Грузия на это способна. С самого начала мы официально заявили о том, что готовы в условиях безопасности решать вопрос возвращения беженцев. Возвращением беженцев в Гальский район мы занимаемся 15 лет. Когда условия сложатся для возвращения в другие районы неизвестно. Для этого Грузия должна была проводить соответствующую политику, которая должна была быть направлена не на возвращение территории, а на возвращение доверия абхазского общества. До тех пор пока Грузия не признает нашу независимость, реально решать эту проблему невозможно. Обсуждать можно, мы будем выдвигать нашу аргументацию, у нас есть, что сказать... (с сокращениями)

Абхазия России многим обязана, но и Россия обязана Абхазии многим

2 октября Николай Злобин - политолог, директор российских и азиатских программ американского Института мировой безопасности, поделился с журналистами своими взглядами относительно дальнейших перспектив Абхазии. Как отмечает "Чегемская правда", Злобин подчеркнул, что самое главное из того, что произошло за последние полтора месяца - то, что Абхазия "отчасти невольно обрела гарантии независимости". "Это важно, чтобы государство могло развиваться нормально и обращать больше внимания на внутренние проблемы, а не быть полностью сконцентрированной на обеспечении безопасности", - считает эксперт.

По его словам, власти понимают, какое огромное количество проблем перед ними есть. "У абхазского руководства есть понимание того, что нужно делать сегодня - нужно менять политические ориентиры, теперь есть шанс создавать реальное государство, а не виртуальное. В этой ситуации необходимо повысить качество жизни людей и очень грамотно выстраивать отношения с Россией. Абхазии надо, с одной стороны, признавать огромную роль России, а с другой стороны - выходить в мир".

От того, как выстроит свои отношения с Москвой, по мнению Злобина, зависит будущее Абхазии: "С одной стороны, Россия - страна, гарантирующая безопасность, через Россию Абхазия вступает в глобальный мир, в мировую экономику. Это хорошо, но при этом легко вольно или невольно потерять свою самостоятельность, полностью подчиниться России. С одной стороны, это может быть удобно, снимает ответственность. Я уверен, Россия будет только приветствовать свою монополию в Абхазии. Но я не думаю, что это соответствует обязательным интересам Абхазии. России Абхазия многим обязана, но не надо забывать, что и Россия обязана Абхазии многим. Вы пятнадцать лет держали южный фланг, вы не пустили сюда НАТО, Грузию, вы обеспечили безопасность на Кавказе. Если бы сейчас здесь были бы базы НАТО, то никакой олимпиады не было бы в Сочи. Россия была бы в своем другом положении на Кавказе. Вы помогли России в стабилизации кавказского региона, вы никогда никого ни на что не спровоцировали. Абхазия, чуть ли не единственная страна в регионе, которая никого ни на какие действия не побудила. Вам надо признавать огромную роль России, которую она здесь сыграла, с другой стороны - выходить в мир, искать выход в мировое сообщество напрямую, не через Москву. Тбилиси говорит с миром через Вашингтон и ничего хорошего из этого не происходит. Сейчас ситуация зависит от того, как Абхазия будет себя позиционировать в мире. В отличие от Южной Осетии, в Абхазии сформирован первоначальный имидж страны, которая старается создать независимое государство. Вы никогда не говорили о вхождении в Россию",- отметил политолог.

Николай Злобин считает, что в мире есть понимание того, что Абхазия и Россия - это два разных независимых государства. Безусловно, Абхазия будет отстаивать российские интересы, и Россия будет защищать абхазские интересы. Тем не менее, не обязательно, что они будут совпадать на 100%. В этой ситуации, по славам Злобина, большая ответственность ложится на министра иностранных дел. Поэтому эксперт посоветовал создать Международный консультативный Центр при МИД и увеличить бюджет на внешнюю информационную деятельность, на создание имиджа страны, чтобы интересы Абхазии были более широко представлены в зарубежных СМИ.

Николай Злобин не видит причин, чтобы Абхазию не признали другие страны. "Это вопрос времени, терпения и правильного позиционирования себя в мире. Ведь в отличие от Косово, ни у кого не вызывает сомнения, что Абхазия является демократическим государством". Он отметил, что нет вечных границ, это хорошо и плохо, во всем мире границы меняются, и это объективный процесс, поэтому территориальная целостность не является главным критерием международного права. Американцы, по словам эксперта, не понимают одного - что Абхазия борется за независимость, просто им этого никто толком не объяснил. Политолог предположил, что многие политики в мире боятся, что независимость Абхазии, Южной Осетии будет способствовать дестабилизации Кавказа. "Поэтому Абхазия должна убедить мир, что признание республики будет наоборот способствовать стабильности на Кавказе. В мире боятся непредсказуемости. Саакашвили выступает непредсказуемым другом Америки, Америке от этого плохо и Америка начинает это понимать. У вас хорошая история, это предсказуемость и преемственность политики - вы ни разу не изменили свои ориентиры в отношении главных вопросов мировой политики и кавказской политики. Если Абхазия внесет свой вклад в предсказуемость, в разумность политики на Кавказе, это будет оценено всеми. Главное, никогда не отказываться от национальных интересов", - подчеркнул Злобин.

По мнению политолога, на Кавказе будет продолжаться изменение границ, и Грузия будет продолжать оставаться нестабильной страной при нынешнем руководстве. "Кавказ перестал быть регионом, он стал набором стран и республик, которые находятся географически рядом друг с другом, но друг друга опасаются, воюют. Уровень доверия на Кавказе ниже нуля, необходимо пытаться создавать инструменты, которые позволят доверять друг другу. Если не будет региона, нельзя создать систему региональной безопасности".

Злобин считает, что нельзя допускать, чтобы все программы по стабилизации в регионе исходили извне, "Абхазия должна сама проявлять инициативу". Россия, как утверждает политолог, проиграла в этом вопросе, ничего не предложив. Злобин считает, что России нужно выиграть Грузию назад. "Надо их задушить в объятиях, это же недорого для огромного российского бюджета. Россия проиграла Грузию, Грузия проиграла Абхазию и Южную Осетию, это ошибки политики, если Россия будет продолжать эту политику, то она будет все время вызывать появление новых Саакашвили в Грузии, то есть антироссийских президентов".

Говоря о перспективах получения Грузией ПДЧ, и перспективах ее дальнейшего вступления в НАТО, Злобин отметил, что вопрос: "что делать с Грузией?" - большая проблема для альянса. "С одной стороны есть воля грузинского народа, который хочет стать членом НАТО, с другой стороны есть воля государств-членов НАТО, которые не хотят, чтобы Грузия стала членом НАТО. НАТО стоит перед серьезной проблемой, ему надо решить два вопроса, касающихся его самого - можно ли в НАТО приглашать страну, не решившую территориальную проблему и находящуюся в состоянии той или иной гражданской войны. И что делать с пятым параграфом о совместной защите в случае нападения. В НАТО много сторонников воспринимать этот параграф творчески. С другой стороны, есть мнение, что надо Грузии дать приглашение, и начать подготовку к вступлению, а проблему того, сколько лет займет подготовка, оставить на рассмотрение будущих поколений. Это произойдет в декабре, после президентских выборов в США, может что-то смогут изменить в политике Буша по отношению к НАТО. Но если Грузия станет членом НАТО, то американское влияние в Европе усилится", - заключил Николай Злобин ("Чегемская правда")

О темпах паспортизации жителей Галского района

На недавней пресс-конференции президент Абхазии Сергей Багапш, заявил, что жители Галского района получат национальные паспорта. "Я дал команду. Паспорта будут выдаваться, работа уже началась". О темпах этой работы пишет "Нужная газета". "Нужная газета" ссылается на слова начальника ПВС Валерия Малия - "все, кто хочет получить в Галском районе национальные паспорта, имеют на это моральное право". "Граждане собирают пакет документов и сдают в местную паспортно-визовую службу. Далее документы пересылаются в районную администрацию, где работает специальная комиссия под председательством главы администрации. В комиссию из девяти человек входят представители всех силовых структур района и депутаты местного самоуправления. После того, как члены комиссии рассмотрят пакеты документов, они попадают в ПВС республики", - отмечает газета, при этом она задается вопросом "как быть с двойным гражданством (гражданство Грузии), которое есть почти у каждого жителя Галского района?".

Как объяснили в МИД РА, продолжает "Нужная газета", согласно закону, чтобы ни сделал гражданин со своим паспортом, письменно либо устно отказался от гражданства Грузии - он остается ее гражданином до тех пор, пока сама Грузия не представит на это соответствующие документы. Между тем, стоит отметить, что более 80% галского населения имело гражданство Грузии.

В свою очередь, по словам Валерия Малия, для получения абхазского гражданства достаточно лишь заявления об отказе от гражданства Грузии. "Независимо от того, обнаружен в их паспорте штамп о гражданстве Грузии или нет, в пакет документов вкладывается заявление о том, что этот гражданин отказывается от грузинского гражданства", - отмечает Малия. Далее документы проходят полную проверку в СГБ. "Несмотря на то, что они прошли комиссию, мы требуем дополнительную проверку на предмет: где был, где служил?", - объясняет начальник ПВС.

По словам Валерия Малия, к 15 октября все будет готово для беспрепятственной паспортизации граждан Галского района. "Дополнительно будут открыты еще четыре кабинета, выделены деньги на мебель, в течение десяти дней приобретут оргтехнику". Малия сообщил, что паспорта уже получили 26 человек. "Нужная газета" напомнила, что в 2005 году более 300 человек, проживающих в Галском районе, получили загранпаспорта, после чего процесс был остановлен. По мнению издания, еще один вопрос, остается пока неразрешенным: "А как быть с теми жителями района, которые не пожелают отказаться от грузинского гражданства?" ("Нужная газета").