Сегодня в Москву возвратились участники молодежной антарктической экспедиции "Небесная Одиссея: Антарктика 2004". Как сообщил ИА REGNUM менеджер спецпроектов Международного авиационного центра Григорий Омельченко, данная экспедиция проводилась для отработки некоторых этапов более масштабного мероприятия, запланированного авиационным центром на конец текущего года - первого в истории трансконтинентального перелета "Москва - Южный полюс - Москва", а также для испытаний в условиях Антарктики снаряжения космонавтов и средств медконтроля по программе ЦПК им.Ю.А.Гагарина.

Перелет "Москва - Южный полюс - Москва" готовится в ознаменование 100-летнего юбилея Валерия Чкалова при поддержке администрации Президента РФ. Экспедиция "Небесная Одиссея: Антарктика 2004" стала четвертой для ее руководителя, президента Международного авиационного центра Александра Бегака, и первой - для трех других ее участников - Леонида Казинца, Валерия Трунова и Виктора Мироненко. Экспедиция полностью финансировалась из внебюджетных источников.

Экспедиция началась 12 февраля, когда самолет Ил-76ТД с участниками экспедиции, после 6-часового полета из Кейптауна (ЮАР), произвел посадку на ледовой взлетно-посадочной полосе (ВПП) российской научно-исследовательской станции "Новолазаревская". Одна из немногих в Антарктике, способных принимать самолеты такого класса, уникальная ВПП расположена в 14 километрах от станции, и в 120 км от побережья ледового континента, в районе оазиса Ширмахера (Земля Королевы Мод). Уже через несколько часов после прибытия в Антарктику Леонид Казинец, известный участием в уникальном прыжке на пик Ленина (высота 7100 м) в августе 2003 года, совершил свой первый парашютный прыжок в Антарктике с борта самолета Ан-2М. Прыжок стал первым в этом районе Антарктики. Он проходил в сложных метеоусловиях, близких к границе допусков для парашютных прыжков (скорость ветра достигала 15-17 м/сек), однако все прошло успешно.

В ходе прыжка проводился эксперимент по программе Отдела выживания Центра подготовки космонавтов (ЦПК) им. Ю.А.Гагарина. На теле парашютиста были укреплены датчики и оборудование системы дистанционного медицинского контроля (СДМК), позволяющее в реальном масштабе времени передавать информацию о важнейших функциональных показателях организма человека на наземный пункт контроля по радиоканалу - как в зоне прямой видимости, так и через спутник как минимум в течение 48 часов. В случае нештатной посадки или приземления спускаемого аппарата в незапланированном районе врачи смогут постоянно отслеживать состояние здоровья космонавтов. В ближайшем будущем такое же оборудование созданное российскими специалистами, будет использоваться экипажами Международной космической станции (МКС).

Помимо СДМК, по программе ЦПК впервые в условиях Антарктики были испытаны модифицированные теплозащитные костюмы из носимого аварийного запаса космонавтов "Гранат-6", которыми снабжены все российские космические корабли "Союз". В нем можно провести трое суток на 60-градусном морозе при минимальной подвижности. По регламенту испытаний, снаряжение космонавтов должно быть испытано во всех климатических зонах Земли.

В тот же день в небо ледового континента поднялся сверхлегкий летательный аппарат - двухместный мотопараплан. Аппарат пилотировал руководитель экспедиции, Александр Бегак, его пассажиром был Валерий Трунов. Мотопарапланы могут в будущем использоваться как недорогое и неприхотливое мобильное средство для научных исследований ледового континента, например, для поиска упавших метеоритов на снежно-ледовом покрове. Резко ухудшившиеся погодные условия (снежные заряды, ветер до 30 м/сек) не позволили выполнить последний из запланированных этапов программы - парашютные прыжки с мотопараплана. Так как прогноз указывал на еще большее ухудшение погоды в ближайшие дни, было принято решение не рисковать жизнью пилота и парашютиста и не проводить парашютные прыжки с мотопараплана в этот раз. Участники экспедиции не оставляют надежды совершить их в ходе программы будущего перелета и, таким образом, стать первыми в истории, кто сделает это в Антарктике. 13 февраля участники экспедиции вернулись на борту Ил-76ТД в Кейптаун.