Евроструктуры и Карабах. Неоднозначные отзывы на предложения Вячеслава Трубникова. Новые инициативы и новые тревоги. Телемосты. В Нагорном Карабахе.

Евроструктуры и Карабах

Как сообщает агентство "А1+", министр обороны РА Серж Саркисян принял 6 февраля специального представителя председателя Парламентской ассамблеи (ПА) ОБСЕ по вопросу Нагорного Карабаха Горана Ленмаркера. На встрече обсуждались перспективы урегулирования карабахского противостояния, состоялся обмен мнениями относительно региональных и международных процессов.

Парламентская ассамблея ОБСЕ желает быть более осведомленной о ситуации на Южном Кавказе. Об этом на встрече с главой МИД Армении Варданом Осканяном заявил специальный представитель председателя ПА ОБСЕ по Нагорному Карабаху Горан Ленмаркер, одной из целей визита которого было ближайшее ознакомление с проблемами региона, в особенности, связанными с нагорно-карабахским конфликтом. Признав, что ПА ОБСЕ не заменяет и не повторяет деятельность Минской группы (МГ) ОБСЕ, непосредственно занимающейся урегулированием этого конфликта, стороны отметили, что Ассамблея может создать благоприятную атмосферу вокруг разрешения проблемы. Были рассмотрены также отношения Евросоюз-Южный Кавказ и перспективы европейской интеграции стран региона, что может положительно повлиять и на урегулирование существующих там конфликтов. (PanARMENIAN.Net)

Карабахская проблема будет разрешена тогда, когда Нагорный Карабах вновь станет рассматриваться как субъект конфликта, заявил вице-спикер парламента Армении Ваан Ованнисян на встрече с Гораном Ленмаркером. "Неприемлем подход, при котором под давлением Азербайджана и Турции Нагорный Карабах в последнее время рассматривается в качестве предмета конфликта, а не его стороны, а карабахский вопрос - как спор между Арменией и Азербайджаном", - отметил Ованнисян. Как сообщает "Де-Факто", Ованнисян, говоря о предыстории проблемы, заметил, что Нагорный Карабах, как и Азербайджан, воспользовался своим конституционным правом и стал независимым в период распада Советского Союза. "Как в 1918-1920 гг., так и после 1991 года НКР не был в составе Азербайджана. Карабах в составе Азербайджана - исключительно советская действительность", - подчеркнул Ованнисян. В беседе с журналистами Ленмаркер отметил, что основная цель его встреч с парламентариями в Баку и Ереване - "их частичное вовлечение в процесс карабахского урегулирования". "Европейский опыт свидетельствует, что удается достичь большей эффективности, когда вовлечены не только правительства и президенты, но и парламентарии", - сказал Ленмаркер.

"Нам удалось привлечь к участию во встречах представителей Нагорно-Карабахской Республики. Глава карабахского парламента Олег Есаян находился в Ереване, и мы, проконсультировавшись с президентом НКР Аркадием Гукасяном, организовали его встречу с представителем председателя ОБСЕ Гораном Ленмаркером не на какой-нибудь нейтральной территории, а в представительстве Карабаха", - сообщил газете "Аравот" вице-спикер парламента Армении Ваган Ованнисян.

В ходе одного из предстоящих визитов в регион карабахского противостояния специальный представитель председателя Парламентской ассамблеи (ПА) ОБСЕ по Нагорному Карабаху Горан Ленмаркер намерен посетить Степанакерт. Об этом шведский депутат заявил на состоявшейся в Ереване встрече со спикером парламента Нагорного Карабаха Олегом Есаяном. Г.Ленмаркер сообщил, что для повышения эффективности урегулирования конфликта ПА ОБСЕ считает целесообразным к этому процессу привлечь также парламенты конфликтующих сторон. В свою очередь Олег Есаян отметил, что без полноценного участия карабахской стороны в переговорном процессе окончательное решение конфликта будет невозможным. (PanARMENIAN.Net).

Докладчик Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Терри Дэвис намерен обязательно посетить Нагорный Карабах в ходе запланированного на последнюю неделю февраля визита в регион нагорно-карабахского конфликта. "Я охотно поеду в Нагорный Карабах, и подготовкой этой поездки занимается секретариат СЕ. Готовится визит в Армению, Азербайджан и Нагорный Карабах", - сказал Терри Дэвис, сообщает ИА "Де-Факто". Говоря о возможном содержании подготавливаемого им доклада, Терри Дэвис отметил, что в нем могут быть затронуты как территориальная целостность, так и право на самоопределение. "Это очень сложная проблема. И на данном этапе я не стану высказывать какие-либо комментарии по содержанию моего доклада, пока не посещу Карабах. Бессмысленно ожидать от судьи приговора до изучения фактов и доказательств. Не ждите от меня комментариев, пока я не выслушаю всех, в том числе и представителей Нагорного Карабаха. Я пока не сделал выводов и готов выслушать всех", - заявил Терри Дэвис. Он подчеркнул также, что и в случае избрания на пост генсека СЕ он будет наблюдать за развитием событий вокруг урегулирования нагорно-карабахского конфликта.

Обсуждение вопроса занятых азербайджанских территорий отдельно от других ключевых вопросов карабахского урегулирования противоречит интересам народа Нагорного Карабаха. Об этом заявил министр иностранных дел Нагорного Карабаха Ашот Гулян, комментируя агентству "Медиамакс" идею докладчика Европарламента по вопросам Южного Кавказа Пера Гартона о восстановлении железнодорожного сообщения между Арменией и Азербайджаном взамен возвращения ряда азербайджанских районов, контролируемых Нагорным Карабахом. А.Гулян отметил, что эти территории являются важной составной частью безопасности Нагорного Карабаха и его населения. ("Азат Арцах").

Неоднозначные отзывы на предложения Вячеслава Трубникова

Заместитель министра иностранных дел России Вячеслав Трубников выступает за расширение формата переговоров по урегулированию карабахского конфликта. "Разговор только с Арменией и Азербайджаном является неполным, поскольку любое решение карабахской проблемы должно быть приемлемо для армян и азербайджанцев Нагорного Карабаха". Как сообщает ИА "Де-Факто", Трубников предложил включить в переговорный процесс представителей властей Нагорного Карабаха, а также азербайджанских беженцев из Карабаха. Российский дипломат заявил также: "Нагорный Карабах - это отдельный вопрос, а оккупация азербайджанских земель армянами - другой".

На проблему Нагорного Карабаха надо посмотреть с каких-то оригинальных, новых позиций, не замыкаясь на том, к чему все давным-давно привыкли. Такого мнения придерживается первый замминистра иностранных дел России Вячеслав Трубников. По его словам, нынешний век - век нового взгляда на многие проблемы, которые 100 лет тому назад казались незыблемыми, поставил под сомнение старые подходы. В качестве примера В.Трубников привел случай с Восточным Тимором. "Вы знаете, что Восточный Тимор воевал за свою независимость и в конечном итоге все-таки стал независимым. И, между прочим, эта независимость международно признана", - сказал российский дипломат в интервью азербайджанским журналистам и РИА "Новости", приуроченном визиту президента Азербайджана Ильхама Алиева в Москву. (PanARMENIAN.Net)

На вопросы агентства "Де-Факто" ответил замминистра иностранных дел Армении Татул Маргарян.

Как бы Вы прокомментировали тот факт, что первый замминистра иностранных дел РФ Вячеслав Трубников в интервью от 6 февраля 2004 г. азербайджанским журналистам и РИА "Новости" проводит параллели между Восточным Тимором и Нагорным Карабахом?

Армения последовательно проводит политику, направленную на международное признание права народа Нагорного Карабаха на самоопределение. Уверен, что это самый верный путь к всеобъемлющему решению этой проблемы, установлению долгосрочного мира в регионе и созданию нормальных отношений между народами. В связи с упоминанием Восточного Тимора, должен сказать, что это поучительный пример признания и реализации права народов на самоопределение с целью урегулирования конфликта. Это не единственный пример: в современном мире стороны конфликтов и международное сообщество все больше и больше прибегает к применению права на самоопределение в той или иной форме для предотвращения или окончательного урегулирования существующих конфликтов. Только в течение последнего десятилетия этот вариант был избран для Восточного Тимора, Северной Ирландии, Квебека, Южного Судана, Сербии-Черногории, Пуэрто-Рико и других случаев. Нельзя не согласиться с господином Трубниковым в том, что обо всем этом прежде всего должны подумать армянский и азербайджанский народы. Одно упоминание вышеназванных событий подтверждает, что в современном цивилизованном мире признание со стороны Азербайджана права выбора народа Нагорного Карабаха ни в коем случае не должно быть интерпретировано в качестве ущерба национальному достоинству азербайджанцев. Более того - это самый верный путь к реальному развитию и процветанию двух народов.

Что Вы думаете о тезисе расширения формата переговоров, выдвинутом в вышеназванном интервью, с целью вовлечения в процесс "армян и азербайджанцев Нагорного Карабаха"?

Участие Нагорного Карабаха в переговорах в рамках Минской конференции ОБСЕ не является предметом обсуждения. Не новость, что сторонами конфликта считаются Азербайджан, Нагорный Карабах и Армения. Этот тезис закреплен в решениях от 24 марта 1992 г. встречи министров иностранных дел СБСЕ (до 1995 г. - Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, позже - ОБСЕ - прим. ИА REGNUM), Будапештского Саммита ОБСЕ 1994 г., а также - Комитета высокопоставленных должностных лиц ОБСЕ от 31 марта 1995 г. В переговорном процессе Нагорный Карабах фактически и юридически представлен своими избранными властями. Относительно же участия азербайджанской общины Нагорного Карабаха скажу, что возможно их вовлечение в рамках вопросов, непосредственно их касающихся.

Степанакерт мог бы согласиться на включение в состав своей делегации на переговорах всех уровней представителя азербайджанской общины Нагорного Карабаха, сказал политолог Левон Мелик-Шахназарян, по словам которого азербайджанцы на территории Нагорного Карабаха составляли без малого 20% от общей численности населения. "В свою очередь, в делегации Азербайджана должно найтись место для армянина, представляющего интересы сотен тысяч беженцев из этой страны", - отметил он. Политолог считает, что не следует воспринимать заявление Трубникова в штыки. "Интересы беженцев и вынужденно перемещенных лиц, как армянской, так и азербайджанской национальностей, должны быть защищены. Я думаю, что предлагаемый такой подход к процессу урегулирования конфликта способен помочь наладить пусть робкие, но все же предпосылки для взаимопонимания". ("Де-Факто").

Во время визита в Москву президент Азербайджана Ильхам Алиев, отвечая на вопросы журналистов, заявил, что он против предложения сопредседателя Минской группы ОБСЕ Вячеслава Трубникова о вовлечении Нагорного Карабаха в процесс переговоров по урегулированию карабахского конфликта. "Формат переговоров известен - Азербайджан и Армения. Вовлечение третьей стороны неприемлемо", - сказал он. ("А1+").

Лидер азербайджанской "Организации освобождения Карабаха" Акиф Наги назвал "абсурдным" предложение заместителя министра иностранных дел РФ Вячеслава Трубникова об участии азербайджанской и армянской общин Нагорного Карабаха в переговорах по урегулированию конфликта. Как сообщает бакинская газета "Зеркало", анализируя ответ властей Азербайджана на предложение В. Трубникова, А.Наги назвал его "пассивным, ярко отражающим их неподготовленность в решении карабахского вопроса".

Последнее заявление замминистра иностранных дел РФ Вячеслава Трубникова о расширении формата переговоров по урегулированию карабахского конфликта, который предполагает участие также и азербайджанцев в составе карабахской делегации на переговорах, является ничем иным, как шантажом. Об этом "Де-Факто" заявил сопредседатель армянской партии "Рамкавар-Азатакан" (Либерально-демократическая, ПРАА) Арутюн Аракелян. Касаясь участия представителей беженцев в переговорном процессе, Аракелян подчеркнул, что и в Армении есть беженцы из Азербайджана. "Азербайджанские беженцы могут принять участие в переговорах только в том случае, если там будут представители армянских беженцев из Сумгаита, Баку и Кировабада", - сказал он. Также он считает, что неправильно называть освобожденные территории вокруг Нагорного Карабаха, являющиеся поясом безопасности, "оккупированными территориями". Сопредседатель ПРАА также заявил, что в партии разрабатывается новая доктрина по урегулированию карабахского конфликта, которая в ближайшем будущем будет обнародована.

По словам политолога центра "Армат" Степана Григоряна, заявление замминистра иностранных дел РФ Вячеслава Трубникова еще раз показывает, что оппозиция правильно делает, когда критикует действующие власти Армении за политику в отношении Нагорного Карабаха. "Проводимая ими политика привела к тому, что уже на уровне замминистра иностранных дел РФ Армения выступает как агрессор. Недопустимо отделять вопрос урегулирования карабахского конфликта от других вопросов: освобождение территорий, возвращение беженцев, восстановление сообщения по железной дороге. Нельзя из общего контекста вырывать эти вопросы". Что касается расширения формата переговоров, то политолог напомнил, что до 1998 года тоже делались попытки навязать МГ ОБСЕ представителей азербайджанской общины Нагорного Карабаха. "В Карабахе подавляющее большинство населения составляют армяне, поэтому избранные власти НКР полномочны и легитимны. Безусловно, меньшинство тоже имеет право голоса, но представители азербайджанской общины Карабаха есть в делегации Азербайджана, так что их права не ущемлены", - подчеркнул Григорян.

"Я думаю, что со временем азербайджанская сторона вынуждена будет смириться с фактом существования Нагорно-Карабахской Республики как самоопределившегося и самостоятельного государства", - об этом заявил ИА REGNUM председатель постоянной комиссии Национального Собрания Нагорного Карабаха по внешним сношениям Ваграм Атанесян. "Признание независимости Нагорного Карабаха будет только содействовать обретению Азербайджаном имиджа государства, действительно заинтересованного в установлении стабильности и налаживании сотрудничества в регионе", - подчеркнул он. Комментируя заявление первого заместителя министра иностранных дел РФ Вячеслава Трубникова о целесообразности вовлечения "армянской и азербайджанской общин" Нагорного Карабаха в переговорный процесс, карабахский парламентарий отметил, что нельзя ставить на один уровень народ Нагорного Карабаха с его законно избранными властями и "азербайджанскую общину", которой фактически никогда не существовало. "Если речь о гражданах азербайджанской национальности, проживавших в Нагорном Карабахе, то власти республики готовы учесть их мнение, как и мнение представителей других национальностей - русских, греков, а также ныне проживающих в НК азербайджанцев, - отметил депутат. - Что касается мнения г-на Трубникова относительно целесообразности решения карабахской проблемы по сценарию Восточного Тимора, то это можно только приветствовать".

Новые инициативы и новые тревоги

Стороны нагорно-карабахского конфликта получили "некоторые предложения", заявила помощник госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Элизабет Джонс. По сообщению агентства "Медиамакс", об этом она заявила на брифинге в Вашингтоне, представляя подробности недавнего визита госсекретаря США Колина Пауэлла в Москву, в ходе которого обсуждалась и карабахская проблема. При этом Э.Джонс не раскрыла сути сделанных предложений. По ее словам, в ходе переговоров со своими коллегами в Москве глава внешнеполитического ведомства США обсудил "новые усилия Минской группы ОБСЕ, цель которых - укрепить переговорный процесс". Все три страны, председательствующие в Минской группе - США, Франция и Россия - желают, чтобы эта группа была "настолько активна, насколько это возможно", - сказала помощник госсекретаря. (ИА Day.az)

"Процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта на сегодняшний день находится на этапе неопределенности. Ильхам Алиев находит, что может свести на нет дипломатические уступки, сделанные его отцом в Ки-Весте, попытаться начать процесс урегулирования с нуля и завести его в совершенно иное русло", - заявил глава МИД Армении Вардан Осканян 9 февраля на встрече с участниками всеармянского молодежного слета. По словам министра, встреча президентов Армении и Азербайджана в Женеве давала повод надеяться, что в переговорный процесс будет внесена ясность, и будет получен ответ на крайне важный вопрос - готов ли Ильхам Алиев продолжать переговоры с точки, на которой они были прерваны. "Ответ не был получен. Наоборот, из Баку стали поступать сигналы о его неготовности идти таким путем. Каким именно путем намерен идти Ильхам Алиев, какие цели он ставит перед собой, нам это неизвестно, - отметил Осканян. Министр также отметил, что, судя по жестким заявлениям Ильхама Алиева, он отвергает даже мысль о том, что Карабах может не принадлежать Азербайджану. При этом глава МИД провел аналогию с политикой предыдущего президента, делавшего аналогичные заявления с целью укрепления своих позиций внутри страны. "Хочется верить, что Ильхам Алиев ведет ту же политику. Когда он сядет за стол переговоров, то осознает, что реальность последних 12 лет, а также исторические и правовые факты говорят сами за себя", - отметил глава МИД Армении. (ИА Day.az)

Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что не является сторонником компромиссов и поспешности в вопросе урегулирования карабахского конфликта. "Я - не сторонник компромиссов в этом вопросе", - сказал Алиев журналистам по возвращении из Москвы. Он подчеркнул, что на стороне Азербайджана - международное право и справедливость. "Времена меняются, и, если оценить это с точки зрения развития экономического потенциала страны, то и время работает на нас", - сказал Ильхам Алиев. "Считаю, что мы не должны допускать поспешности, надо подождать", - отметил президент Азербайджана, добавив, что сам он не торопится. Он выразил уверенность, что "по мере укрепления экономического потенциала страны и решения связанных с этим проблем Азербайджан добьется желаемого". "Мы хотим разрешения конфликта мирным путем", - заявил президент Алиев. В то же время он особо подчеркнул, что урегулирование возможно "только при условии восстановления территориальной целостности Азербайджана и вывода оккупирующих сил с захваченных земель". ("Кавказский узел").

Минская группа ОБСЕ, возможно, в ближайшее время представит новые предложения по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта, заявил по возвращении из России президент Азербайджана Ильхам Алиев, пишет бакинская "525-я газета". Отметив, что совершил официальные визиты в две страны-сопредседателя МГ ОБСЕ - Францию и Россию, И.Алиев сообщил о заинтересованности президентов этих стран в скорейшем урегулировании конфликта. "Я жду от ОБСЕ новых предложений. Говорить об этом пока несколько преждевременно, но предложения должны быть", - сказал он и добавил, что в докладе Европейского Союза уже прозвучали позитивные моменты, а в документах Совета Европы нашли отражение "устраивающие нас справедливые моменты". "Уверен, что на этой основе конфликт найдет свое урегулирование. Если вы полистаете российские газеты, то убедитесь в том, что на их страницах уже открыто говорится об армянской агрессии, в то время как несколько лет назад об этом ничего не говорилось. Это - наш дипломатический успех. Уверен, что на этой основе может возникнуть устраивающий нас вариант".

По словам сопредседателя Минской группы ОБСЕ Юрия Мерзлякова, сопредседатели против повторного обсуждения выдвигавшихся ранее предложений. Так, он назвал неприемлемыми для сторон переговоры о "пакетном варианте" урегулирования, на которых настаивает армянская сторона: "Мне кажется, нужно отказаться от "пакетного" и "поэтапного" вариантов в разрешении проблемы. Целесообразно найти точки соприкосновения относительно дневника переговоров. Что же до "пакетного варианта", но это предложение не новое - оно прозвучало в конце 1990-х годов, и стороны его обсудили". Ю.Мерзляков сказал, что он в курсе предложения Армении вернуться к "пакетному варианту" и что он считает неуместным искать в этих предложениях нечто новое: "Я знаю и о заявлении об этом министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна. Я уже высказал отношение к этому вопросу. Считаю, что пора отказаться от "пакетного" варианта". ("525-я газета").

Министр иностранных дел Азербайджана Вилайет Гулиев заявил, что заявления Юрия Мерзлякова открывают для Баку больший простор для маневра. Гулиев назвал позитивным фактом критическое отношение Ю.Мерзлякова к заявлениям министра иностранных дел Армении, расценив это как успех азербайджанской стороны. По его словам, на фоне подобных высказываний Баку должен расширять свою дипломатическую деятельность. ("525-я газета").

Советник президента Нагорного Карабаха Аркадия Гукасяна Манвел Саркисян в своем интервью степанакертской газете "Азат Арцах" заявил, что в последнее время возникли два неприятных для Нагорного Карабаха фактора. "С одной стороны НКР изолировалась от международных процессов, с другой - звучат неадекватные формулировки о карабахском конфликте. По словам Саркисяна, если в течение последних 10 лет урегулированием конфликта занималась ОБСЕ, чьи традиционные подходы были понятны армянскому истэблишменту, то сегодня ситуация изменилась. "Еще в прошлом году докладчиком СЕ Терри Дэвисом была озвучена мысль о возможности оценки деятельности Минской группы ОБСЕ. На дипломатическом языке это означает, что в Европе рождаются параллельные стремления урегулирования конфликта, которые в итоге могут стать доминирующими. Сегодня этот процесс приобретает уже достаточно выпуклые очертания - выдвигаются формулировки, в корне отличающиеся от принципов Минской группы". Нынешнюю позицию России по карабахскому вопросу советник президента охарактеризовал как "довольно сложную и трудно предсказуемую". "Не случайным было молчание российской делегации, когда в ПАСЕ обсуждалась проблема Карабаха", - сказал Саркисян, и добавил, что необходимо, чтобы "Нагорный Карабах установил со странами Европы новые связи".

Газета "Айкакан жаманак" выражает свою озабоченность "Московской декларацией", принятой в ходе встречи президентов России и Азербайджана. Как сообщает газета, в подписанной 6 февраля президентами РФ и АР Владимиром Путиным и Ильхамом Алиевым декларации в частности сказано: "РФ и Азербайджан предпримут все необходимые действия для урегулирования региональных конфликтов. Стороны придают большое значение установлению атмосферы доверия между странами кавказского региона, которое основано на суверенности, территориальной целостности и уважении к международно признанным границам. Исходя из вышеуказанного, стороны подтверждают свою готовность к скорейшему урегулированию существующих конфликтов с целью обеспечения безопасности и сотрудничества в регионе. Стороны подтверждают свое намерение о мирном урегулировании карабахского конфликта". Таким образом, пишет газета, в "Московской декларации" черным по белому указано, что член Минской группы ОБСЕ и стратегический партнер Армении Россия решение карабахской проблемы видит исключительно в рамках территориальной целостности и международно признанных границ Азербайджана.

"Урегулирование карабахской проблемы из рамок Минской группы ОБСЕ не было перенесено в Парламентскую Ассамблею Евросовета. Сопредседатели и сегодня занимаются урегулированием карабахского противостояния. Другой вопрос, что по этой проблеме в ближайшее время решений не ожидается, тем более после того заявления президента Азербайджана Ильхама Алиева, что ему некуда торопиться и предпочитает заниматься этим вопросом в спокойной обстановке", - сказал во время брифинга с журналистами в Конституционном суде РА министр обороны Армении Серж Саркисян. Министр считает, "что молодой президент Азербайджана принял правильное решение, и мы должны всячески его поддерживать в этом вопросе". ("Азг").

Обратившись к вопросу влияния нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан на экономику Азербайджана, укрепление мощи армии, Серж Саркисян отметил, что иметь богатых соседей - это не страшно, другое дело, когда их средства направляются на военные цели. Министр обороны не думает, что Азербайджан направит эти средства на усовершенствование армии. Серж Саркисян сказал, что в 2003 вооруженные силы РА усилили свои военно-технические и материальные средства. А также сохранили высокий уровень боевой подготовки. ("А1+").

"Время для урегулирования карабахской проблемы в значительной мере утеряно. Даже если исправить ситуацию, потери для армянской стороны все равно неизбежны", - об этом на пресс-конференции, организованной общественной инициативой "В защиту освобожденных территорий", заявил член совета этой организации генерал Эдуард Симонянц (бывший министр национальной безопасности РА). По его словам, несмотря на то, что сегодня власти Армении пытаются принизить значение принятых Советом Европы в карабахском вопросе резолюций, тем не менее, объективно эти резолюции отражают катастрофический для Армении стиль решения этой проблемы. Генерал отметил, что любой документ, принятый на международном уровне, имеет долгую жизнь и в любой момент может быть использован. Он выразил свою озабоченность апатией и бездействием как политических сил, так и общества в целом в карабахском вопросе. Генерал подверг резкой критике внешнеполитический курс Армении, назвав его провальным, и призвал уйти в отставку всех тех, кто отвечает за курс внешней политики. ("Кавказский узел").

Телемосты

Гостем армянских журналистов в ходе телемоста Ереван-Баку, организованного Ереванским и Бакинским пресс-клубами, а также телекомпанией "Мир" был председатель Азербайджанского центра экономических и политических исследований и Фонда развития предпринимательства в Азербайджане Сабит Багиров, пишет газета "Азг". По его мнению, в ситуации, созданной в результате карабахской войны, когда отсутствуют и экономические, и межгосударственные связи между Ереваном и Баку, страдают не только Армения и Азербайджан, но и Грузия и остальные страны региона. По словам Багирова, восстановление экономических связей между Арменией и Азербайджаном возможно только после урегулирования карабахского конфликта, в результате которого "исключается становление Карабаха независимым государством или частью Армении". На вопрос "В 1997 году первый президент Армении Левон Тер-Петросян написал статью "Война или мир? Время призадуматься", в которой он ясно говорил о том, что главным для Армении является мир. Найдутся ли в Азербайджане политические и государственные деятели, считающие доминантом установление мира между армянами и азербайджанцами?" Сабит Багиров ответил: "Да, есть. И в первую очередь это правительство Азербайджана, которое периодически говорит о мире. Есть такие настроения и в нашем обществе". Экономист отметил, что между гражданами Армении и Азербайджана осуществляется торговля на рынках Грузии, однако товарооборот там незначительный. Он выразил сомнение в достоверности публикуемых в армянских и азербайджанских СМИ сведениях о том, что этот товарооборот достигает 50 миллионов долларов. Багиров также считает несостоятельными публикующиеся в азербайджанской прессе утверждения о тяжелом состоянии экономики Армении. "Я всегда говорил, что в Азербайджане создается неверное представление об Армении. Знаю, что в прошлом году рост ВВП составил 12%, развиваются промышленные отрасли Армении. Азербайджанцы имеют право знать, что на самом деле в Армении происходит". ("Азг").

Бакинская газета "Зеркало" освещала телемост Баку-Ереван, в котором гостем азербайджанских журналистов был заместитель министра иностранных дел Армении Рубен Шугарян.

Как вы считаете, существуют ли сегодня условия для продолжения переговорного процесса по Нагорному Карабаху?

Я думаю, ситуация созрела. Наши страны стоят перед серьезными решениями, перед дорогой в общий дом - Европейский дом, и это диктует определенные правила игры. Карабахскому конфликту уже много лет. За эти годы сторонами много наработано. Мы достигли того, что в 1994 году было подписано соглашение о прекращении огня, которое соблюдается даже без вмешательства международных наблюдателей. Это говорит о том, что стороны психологически готовы к мирному решению конфликта. Я считаю, что сегодня наши интересы более близки, чем ранее. Армения и Азербайджан стали членами Совета Европы, находятся в ОБСЕ, мы начинаем думать о вступлении в новые европейские структуры. Если раньше Азербайджан и Армения решали только проблему Нагорного Карабаха, то сегодня вопрос стоит гораздо шире. Карабахский вопрос остается важнейшим, но является лишь частью общего контекста Южного Кавказа и будущего этого региона.

По каналам российских информационных агентств прошло заявление министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна, который сообщил, что в настоящее время переговорный процесс приостановлен. По его словам, ему непонятно, чего желает Азербайджан. Не говорит ли это о том, что в ходе встреч в Женеве Роберт Кочарян (президент Армении - прим. ИА REGNUM) не понял Ильхама Алиева? Не означает ли это, что переговоры надо начать с "чистого листа"?

Да, такое заявление было. Но то, что говорил Вардан Осканян, относится к тому, что последние полтора года переговорный процесс был прерван. Пока выхода из прошлого, из той инерции, которая существовала, не очень видно. "Чистого листа", о котором вы говорите, в политике не существует. Прошедшие годы, переговоры президентов Азербайджана и Армении, консультации в рамках МГ ОБСЕ заложили тот фундамент, на котором должна строиться пирамида решения конфликта. Женевская встреча важна с точки зрения определения преемственности в политике Азербайджана. Нас несколько обеспокоили изменения, произошедшие в позиции Азербайджана после января. Были выступления с вашей стороны довольно радикального плана. В вашей риторике появились нотки, которые носят агрессивный характер. Хотя, нам кажется, в таких случаях мы имеем дело с некоторой "артподготовкой" к переговорному процессу. Такие заявления естественны, они могут делаться и там, и здесь. Главное заключается в том, что руководства Азербайджана, Армении и Нагорного Карабаха считают необходимым возвратиться к переговорному процессу на основании тех принципов, которые были заложены в Париже и Ки- Весте.

По словам Вардана Осканяна, в Ки-Вэсте было достигнуто соглашение относительно урегулирования нагорно-карабахского конфликта, однако покойный Гейдар Алиев (экс-президент Азербайджана - прим. ИА REGNUM) якобы отказался от достигнутых договоренностей. Азербайджанское руководство отрицает наличие каких-либо договоренностей в Ки-Вэсте и называет это "провокацией". Есть у вас какие-либо факты, подтверждающие достижение договоренностей? Правда ли то, что Вардан Осканян говорил о своей готовности подарить Вилаяту Гулиеву копии соглашений?

Если я скажу, что у нас есть документальные свидетельства, вы это назовете провокацией "номер два". Поэтому отвечать на ваш вопрос в этом плане не буду. Выскажу свое мнение по этому поводу. Я уже говорил, что нельзя начинать с "чистого листа". Состоялось более 20 встреч между президентами Азербайджана и Армении. В Ки-Вэсте и Париже мы были очень близки к разрешению конфликта. Господину Гейдару Алиеву в какой-то момент, вероятно, было трудно, так сказать, представить тот план решения своему окружению. Это неудивительно. И в армянском обществе часто болезненно относились к обсуждению каких-то элементов будущих соглашений. Следует знать, что любое решение будет вызывать негатив. Что касается высказываний Вардана Осканяна, то могу сказать - в приватных беседах, в дипломатических кругах и т.д. такие выражения часто употребляются. Однако я не стал бы говорить, что он употребил именно эти слова. Здесь есть элемент эмоциональной окрашенности со стороны прессы, есть элемент некорректной подачи фактов. Вы требуете, чтобы я подтвердил наличие документальных доказательств, что Гейдар Алиевич соглашался на предложения по Нагорному Карабаху. Я не могу дать однозначного ответа. ("Зеркало").

В Нагорном Карабахе

Президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян принял прибывшую в Степанакерт с трехдневным ознакомительным визитом делегацию консорциума независимых неправительственных организаций Великобритании и США под руководством директора Лондонской информационной сети по конфликтам и государственному строительству (ЛИНКС) Стефана Нэша. Президент Нагорного Карабаха ознакомил гостей с позицией официального Степанакерта по основным принципам разрешения проблемы Нагорного Карабаха. Он, в частности, отметил, что нынешняя ситуация, при которой отсутствуют какие-либо контакты между Азербайджаном и Нагорным Карабахом, никак не способствует урегулированию конфликта. По его словам, усилия азербайджанского руководства направлены не на решение проблемы, а на представление Армении в глазах международного сообщества в качестве якобы страны-агрессора и недопущение к переговорам карабахской стороны. Тем самым, подчеркнул президент Нагорного Карабаха, Азербайджан пытается выиграть время для решения в будущем проблемы силовым путем. Аркадий Гукасян выразил сожаление, что такому отношению бакинских властей к проблеме урегулирования во многом содействуют также международные организации. Обсуждение в этих организациях карабахской проблемы без участия представителей самого Нагорного Карабаха, по утверждению президента Нагорного Карабаха, не способствуют наведению мостов доверия, а значит, и достижению желаемых результатов. "Армения является гарантом безопасности народа Нагорного Карабаха, но она не уполномочена решать его судьбу", - заявил президент Нагорного Карабаха. ("Де-Факто").

Председатель Национального Собрания Нагорного Карабаха Олег Есаян принял делегацию неправительственных организаций Великобритании и США во главе с директором Лондонской информационной сети по конфликтам и государственному строительству (ЛИНКС) Стефаном Нэшем. Рассказав по просьбе гостей о деятельности Национального Собрания Нагорного Карабаха, спикер отметил: "Мы знаем, что удостоимся внимания международного сообщества тогда, когда в нашей стране построим демократическое общество. Мы знаем также, что эта цель пока не достигнута, однако нами пройден достаточно долгий путь для того, чтобы иметь право показать миру наши достижения. Причем в этом плане мы не отстаем от Азербайджана, более того, по ряду аспектов обошли его". Касаясь нагорно-карабахской проблемы, гости поинтересовались позицией официального Степанакерта в процессе урегулирования. Есаян отметил, что Нагорный Карабах однозначно выступает за мирное урегулирование конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ. В то же время он обратил внимание собеседников на то обстоятельство, что "без полноценного и полноправного участия карабахской стороны в переговорах достижение окончательного и приемлемого решения проблемы невозможно". (ИА REGNUM).

Делегацию неправительственных организаций Великобритании и США принял министр иностранных дел Нагорного Карабаха Ашот Гулян. По просьбе гостей Ашот Гулян рассказал об общем состоянии Нагорного Карабаха в контексте происходящих в регионе политических процессов. В ходе беседы особое внимание было уделено процессу урегулирования карабахского конфликта. Представляя позицию властей Нагорного Карабаха, министр подчеркнул необходимость возобновления переговоров под эгидой МГ ОБСЕ с обязательным участием карабахской стороны, а также готовность Нагорного Карабаха содействовать установлению атмосферы доверия и обсуждать любое предложение по всеобъемлющему решению проблемы. Руководитель делегации Стефан Нэш отметил, что ЛИНКС готов содействовать активизации переговоров по политическому урегулированию конфликта. Гости с пониманием восприняли необходимость участия представителей Нагорного Карабаха в переговорах, а также выразили готовность содействовать в развитии диалога между народами, вовлеченными в конфликт. ("Де-Факто").

Как сообщает ИА REGNUM, 12 февраля состоялась встреча членов делегации неправительственных организаций Великобритании и США с представителями СМИ республики. Стефан Нэш рассказал о деятельности организации и целях визита делегации в Нагорный Карабах, отметив, что намеченный к реализации в Нагорном Карабахе проект призван, в частности, содействовать улучшению общей атмосферы в регионе. Это, по его мнению, поможет достичь определенных политических решений. "Все стороны конфликта, в том числе Нагорный Карабах, в равной мере должны вовлекаться в процесс разрешения проблемы, - сказал Стефан Нэш, отвечая на вопросы журналистов. - От неурегулированности конфликтов никто не выигрывает, и я надеюсь, что наши контакты помогут найти решение". Гости выразили готовность по мере возможности содействовать продвижению переговоров по урегулированию конфликта под эгидой Минской группы ОБСЕ. Гости посетили также город Шуши, где встретились с проживающими там беженцами из Азербайджана, ознакомились с волнующими их проблемами. Они побывали также в старинном монастыре Гандзасар, расположенном в Мартакертском районе Карабаха.

11 февраля состоялось первое пленарное заседание восьмой сессии Национального Собрания (НС) Нагорного Карабаха 3-го созыва, которое вел председатель НС Олег Есаян. Депутаты утвердили программу законодательной деятельности сессии, содержащую 26 законопроектов. На заседании был обсужден и принят ряд законопроектов о внесении изменений и дополнений в законы "О применении в НКР Гражданского кодекса РА от 1998 г.", "О декларировании имущества и доходов руководящих работников органов власти НКР". Согласно внесенному в закон "О приватизации государственного и общественного жилищного фондов НКР" изменению срок данного процесса был продлен до 31 декабря 2005 г. ("Де-Факто").

Как сообщает газета "Азат Арцах", члены Национального Собрания Нагорного Карабаха положительно оценили деятельность созданной в прошлом году Контрольной палаты. За год были проведены проверки деятельности 2 министерств, 2 районных администраций и степанакертской мэрии, а также аудит процесса приватизации государственного имущества и т.д. По словам председателя Контрольной палаты Аркадия Согомоняна, был выявлен ряд нарушений закона, соответствующие рекомендации представлены в заключении Палаты. Как отметил спикер парламента Олег Есаян, результаты проверок Контрольной палаты находятся в секретариате парламента и открыты для общественности.

10 февраля состоялось расширенное заседание коллегии прокуратуры Нагорного Карабаха, на котором были подведены итоги деятельности системы за 2003 год. Было отмечено, что по сравнению с предыдущим годом криминогенная обстановка в республике улучшилась. Однако на фоне уменьшения общего числа преступлений на 29 случаев увеличилось количество тяжких преступлений. Раскрываемость преступлений составила 93,5%. Число несовершеннолетних преступников уменьшилось более чем в два раза. На коллегии было также констатировано, что ряд совершенных в столице Нагорного Карабаха г. Степанакерте и районах краж государственного и личного имущества остался нераскрытым. ("Де-Факто").

Депутат карабахского парламента Эдуард Агабекян выступил в Национальном собрании с заявлением, в котором от имени инициативной группы объявил о начале формирования политического движения "Движение-88". В заявлении, в частности, говорится, что Карабахское движение являло собой протест не только против принятого в 20-х годах прошлого века несправедливого по отношению к армянскому народу решения, но и против бюрократии и произвола, несправедливости и беззакония. Через 16 лет после начала движения эти проблемы продолжают оставаться актуальными. Поспешная приватизация земли и государственного имущества, дикий либерализм в экономике, произвол, коррупция и протежирование, ошибочная кадровая политика, воинствующая посредственность, бюрократизм привели к резкой поляризации общества и ослаблению иммунитета народа. Инициаторы движения считают, что нельзя списывать все эти проблемы на поствоенный синдром. Принимая за основу итоги референдума 1991 года и будучи приверженными идеям построения независимого социального правового государства, члены инициативной группы в ближайшем будущем намерены представить общественности свои программные положения. ("Кавказский узел").