Давид Шахназарян - посол Армении по особым поручениям по карабахскому конфликту (1992-1995), начальник государственного управления национальной безопасности (1994-1995), депутат парламента Верховного совета Армении 1991-1995 и Национального Собрания 1995-1999, Чрезвычайный и Полномочный Посол, кандидат физико-математических наук. Начал политическую деятельность с 1980-ых гг. Являлся активистом карабахского Движения (член комитета "Карабах") обеспечивал связь армянского комитета Движения с Карабахом, инициировал формирование первых отрядов самообороны. В 1989 дважды был арестован. Один из основателей Армянского Общенационального Движения (АОД). В 1990-1991 на съездах АОД представлял политическую концепцию карабахского урегулирования, согласно которой проблемы Карабаха является вопросом самоопределения, а последнее решение - за основными сторонами конфликта - Азербайджаном и Карабахом, Армения же должна быть гарантом безопасности Карабаха.

Г-н Шахназарян, как Вы оцениваете внутриполитическую ситуацию в Армении в контексте бойкота парламентской оппозиции?

В настоящее время в оппозиционной части политического спектра Армении наблюдаются довольно-таки положительные процессы. Активизация оппозиционных сил начала приводить к четкому разграничению в идеологическом плане и выявлению тех политических единиц, которые контролируются либо властями, либо зарубежными силами, в первую очередь, из России (общеизвестно, что политический спектр Армении переполнен партиями, явно контролирующимися из России). Сегодня у Москвы в Армении одна задача - как можно дольше удержать у власти Роберта Кочаряна. В итоге самостоятельные силы приступят к конкретным действиям, направленным на смену власти в Армении. Наша общественность четко осознает, что смена власти - главнейшая задача, ибо каждый лишний день пребывания у руля власти кочаряновской команды - большая угроза как для армянской государственности, так и для населения Нагорного Карабаха. Что касается так называемого парламентского "бойкота"... Конечно, это лучше, чем то, что было в парламенте до него... Поэтому АОД в общем положительно относится к бойкоту, хотя и не считает его столь уж эффективным.

Сделаем маленький экскурс к событиям прошлого года. После "президентских и парламентских выборов" в Армении, результаты которых не имеют ничего общего с реальными настроениями общества, парламентская оппозиция заявила, что Национальное Собрание - нелегитимно, однако начала участвовать в ее работе. Подобное поведение оппозиционных сил способствовало некоторому улучшению позиций Кочаряна на международной арене и стало причиной смягчения оценок европейских структур по выборам в Армении. Парламентская оппозиция пытается найти решение проблемы устранения Кочаряна исключительно в правовом поле и в парламенте. Такой подход абсолютно бесперспективен, поскольку в Армении, где законы вовсе не работают и не сформированы выборные механизмы, чисто правового решения этого вопроса не существует. Устранение нынешних властей возможно только и только за счет политических действий, предпринятых вне парламента.

Легитимная власть необходима Армении как воздух. Только она способна решить внутриполитические, внешнеполитические и экономические проблемы республики, вывести Армению из той политической и экономической изоляции, в которой она пребывает. Именно такая власть может вести такую политику в основе чего будет интеграция в евроатлантические и общеевропейские структуры. Альтернатива - наша маргинализация. Только легитимные власти способны обеспечить мирное урегулирование карабахской проблемы, ибо ее неурегулированность нависла дамокловым мечом над армянской государственностью и Нагорным Карабахом. Какую перспективу будет иметь бойкот... Думаю, большой перспективы эта акция иметь не будет, поскольку основные политические события в Армении будут происходить за пределами парламента, которая и без того сегодня не является политической ареной. Когда после первого тура президентских выборов, лидер партии "Национальное Единение" Арташес Гегамян заявил, что на второй тур идти нельзя, он, фактически, оказался прав. Тогда, после первого тура прошлогодних президентских выборов, АОД также придерживалась этой позиции, хотя не особенно и афишировала это.

Каковы, на Ваш взгляд, механизмы смены власти? Парламентская оппозиция, к примеру, заявляет о намерении добиться проведения референдума доверия власти, а партия Арама Карапетяна "Новые времена" и вовсе заявила о начале подготовки к внеочередным президентским, а заодно и парламентским выборам...

Относительно партии, которую вы указали... Она находится в зачаточном состоянии, а ее заявления противоречат друг другу, невозможно понять, чего они вообще добиваются, а посему и относиться серьезно к этому не стоит. Что касается первой части вопроса... Я уже говорил, что чисто правового выхода из ситуации в такой стране как Армения, не существует. Иное дело - обеспечение правового решения вопроса политическими действиями, политическими процессами. Возвращаясь к парламентской оппозиции... АОД, к примеру, приветствует решение оппозиционной фракции "Национальное единение" (лидер Арташес Гегамян - ред.), категорически отказавшейся содействовать властям в решении карабахского вопроса. Считаем, что партии и силы, которые продолжают содействовать властям в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта, не только подвергают опасности Армению и Нагорный Карабах, но и делят с Кочаряном всю политическую ответственность за то, что творится и предстоит.

На днях глава МИД Азербайджана заявил о возможности начала переговорного процесса по урегулированию нагорно-карабахского конфликта с нуля. Как вы думаете, где находится этот ноль?

Роберт Кочарян на протяжении последних шести лет ведет политику неурегулирования карабахского конфликта. В первое время ему под различными предлогами удавалось это скрывать, но в последнее время об этом прямо и официально заговорили, мол, нам никакого урегулирования не нужно. Такой подход чреват очень большими опасностями, ибо то, что мы имели возможность получить в 1997 году, сейчас никогда не получим. Если два с половиной года назад нам предлагали начать переговоры с того, чтобы открыть железную дорогу в обмен на четыре района, то сегодня речь идет уже о пяти районах. Все дальнейшие процессы, мягко говоря, будут не в нашу пользу. АОД и, в частности, я неоднократно заявлял, что время работает против нас. Сейчас это становится очевидным для всех. Сегодня большинство сил, которые поддерживали Кочаряна во время переворота 1998 года, уже осознают, чем чревато продолжение подобной политики в карабахском вопросе. Большинство политических сил Армении начинают потихоньку понимать, что нельзя было, например, исключать Нагорный Карабах из переговоров и замораживать весь этот процесс. Что касается заявления МИД Азербайджана о возможности начала переговорного процесса с нуля; это результат той ошибочной политики, которое ведет нынешнее руководство Армении и в последствии чего урегулирование Карабахского конфликта на нынешнем этапе уже трансформируется в проблему оккупированных территорий. Именно в этом контексте нужно рассматривать позицию Ильхама Алиева о том, что спешить с урегулированием конфликта пока не стоит. Он мотивирует это тем, что нужно время для наращивания экономической мощи Азербайджана, а также достижения новых, еще больших политических и дипломатических успехов. Но если руководству Азербайджана, исходя из национальных интересов, выгодно затягивать урегулирование, удерживая конфликт в латентной фазе, то Кочаряну это необходимо только и только для того, чтобы удержать подольше власть, ради чего нынешние армянские власти всецело поддерживают позицию Ильхама Алиева. То есть подтверждаются слова, сказанные нами еще четыре года назад, а именно, что позиции руководства Армении и Азербайджана полностью синхронизированы, находятся в полной гармонии друг с другом. Это противоречит интересам Армении.

Какова роль России во всем этом?

России однозначно выгодно затягивание конфликта, ведь ее влияние на Южном Кавказе опирается на двух факторах - неурегулированности конфликтов и своих военных базах. Иных, цивилизованных средств у Москвы нет, как и нет положительного цивилизационного ресурса, и в обозримом будущем, скорее не будет. Естественно, Россия сделает все возможное, чтобы удержать конфликт в существующем состоянии. В противном случае, она полностью утеряет свое влияние в нашем регионе. Мы и так видим, что это происходит с катастрофической скоростью. Более того, мы должны понять, что наши национальные интересы и национальные интересы России в этом регионе, мягко говоря, не полностью сходятся. Если Россия в очередной раз уйдет из региона, а это неминуемо произойдет, Армения останется со своими соседями в таком состоянии, которое выгодно России. К примеру, России сегодня выгодно, чтобы армяно-турецкая граница была на замке, что вовсе не в наших интересах. Можно с уверенностью сказать, что армяно-российские отношения при нынешних властях полностью испортились. Сегодня они далеки не то что от партнерских, а даже от межгосударственных отношений. Их можно охарактеризовать как отношения между хозяином и вассалом. Одной из задач будущих демократических властей Армении станет создание истинно партнерских отношений с Россией, которые не будут развиваться за счет нашей государственности и суверенности.

Возвращаясь к внутриполитическим процессам... Что нас ожидает?

Я уверен, нечто подобное грузинским событиям в Армении просто неизбежно.

Какие силы, по Вашему мнению, действовали в Грузии. Это был внутренний ресурс, или постарались внешние силы?

Я внимательно следил и досконально изучил произошедшие в Грузии события. Могу с полной уверенностью сказать, что буквально до последней минуты и Москва и Вашингтон пытались удержать Шеварднадзе у власти. Грузинская демократическая оппозиция просто поставила всех перед практически свершившимся фактом. Так что, все эти разговоры, что революция планировалась в каких-то кабинетах за рубежом, не соответствуют действительности.

Вы думаете нашим оппозиционерам по плечу грузинский сценарий, с учетом той разрозненности, в которой они пребывают?

Наша оппозиция не просто разрозненна. В армянское оппозиционное поле внедрено очень много структур, подчиняющихся властям и определенным российским структурам. Происходящие в настоящее время процессы играют роль лакмусовой бумаги, позволяющей нашей общественности различить, кто есть кто. Надеюсь, на ускорение этих процессов и скорейшего начала конкретных действий, направленных на смену власти. АОД готов сотрудничать со всеми самостоятельными политическими силами, не подчиняющихся и не выполняющих приказов. Не исключаю, что некоторые из подобных сил в ближайшем будущем осознают, что слепое подчинение наносит огромный ущерб нашей государственности и Карабаху. Некоторые уже перестали...

Недавно АОД заявил о том, что готов сотрудничать с партией "Анрапетутюн" ("Республика" - лидер партии Арам Завенович Саркисян - брат убитого в 1999 году в армянском парламенте премьер-министра Вазгена Саркисяна - ред.), входящей в оппозиционный блок "Справедливость". Почему Вы не пошли на сотрудничество со всем блоком "Справедливость"?

"Справедливость" - парламентская фракция, в составе которой, к моему сожалению, есть партии, которым присуще те тенденции, о которых я говорил выше. Сегодня они пытаются выступить с нападками на АОД, но я надеюсь, что вскоре поймут кому это выгодно и, что национальные интересы выше сиюминутных выгод. Наше сотрудничество с партией "Анрапетутюн" должно быть направлено на то, о чем я уже говорил - на устранение действующей власти и проведение демократических выборов.

Я обращаюсь ко всем, не только к политическим силам, но и общественным организациям и гражданам Армении - прекратите любое сотрудничество с властью Кочаряна, и сразу увидите насколько гол тот, который даже не король.