Как может Россия — страна «с упадочной экономикой и ВВП Италии», по словам журналиста New York Times Дэвида Сэнгера, — обращаться так с США — крупнейшей экономикой мира, обладающей, по выражению Обамы, «величайшими вооруженными силами»? Смелость России связана с тем, что президент США Барак Обама слишком осторожен и рассудителен, пишет Ричард Коэн в статье для Washington Post.

Александр Горбаруков ИА REGNUM
Внешняя политика США

Читайте также: Успехи «величайших вооруженных сил» США «немного» преувеличены — WiB

Автор отмечает, что, несмотря на все преступления правительства Сирии и России, реакцией США стали протесты и прекращение 3 октября двусторонних переговоров США с Россией.

Читайте также: Прекращены контакты военных РФ и США по Сирии — МИД

Из-за нежелания главы Белого дома поддержать требования введения режима прекращения огня с помощью силы государственный секретарь США Джон Керри оказался в сложном положении, в чем признался своим коллегам-дипломатам. Его слова — в результате утечки — стали сразу достоянием гласности. Теперь известно, пишет Коэн, что Керри выступает против политики Обамы.

Тем не менее нерешительность Обамы сказалась больше на нем, чем на главе дипломатии США. Из-за своей неготовности к активным действиям он был вынужден пуститься в странные объяснения своего решения, путая факты, хронологию и, по сути, снимая с себя ответственность за погибших и беженцев Сирии.

Во-первых, отмечает автор, выступая в интервью для CNN, глава Белого дома задал вопрос, оказались бы США в лучшей ситуации, направь они в Сирию большое число своих военнослужащих? Однако таких шагов никто не предлагал, а команда Обамы по обеспечению безопасности выступала за поставки вооружения и тренировку мятежников, которых Обама назвал «бывшими фермерами, учителями или аптекарями». К такому шагу призывали директор ЦРУ, главы дипломатического и оборонного ведомств, военные командование, и все же Обама отказался.

Читайте также: Foreign Policy: Пентагон повторит программу, на которую спустил $500 млн

Во-вторых, считает автор, Обама заблуждается в том, когда именно в сирийский конфликт вмешались Россия и Иран. По его словам, тогда как его критики заявили, что если бы он предоставил достаточную поддержку «умеренной оппозиции», её члены могли бы свергнуть «зверский режим» президента Сирии Башара Асада. Проблема состоит в том, считает Обама, что правительство Асада пользуется поддержкой России и Ирана.

Автор подчеркивает, что Москва и Тегеран вмешались в конфликт не сразу, а Обама мог бы еще в 2011 году, когда конфликт только начинался, сделать что-то. Тогда Обама подчеркивал, что Асад должен уйти. Но Асад не только не покинул своей пост, но и наплевал на «красную черту» самого Обамы, применив, как считает автор, отравляющие вещества против гражданского населения. И к 2013 году Асад, президент России Владимир Путин и «другие плохие парни» раскусили Обаму как слабого человека.

Читайте также: Обама рассказал о своей самой главной ошибке

Хотя никто не любит признавать свои ошибки, признать их придется. Так, бывший глава Белого дома Билл Клинтон заявлял, что он никогда себе не простит, что не вмешался и не остановил геноцид в Руанде.

Тем не менее, подчеркивает Коэн, президент по-прежнему может сделать определенные шаги. Он может поддержать своего госсекретаря, ввести гуманитарный коридор и по меньшей мере начать сбрасывать с самолетов продовольствие и медицинские препараты. Гуманитарные поставки не являются враждебным актом, и Россия не должна расценить их как таковые.

Обама может это сделать потому, что у Вашингтона есть для этого возможность, потому, что США не могут, считает автор, стоять в стороне и наблюдать, как убивают невинных, и потому, что Белый дом может сказать России, что у Вашингтона и Москвы есть моральное обязательство спасать жизни.