9250,7 млн. рублей составил товарооборот в Хакасии в 2003

Абакан, 16 февраля 2004, 11:07 — REGNUM  Торговля, общественное питание и бытовое обслуживание населения относятся к социально-значимым отраслям экономики, основной задачей которых является обеспечение жителей республики товарами и услугами. О том, как выполняется эта задача, свидетельствует государственная статистика. В 2003 году продажа товаров населению составила 9 250,7 миллиона рублей, рост к уровню 2002 года - 9%, оборот в расчете на одного жителя - 16 195 рублей, в 2002 году - 13 471 руб. Оборот общественного питания в минувшем году достиг 525,8 миллиона рублей, прирост к уровню 2002 года - 47,4 миллиона рублей. Населению республики оказано бытовых услуг на 671,9 миллиона рублей, в расчете на одного жителя республики услуг приходится 1 177 рублей.

Наибольший удельный вес - более 80% - объемов розничного товарооборота, оборота общественного питания и бытовых услуг сосредоточен в Абакане, Саяногорске и Черногорске.

Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе правительства республики Хакасия, сегодня на потребительском рынке республики функционирует 2 589 предприятий торговли и 615 предприятий общественного питания, более 7 тысяч человек занимаются предпринимательской деятельностью. На начало 2003 года было зарегистрировано 989 предприятий и индивидуальных предпринимателей, занятых бытовым обслуживанием населения, рост к уровню 2002 года составил 36%.

Совокупный объём хозяйственной деятельности потребительской кооперации республики в 2003 году составил 163 миллионов рублей, прирост к уровню 2002 года - на 28,2 миллиона рублей. Через розничную торговую сеть и общественное питание продано пайщикам и сельскому населению товаров на 123,3 миллиона рублей, рост физической массы - на 20 миллионов рублей. На предприятиях общественного питания потребкооперации выработано и реализовано населению собственной продукции на 9,7 миллиона рублей, в том числе 109 тонн хлеба и хлебобулочных изделий, 63 тонны кондитерских изделий.

В сфере оказания бытовых услуг населению было задействовано 75 пунктов. Открыто три пункта помола зерна, оказываются услуги по сушке лекарственного технического сырья, действуют пункты ксерокопирования и телефонной связи. Востребованными оказались на селе услуги по обеспечению газом, изготовлению мебели, ремонт. В сельских магазинах, расположенных в отдалённых населенных пунктах, открыто 45 чайных столов.

Развитие торговой инфрастуктуры происходит за счет сокращения торговых киосков, но основной прирост дают абсолютно новые торговые точки. Руководители предприятий стремятся открыть торговые предприятия в спальных микрорайонах для более качественного обслуживания повседневных нужд населения. Обеспеченность населения торговой площадью в 2003 году на 1 тысячу жителей составила 238 кв.м., в то время как в 2002г. было 228 кв.м.

Свой достойный вклад в развитие розничной инфрастуктуры внесли оптовые продавцы. В этом ответственном деле особенно преуспели Торговый дом "Конли", фирма "Илона", ООО "Власта" и "ВСК". У них уже существуют свои торговые сети. Причем Торговый дом "Конли" предпочитает формировать сеть небольших квартальных магазинов. В торговую сеть компании "Власта" входят мелкие и крупные магазины, где работает несколько предпринимателей, торгующих разными группами товаров. "ВСК" идет по пути формирования сети супермаркетов в городах и районах республики.

Рынок непродовольственных товаров развивается по принципу специализации. Появляются специализированные магазины строительных и отделочных материалов, игрушек, обуви, меховой и кожаной одежды, тканей, мебели. Причем развитие организованной инфраструктуры ведет к сокращению торгового оборота вещевых рынков. Товарная масса с улиц перемещается на торговые площади стационарной розничной сети, создаются торговые центры, торговые дома и супермаркеты, представляющие широкий ассортимент товаров и значительно минимизирующие затраты времени потребителей на совершение покупок. Это подтверждает и статистика: оборот розничной торговли торгующих организаций составляет более 50%.

Для создания максимальных удобств покупателю при выборе товара растёт количество магазинов самообслуживания. Кроме того, в минувшем году ООО "ВСК" приступил к реализации нового проекта - в Абакане открылось три магазина с особой организацией торговли - дискаунтеры, позволяющие владельцу устанавливать на продукцию цены ниже, чем в обычных магазинах. Принцип работы дискаунтеров - возможность держать низкие цены при минимальных затратах на обустройство магазина и сервис. Эти по сути дела мини-оптовые магазины являются новым весьма перспективным направлением, получившим широкое распространение в других регионах.

Расширяется спектр дополнительных услуг, оказываемых населению предприятиями торговли. Оказалась востребованной услуга по доставке продуктов на дом по заказу, в магазинах открываются отделы по изготовлению полуфабрикатов, постоянным клиентам предоставляются скидки, организуются праздничные лотереи, в помещении магазинов организуются детские площадки. Стабилизация рынка и усиление конкуренции позволяют прогнозировать в недалёком будущем повышение качества всего коммерческого сервиса.

В минувшем году была продолжена работа по стабилизации рынка алкогольной продукции. Усилены меры государственного регулирования в вопросах упорядочения оборота алкогольной продукции, повышения её безопасности и качества, а также ужесточен контроль за поступлением средств в бюджеты всех уровней.

Для пресечения проникновения на потребительский рынок контрафактной алкогольной продукции сформирована региональная система качества. Ее ключевым звеном стало республиканское учреждение "Центр качества". В функции системы качества также входят лицензирование и аккредитация участников потребительского рынка алкогольной продукции.

В формировании инфраструктуры общественного питания прослеживается тенденция развития сети общедоступных предприятий, ориентированных на различные группы потребителей. Многие предприятия общественного питания оказывают услуги по изготовлению полуфабрикатов различной степени готовности, кулинарной продукции и кондитерских изделий. На рынке массового питания развивается сеть специализированных предприятий быстрого питания: закусочных, пельменных.

В республике активно развивается ресторанное дело. С целью обсуждения актуальных вопросов и новых перспектив развития общественного питания, сопричастного с индустрией развлечений и туризма проведен республиканский семинар-совещание "Развитие ресторанного бизнеса в инфраструктуре туризма, отдыха и развлечений".

Чрезвычайно важное значение имеет и организация питания детей, так как в значительной мере система школьного питания обуславливает уровень здоровья подрастающего поколения. Во всех образовательных учреждениях муниципальных образований Республики Хакасия организовано горячее питание учащихся. Питание школьников осуществляется как за счет бюджетных средств, предназначенных для многодетных и малообеспеченных семей, так и за счёт родительских средств. Охват горячим питанием составляет 54,3 процента. Для того чтобы работа по расширению контингента детей, пользующихся услугами школьных столовых, была более целенаправленной и эффективной, проведен конкурс профессионального мастерства поваров школьных и студенческих столовых на "Лучший школьный обед".

Для повышения профессионального мастерства специалистов, занятых в индустрии питания и сервиса, улучшения организации обслуживания населения проводился республиканский конкурс по кулинарии и сервису, в котором приняли участие предприятия общественного питания Абакана, Саяногорска, Черногорска, Алтайского, Ширинского и Аскизского районов.

С целью повышения профессионального мастерства специалистов бытового обслуживания населения прошел IV открытый фестиваль парикмахерского искусства "Волшебный локон", в котором приняли участие парикмахеры, визажисты и мастера по маникюру из городов и районов республики и юга Красноярского края. В рамках фестиваля стилисты фирмы "Велла" из Новосибирска и Красноярска провели семинар по новым направлениям парикмахерского мастерства.

В рамках совместного с Хакасским государственным университетом имени Н.Ф. Катанова проекта при участии Академии парикмахерского искусства "Сен-Луа-Юнион Академи" в январе 2003 года проводилась стажировка парикмахеров по новейшим европейским технологиям. В апреле прошел республиканский конкурс "Модельер года" с участием студентов и молодых специалистов швейной отрасли. А в августе в Черногорске состоялся турнир среди мастеров-парикмахеров "Непревзойденный мастер".

В октябре в Москве, на Чемпионате Восточной Европы по парикмахерскому искусству в номинации "Модный образ" из 52 участников весьма престижное - третье место заняла модельер-парикмахер из Абаканского салона "Креатив-студио" Евгения Евсегнеева.

На протяжении шести лет предприятия Хакасии принимают участие в одном из самых престижных федеральных конкурсов "100 лучших товаров России". В республиканском туре этого конкурса в 2003 году приняли участие 43 предприятия (в 2002 году их было 27), которые представили 78 наименований продукции. Товары и услуги 17 участников регионального конкурса отмечены дипломами 1 степени, они и презентовали свою лучшую продукцию в Москве. Девяти из них посчастливилось стать лауреатами федерального конкурса "100 лучших товаров России" с правом использования золотого логотипа программы, а три предприятия получили почетный знак "За достижения в области качества". Безусловно, не все предприятия могут презентовать свою продукцию на федеральном уровне, поэтому в целях поддержки местных товаропроизводителей, стимулирования работы по повышению качества и конкурентоспособности товаров и услуг, впервые в 2003 году проводился республиканский конкурс "Лучшие товары и услуги Республики Хакасия".

Достижение нового качественного уровня организации торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения возможно только при наличии и дальнейшей концентрации в этих отраслях высокообразованных, грамотных руководителей, специалистов, владеющих современными методами управления, необходимой экономической и коммерческой подготовкой. Для предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения обучение специалистов ведётся в 18 учебных заведениях республики, в том числе в двух вузах. В 2003 году выпуск студентов составил около 2,5 тысячи человек.

Для обеспечения государственного регулирования сферы потребительского рынка, защиты прав и законных интересов потребителей и государства при Правительстве Республики Хакасия действует Межведомственный координационный совет по проблемам потребительского рынка товаров и услуг. В развитии потребительского рынка республики следует отметить активную деятельность администраций Абакана, Саяногорска, Черногорска, Абазы, Аскизского, Бейского, Ширинского и Таштыпского районов.

В текущем году будет продолжена работа по совершенствованию нормативно-правовой базы торговли, упорядочению поставок и розничной продажи алкогольной продукции в рамках региональной системы качества. А также будет продолжена работа по оказанию методической и консультационной помощи органам регулирования потребительского рынка администраций городов и районов в формировании эффективной инфраструктуры для обеспечения населения подведомственных им территорий услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.