Темп роста объемов производства комплекса в целом в 2001 году по сравнению с 2000 составил 127%. По ведущим предприятиям авиационной отрасли этот показатель значительно выше.

Сейчас в Самаре работают 15 предприятий и организаций, подведомственных Российскому авиационно-космическому агентству (Росавиакосмос). Общая численность работающих - около 50 тысяч человек. Благодаря их труду суммарный годовой объем производства по итогам 2001 года составил 4 миллиарда 450 миллионов рублей.

В 2001 году федеральным центром принят ряд важных документов, подтверждающих поворот государства к проблемам отрасли. В их числе: "Основы политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2010 года", федеральные целевые программы "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года" и "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)".

Программы служат усилению позиции Российской Федерации на мировом рынке авиационных товаров и услуг в области авиации и затрагивают все предприятия авиационно-космической отрасли в Самарской области. По программе развития гражданской авиационной техники из 30 программных мероприятий по разделам "Самолеты" и "Двигатели" наши предприятия и организации участвуют в 15.

На сегодня состояние дел на основных предприятиях авиационной отрасли по реализации перспективных программ обстоит следующим образом: ОАО "Авиакор-Авиационный завод" добился положительной динамики роста объемов производства: в 1999 году темп роста - 116,5%, выпущено продукции на 110 млн. рублей, а по итогам 2001 года - 190,2%, выпущено продукции на 471,3 млн. рублей. Объемы производства завода возрастают за счет авиационной продукции. Часть средств завод уже направляет на реализацию своих самолетостроительных программ. Например, продолжается работа по сборке первого серийного самолета Ан-140, который планируется поднять в воздух в конце 2002 года. За период лета-осени 2001 года по инициативе губернатора Самарской области Константина Титова совместно с руководством предприятия проведена серия совещаний и достигнут ряд договоренностей с ведущими российскими разработчиками авиационной техники. В результате сформирован пакет перспективных самолетостроительных проектов, способных дать ОАО "Авиакор-Авиационный завод" новый импульс развития. Часть самолетостроительных проектов завода включена в федеральную программу развития гражданской авиационной техники: Ту-334, Ту-354, Ту-324, Ту-330, Ту-136, Бе-200. Областной департамент промышленности и торговли работает сейчас над вопросом финансирования завода: возможно инвестирование группой "Сибирский алюминий" (основным акционером завода) около 7 млн. долларов США в 2002 году. ОАО "СНТК им. Н.Д.Кузнецова" - один из крупнейших в России опытно-конструкторских коллективов, специализирующийся на создании авиационных двигателей большой мощности. В 1998 году выполнено работ на 122 млн. рублей, а в 2001 году - на 220 млн. рублей. От реализации двигателей НК-33 предприятие направляет часть средств на свои проекты.

СНТК задействован в обеих федеральных программах. Так, предусматривается его участие в ОАО "Российские ракетные и авиационные двигатели", организация которого планируется в соответствии с программой реформирования оборонного комплекса. Темы предприятия представлены также в разделе "Двигатели" федеральной программы развития гражданской авиационной техники до 2015 года. Основная тема - новый авиационный двигатель НК-93, предназначающийся сразу для нескольких модификаций самолетов. Активно ведется работа и по темам, не вошедшим в программы, но имеющим большое народно-хозяйственное значение и коммерческую привлекательность. На 2002 и 2003 годы запланировано финансирование предприятия в объеме 1 млрд. 20 млн/ рублей. ОАО "Моторостроитель" - старейшее в России предприятие авиационного и ракетного двигателестроения. В этом году ему исполняется 90 лет. По итогам 2001 года темп роста объемов производства составил 118%, объем выпуска продукции за год превысил 1,2 млрд. рублей.

Наряду с выпуском традиционной продукции (ракетные двигатели для ракет-носителей "Союз" и авиационные двигатели для стратегической авиации) предприятие активно развивает производство приводов авиационного типа для использования в магистральных газопроводах и в альтернативной энергетике. В 2001 году введена в опытно-промышленную эксплуатацию блочно-модульная электростанция БГТЭС-9,5 мощностью 10 Мвт на базе авиационного двигателя. Это - начало реализации широкой программы производства и предоставления заказчику комплектной, готовой "под ключ" электростанции, способной решить проблему энергообеспечения в труднодоступных районах. Успешно осваивается и производство новых ракетных двигателей. Уже в 2002 году планируется увеличение объема выпуска продукции - ориентировочно до 2 млрд. рублей.

ОАО "Авиаагрегат" - крупнейший производитель шасси самолетов в России, специализируется также на разработке и изготовлении рулевых приводов, элементов вооружения авиационной техники. По итогам работы за 2001 год темп роста объемов производства составил 192%. В последние годы, в результате конверсии, на предприятии освоено изготовление широкой гаммы гидравлических приводов, применяемых для сельскохозяйственных, дорожных, строительных, железнодорожных механизмов и машин. Освоено производство запчастей для автомобилей. Налажены кооперационные связи: комплектующие изделия для комбайна Дон-1500 поставляются на ОАО "Россельмаш". Одновременно развивается и авиационная тематика. В целом предприятие имеет хорошую перспективу развития по всем направлениям своей производственной деятельности.

ОАО "Гидроавтоматика" специализируется на производстве гидро-, пневмо- и топливной аппаратуры на все виды летательных аппаратов. Доля авиационной продукции сегодня составляет около 70%. Темп роста объема производства по итогам работы в 2001 году составил 150,4%, прирост обеспечивается в основном за счет авиационной продукции. В последние годы предприятие освоило производство агрегатов управления гидравлических, пневматических и топливных систем новых типов самолетов и уже поставляет их на опытные образцы Ан-70, Ан-140, Ту-334. На очереди освоение комплектующих, включенных в программу развития гражданской авиационной техники. Одновременно активно развиваются автомобильное направление, сельхозмашиностроение. Так, гидрораспределители для комбайна Дон-1500 поставляются на ОАО "Россельмаш". На Красноярский комбайновый завод отправлена опытная партия гидрораспределителей для комбайна "Енисей".

Несмотря на финансовые трудности, все ведущие предприятия авиационной отрасли сохранили свой технологический потенциал и способность развиваться по основному профилю деятельности. В ближайшие годы потребуются скоординированные усилия руководителей предприятий и администрации области для максимального привлечения финансовых ресурсов в интересах социально-экономического развития области.