17 октября в Ставропольской краевой универсальной научной библиотеке имени М. Ю. Лермонтова в рамках VIIМеждународного славянского литературного форума «Золотой Витязь» состоялся Круглый стол «Духовные традиции литературы Славянского мира». В Круглом столе принимали участие министр культуры Ставропольского края Татьяна Лихачева, президент Форума Николай Бурляев, главный редактор «Литературной газеты» Юрий Поляков, доктор исторических наук РАН, руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса Елена Гуськова, главный редактор журнала «Наш современник» Александр Казинцев, писатель Виктор Лихоносов и драматург Константин Скворцов, а также писатели и литературоведы Ставропольского края и других регионов России.

Заместитель председателя Общественного совета при Минкульте РФ Николай Бурляев рассказал о стратегической задаче, которую ставит перед собой и своими коллегами: вывести культуру из рынка. По мнению участников Круглого стола, государство не должно давать деньги на разного рода сомнительные проекты, прививающие российскому народу чуждые ему ценности. Бюджет культуры нужно повысить до уровня бюджета Министерства обороны, «мы тоже воюем за свою страну, за души людей», сказал Николай Бурляев. Необходимо навести порядок в кадровой политике работников культуры, продолжил он.

«Вся наша культурная интеллигенция заболталась, — заявил писатель Виктор Лихоносов. — Одни и те же люди с телевизионного экрана говорят об одном и том же и друг для друга, их стало противно слушать. Ничего не меняется. И это беда нынешней жизни. Это трагедия. Особенно это чувствуется в провинции. Очень заметна фальшь. В них нет сострадания, сочувствия. Они не живут проблемами спасения страны, а только говорят, а у нас нет времени больше ждать».

Драматург Константин Скворцов, обращаясь к деятелям культуры, имеющими влияние на человеческие умы в последние двадцать пять лет, очень эмоционально процитировал президента Путина: «Вы хоть понимаете, что натворили?» «Да еще на деньги государства», — добавил Юрий Поляков. По мнению главного редактора «Литературной газеты», нельзя возвращаться к диктатуре, но деятели культуры должны нести ответственность за то, что они делают.

Многие хотели бы только осваивать средства, экспериментировать за государственный счет, но отвечать ни за что не хотят. За последние годы наштамповано такое количество режиссеров, редакторов и других «творцов», которые не знают русской культуры, вообще не могут мыслить в традициях реалистичной славянской культуры, поэтому кадровая революция действительно необходима, сказал Юрий Поляков.

Главный редактор «Нашего современника» Александр Казинцев подхватил эстафету: «У нас говорят одно, а делают другое. Мы утверждаем патриотизм в политике и культуре, и тут же собираемся исключать Толстого и Достоевского из школьной программы. Так слова расходятся с делом. И в экономике то же самое. Мы признаем целесообразность программы Глазьева, а должность министра отдают Ясину. Так нельзя. Даже воины Сталина завоевали только пол-Европы, а Толстой и Достоевский завоевали весь мир».

Александр Казинцев сказал, что главным героем произведений русских классиков является правда. Это главная традиция, суть русского человека — стремление к правде. Но правда бывает разная. Как говорил классик Жуковский, правда бывает из любви, а бывает — из ненависти. Эти две правды издавна в России противостояли друг другу, но теперь правду из ненависти сменила ложь из ненависти. И еще есть оппоненты иного рода. Есть те, кто быстро перекрашиваются: из комсомольцев они быстро превратились в либералов при Ельцине, а потом так же легко превратились в патриотов. В связи с этим есть опасность выхолащивание патриотической инициативы и дискредитация патриотической идеи. В таких условиях образование играет первостепенную роль, утверждает Казинцев. Имея хорошо образованную молодежь, через несколько лет мы сможем построить ту страну, которую хотим. И литература здесь очень важна, потому что слово лежит в основе любого искусства. «А мы имеем упадок литературы. Тираж нашего журнала всего 5 тысяч экземпляров, и у нашего журнала тираж больше, чем у других. Этого мало. Даже в войну журналы издавались, а сейчас вроде бы деньги выделяются, но до журналов ничего не доходит», — говорит Казинцев.

«Это все не случайно, — утверждает доктор исторический наук, директор Центра по изучению балканского кризиса Елена Гуськова. — Это не наше внутреннее заблуждение и не наши внутренние распри. Это не наше вечное разделение на славянофилов и западников. Огромная поддержка разрушению славянского православного мира идет с Запада. Мы не помогали сербам в 90-х, а сегодня Бог показывает нам, как им было трудно. Потому что в 92-м году ввели санкции сербам, а сегодня ввели санкции нам. Если бы мы тогда им помогли, не было бы сегодняшних санкций. Весь мир ополчился на сербов тогда, говоря, что это сербы виновны в том, что происходило на Балканах, когда распадалась Югославия. Сегодня нас обвиняют в том, что происходит в мире. Разрушение идет по нескольким направлениям: культура, наука, образование и медицина. Я, пользуясь случаем, расскажу, как уничтожается в России славянское направление. Полностью закрыта Академия славянской культуры, где на факультетах обучалась молодежь живописи, поэзии, литературе. Студенты ездили по всему православному миру и бесплатно расписывали церкви. Например, на Балканах. Это я знаю точно. Академию слили с каким-то вузом и закрыли все кафедры… Академии наук тоже больше не существует. Той Академии, которая была создана еще царями более 200 лет назад. Вместо Академии наук существует организация ФАНО — федеральное агентство по науке, в которое входят тысячи молодых людей, мы их называем менеджерами. Эти мальчики и девочки без образования теперь управляют Академией. Первое, что они хотят сделать — это закрыть институт славяноведения. Нас выгоняют из высотного здания. Ученые все лето 2014 года стояли на улицах, протестовали против этого решения, но решение обманным путем все-таки прошло. А Президиум Академии наук теперь превратился в клуб академиков, который не играет никакой роли. Разрушение науки грядет полное и бесповоротное. В наших военных академиях из программы убрали военную историю. Боевые традиции и патриотизм — это первое, что исключили из учебных программ. Мы все очень надеемся на нового министра образования. Если вы спросите, кто это начал? Даже Медведев не знает, кто начал реформу образования, реформу уничтожения Академии наук. Такой Форум, где мы можем друг к другу обратиться, где мы можем друг другу сказать то, что думаем, очень важен. У нас есть надежда, что мы все вместе сможем добиться результатов».

Ставропольский писатель Виктор Кустов рассказал о проблемах литераторов, живущих в провинции. Основная борьба за человеческие души происходит в столице, сказал он, но писатели провинции обеспечивают тыл. «Нам необходим интернет-ресурс для краеведческой литературы. В год мы можем выпускать до 500 изданий, но их надо где-то размещать», — продолжил Кустов. Необходим закон о частно-государственном партнерстве в издательской деятельности. Пока эти отношения не урегулированы, писатели даже не могут воспользоваться частными деньгами. Также необходимо создать собственную книжную торговую сеть. Пока авторам невозможно добраться до торговой сети. С аукционами в издательской деятельности тоже сплошной беспорядок. «В краях и областях сначала эти аукционы выигрываются, а потом только в спешном порядке начинают искать, что издавать, поэтому издают, что попало», — сетует писатель.

Ставрополь становится столицей славянской культуры, месяц назад здесь прошел Славянский Форум искусств, напомнила министр культуры Ставрополья Татьяна Лихачева, проходил IIМежрегиональный форум творческих союзов «Белая акация-2016», стали сниматься исторические документальные фильмы. Министр выразила надежду, что семена культуры, посеянные в молодежную среду, принесут свои плоды.

Участники Круглого стола решили донести до президента и правительства все соображения и пожелания, которые были высказаны во время этого мероприятия. Деятели культуры выразили надежду, что все-таки, в конце концов, их голоса будут услышаны, и положительные сдвиги в культуре и просвещении произойдут не на словах, а на деле. Все выразили готовность бороться за благое дело, не жалея сил.