Телемост Ереван-Баку, организованный Ереванским и Бакинским пресс-клубами при содействии межгосударственной телерадиокомпании "Мир", предоставил возможность армянским журналистам задать свои вопросы руководителю отдела по зарубежным связям Аппарата президента Азербайджана Новрузу Мамедову

Второй армянский телеканал: В последний период Азербайджан и Армению посетили многие представители европейских структур, которые, в числе прочих, призывали армянскую сторону повременить с предложениями по карабахскому конфликту. Все без исключения европейцы объясняли это слабыми позициями президента Ильхама Алиева и его неспособность пойти на кардинальные шаги. Насколько эти оценки соответствуют действительности?

Я пристально слежу за публикациями армянских СМИ и хорошо знаком со сформированным ими в армянском обществе мнением о том, что якобы позиция Ильхама Алиева не настолько сильна, чтобы вести переговоры. Такой подход абсолютно неверен и не соответствует действительности. Ни один представитель европейской общественности об этом говорить не мог. Дело в том, что нынешняя позиция руководителя Азербайджана не слишком лицеприятна армянской стороне. Заключается она в том, что урегулирование может быть только в рамках норм международного права и территориальной целостности Азербайджана.

Второй армянский телеканал: Я прошу прощения, но последний, кто заявил об этом, был спецпредставитель ЕС на Южном Кавказе Хейки Талвитие - это зафиксировано.

Понимаете, Хейки Талвитие только начал знакомиться с ситуацией на Кавказе и с урегулированием нагорно-карабахского конфликта, в частности. Но мнение одного человека еще ничего не значит...

Газета "Азг": г-н Мамедов, накануне визита Ильхама Алиева в Москву, первый заместитель министра ИД РФ Вячеслав Трубников сослался на Восточный Тимор, как на образцовый пример урегулирования карабахского конфликта. Как Вы оцениваете визит Ильхама Алиева в Москву в контексте урегулирования нагорно-карабахского конфликта, и какой резонанс возымело заявления Трубникова?

Во-первых, хочу напомнить заявление Трубникова, сделанное им в декабре в Баку в ходе визита сопредседателей МГ ОБСЕ. Тогда Трубников заявил, что азербайджанские территории оккупированы армянскими вооруженными силами. Думаю, это правильный подход. Второе, я не представляю какой политолог, эксперт или специалист может сравнить Восточный Тимор с Нагорным Карабахом. Восточный Тимор - это народ, который хочет самоопределиться, но армянский народ уже самоопределился. По вашей теории выходит, что армяне должны самоопределиться везде, где живут - начиная с Южной Америки, США, Франции, Сирии, Ливане, даже в Австралии. Во всех этих странах живут тысячи армян. Такое сравнение мне кажется смешным.

Газета "Азг": Вы не ответили на мой вопрос. Как вы расцениваете визит Ильхама Алиева в Москву в контексте урегулирования нагорно-карабахского конфликта?

В контексте карабахского урегулирования Армения и Азербайджан для России стоят на разных чашах весов. После визита Ильхама Алиева наша чаша стала тяжелее, чем ваша.

Общественное телевидение Армении: Вы заявили, что карабахский вопрос должен быть решен в рамках международного права. Мы уже зафиксировали, что международное право допускает самоопределение, как в случае с Восточным Тимором. Вы также заявляете, что недопустимо второе самоопределение армянства, то есть создание второго армянского государства. Однако существует государство Турция и государство Азербайджан - это квалифицируется как один народ - два государства, а также самоопределившееся государство Северного Кипра - что Вы скажете на этот счет?

Это совсем иной вопрос. Народ Восточного Тимора не самоопределился где-то в Индонезии или Малайзии, а армянский народ уже самоопределился. Второе, я уже сказал, что само понятие самоопределения международным правом допускается. Но пусть оно происходит в рамках территориальной целостности Азербайджана. Пусть армянский народ Нагорного Карабаха получает самоопределение в рамках территориальной целостности Азербайджана. На этом мы и стоим.

REGNUM: Накануне глава МИД Азербайджана заявил, что Ильхам Алиев имеет полное право начать переговорный процесс с нуля, поскольку никаких документов подписано не было. Если сценарий "старт с нуля" все-таки будет принят за основание, то можно ли констатировать, что весь пройденный переговорный процесс был начистую проигран Азербайджаном, а вклад покойного Гейдара Алиева в процесс урегулирования будет приравнен к нулю?

Вы все ставите вверх ногами. Дело в том, что глава МИД Азербайджана действительно сказал это. Если бы в переговорном процессе были достигнуты хоть какие-то сдвиги, мы конечно же могли их продолжить. Если до этого велись переговоры, и из-за неконструктивной позиции армянской стороны и ее больших амбиций никакого успеха не достигнуто, то что же продолжать. Часто очень ссылаются на какие-то принципы в Париже и Ки-Уэсте - это стало модно в армянских кругах. Но я вас уверяю: все что было заявлено министром ИД Армении не имеет никакого основания, никаких документов нет, и как он об этом говорит я не понимаю.

Телекомпания "Кентрон" ("Центр"): Вы являетесь ветераном азербайджано-французских отношений. На каком уровне находятся эти отношения, учитывая традиционную проармянскую ориентацию французов?

Я являюсь одновременно ветераном и рыцарем азербайджано-французских отношений. Эти отношения находятся на очень высоком уровне, вы что предполагаете, что если Франция дружит с Арменией, то больше ни с кем она дружить не будет? Дело в том, что мы искренне стремимся к дружбе с народом Франции. Мы стараемся также дружить с народом Армении. После распада СССР, все думали, что три республики Южного Кавказа будут вместе развиваться и интегрироваться в европейские структуры, но территориальные амбиции Армении, которые сегодня стали анахронизмом, не дали возможности сделать это. Тем не менее, мы считаем, что правда восторжествует, и мы будем жить в дружбе. Другого выхода нет.

Газета "Аравот": После возвращения из Москвы, Ильхам Алиев заявил, что с разрешением карабахского конфликта стоит повременить, занявшись тем временем укреплением экономики, что намерен сделать Азербайджан, став экономически могучей страной?

Если мы видим, что сегодня найти возможный вариант урегулирования конфликта очень трудно, то что нам остается делать. Мы понимаем, что между нашими странами есть конкуренция не только в политическом, но и экономическом плане. Здесь мы намного опережаем Армению. Наши ресурсы, наши возможности ни в какое сравнение с Арменией не идут, Армения находится в тупиковом положении. В этом плане время работает на нас. Если мы будем очень развитыми, то это привлечет вас, потому что армяне любят жить в тех странах, где хорошо.

Агентство "Ноян Тапан": Известно, что ни одно политическое решение не проходит без поддержки общества. Возможно ли политическое решение карабахского конфликта, которое содержит компромиссы, если в азербайджанском обществе культивируется образ армянина врага, что заметно по публикациям в прессе. Не сыграет ли это против самого Баку, желающего вернуть Нагорный Карабах в состав Азербайджана, и не получится ли столкновения?

Очень актуальный вопрос. Мы хорошо знаем историю и вернувшись назад лет на 100 или 200 мы поймем, что такие процессы уже бывали. Несмотря на это, мы все-таки жили рядом и жили хорошо. Я соседствовал в коммунальной квартире с тремя армянскими семьями, и жили мы душа в душу. Все испортилось в 1988 году. Они плакали, вынужденные уехать из Баку. В этом плане у нас короткая память, мы можем все забыть и жить также мирно. Проблем не было, пока сепаратистские круги не создали такую ситуацию.

Газета "Республика Армения": Что мешает Азербайджану подняться выше своих амбиций и приступить к налаживанию экономических связей с Арменией? Тем более, что за последние 10 лет два наших народа успели накопить большой опыт экономического сотрудничества на неофициальном уровне.

Каких успехов достигли наши народы на неофициальном уровне, я не знаю. Вы наверное лучше осведомлены. Ясное дело, что если армяне и азербайджанцы занимаются в Москве совместным бизнесом, то они стоят выше тех, кто сидит в Нагорном Карабахе и думает о том, чтобы хоть какая-нибудь страна признала их. В этом плане у нас амбиций нет. Что тут поделаешь, если армянские руководители стали заложниками своих авантюристских амбиций и идей. Вот что мешает.

Общественное телевидение Армении: Г-н Мамедов, Вы заявили, что армяне любят жить там, где хорошо. Но они живут и на территории Нагорного Карабаха - на своих исконных землях, где социальные условия трудно назвать хорошими. Но вопрос в другом. Как Вы оцениваете захват острова Кипр турецкой стороной и оккупация Азербайджаном летом 1992 года?

Я не согласен с вашим утверждением о том, что армяне хотят жить в Нагорном Карабахе. Сегодня не только в Нагорном Карабахе, в самой Армении осталось мало армян. Совсем недавно я прочитал статистический прогноз ООН, что в последующие пять лет население Армении уменьшится еще на 50%. Сегодня уже в Армении осталось менее двух миллионов армян. А где они? Каждые 30 лет вы чертите карту Великой Армении - что это за наука? Сотни городов на территории Южного Кавказа, Ирана, Турции и Сирии вносятся в эту карту. Понимаете это лженаука. Берите пример с Европы - сколько там было войн, и как они сейчас живут. Вы не смогли сделать выводы, потому что мыслете категориями 19 века - надо захватывать чужой страны. Вы ведь не признаете, что кроме Нагорного Карабаха заняли еще семь районов Азербайджана. Где же ваша цивилизованность - не могу понять.

Агентство "Ноян Тапан": Как известно Азербайджан не впустил армянских офицеров на свою территорию для участия в мероприятии в рамках НАТО. Как вы считаете, настолько ли заинтересован Запад в Азербайджане, чтобы Баку продолжал вести такую жесткую политику или все-таки пора смягчить позицию?

Мы думаем, что это сами армянские круги придумали такой вариант, чтобы не попасть в Азербайджан, а потом обвинить нас. Необходимо к таким мероприятиям готовится заранее, а не в последний день обратиться за визой, потом ехать в Турцию, а потом стараться решить вопрос. Необходимо уважать законы соседней страны и заранее все предусмотреть. Дальше посмотрим впускать или нет. Еще поймите, народ считает, что представителей захватнической страны впускать не надо. Может быть нам это не делает чести, но впускать захватчиков тоже нелегко. Мы вас понимаем, вы хотите наладить контакты с нами, чтобы потом говорить мировой общественности, что между нами нет проблем.

Газета "Аравот": В начале беседы Вы сказали, что не располагаете никакими фактами подтверждающими договоренности между Гейдаром Алиевым и Робертом Кочаряном. Как вы поступите, если все-таки Вам предоставят такие факты?

Если бы я не был уверен, что их нету, я бы об этом не говорил. Я сам был участником визита в Ки-Уэст. Наши делегации встречались там только для того, чтобы приветствовать Госсекретаря США Коллина Пауэла. Потом уже наши делегации не разу не встречались. Во вторых там кое-кто считал, что может навязать нам какую-ту идею, мы это сразу отвергли. Никакой договоренности ни в Ки-Уэсте ни в Париже не было. Никто не может представить документов. Даю честное слово.

Второй армянский телеканал: А как быть с тем, что год назад президент Франции Жак Ширак сам подтвердил, что при нем армянская и азербайджанская стороны достигли договоренности.

Одно дело, когда ведутся какие-то переговоры, а другое, когда вы постоянно используете термин принципы. Это совсем другое понятие, чем переговоры по какому-то спорному вопросу. Можно предположить, что у Гейдара Алиева и Кочаряна были какие-то позиции, но нельзя же обманывать международное сообщество, говоря что есть какие-то принципы. Стороны ни к чему не пришли, ни о чем не договорились, ничего не подписали. Все что говориться - просто слова.

REGNUM: Никто не спорит, что в результате боевых действий появились беженцы - как с армянской, так и с азербайджанской стороны. Что мешает Баку, времени благо прошло достаточно, решить социальные проблемы этих людей, учитывая достижения в области экономики, о которых вы говорите. Бытует мнение, что Азербайджан искусственно замораживает проблему беженцев, держит их в резервациях, чтобы иметь козырь для предъявления мировой общественности.

Выкиньте все это из головы. Самая главная причина, мы уверены, что вернем их на свои места.

Ереванский пресс-клуб: Многие как в Азербайджане, так и в Армении считают, что при нынешних условиях взаимной вражды, достичь какого-то урегулирования карабахского конфликта невозможно. Не считаете ли Вы, что необходимо хотя бы ограничить пропаганду взаимной ненависти?

Если искренне желать урегулирования конфликта, то с этого стоит и начать. Но в этом надо быть честными и преданными достигнутым договоренностям. Но я внимательно слежу за прессой и говорю, что такая борьба начата и продолжается именно с армянской стороны.

Агентство "Ноян Тапан": Азербайджан неоднократно заявлял по пути демократизации. Как это соотнести с тем, что правозащитные организации Азербайджана, представители которых посещают Армению и Нагорный Карабах подвергаются затем гонениям?

Вы не указали о ком вы говорите, из публикации же армянских СМИ видно, что в Армении не только неправительственные организации, но даже целые партии часто преследуются. На самом деле у нас ни одному представителю неправительственной организации ничего плохого не скажут. В противном случае, у нас будет революция.

Газета "Азг": Transparency International ежегодно публикуя отчет по коррупции, указывает Азербайджан в числе наиболее коррумпированных стран. Хуже Азербайджана на Южном Кавказе по данному показателю находится только Грузия. Чем это объяснить?

Не думаю, что в Армении с этим дело обстоит лучше. А организацию, которую вы назвали Transparency International - не хочу говорить какие люди в ней работают.

Ереванский пресс-клуб: Вы нарисовали достаточно радужную картину современного Азербайджана, а как быть с проблемой политзаключенных, нет ли здесь противоречий?

Совет Европы считает, что в стране есть политзаключенные, если об этом говорят общественные организации. В Азербайджане есть общественные организации называющие политзаключенным вора и рецидивиста. Реально политзаключенных нет.

Газета "Аравот": Когда по вашим прогнозам будет разрешен карабахский конфликт и что если он затянется еще на 100-150 лет?

Я не пророк, я не могу сказать это. Лучше вы бы ответили, или ваши руководители. Зачем вообще нужен был этот конфликт. Разве вам нужна земля - она вам не нужна. Необходимо как следует проанализировать политические процессы. Будущее Запада и Европы - куда они идут и как развиваются. Если мы сможем сделать полезные выводы, то мы быстро решим конфликт, а если мы будем исходить из позиции захвата чужой земли, то это будет длиться долго.

REGNUM: Вы указали на возможность автономии Нагорного Карабаха в составе Азербайджана. Насколько в этом вопросе важно мнение самих жителей НКР. Как вы планируете представить Ваш план новому поколению карабахцев, не представляющих свою страну в составе Азербайджана. Не приведет ли это к фактическому возобновлению войны?

Война уже позади и мы не хотим, чтобы она возобновилась. Мы должны извлечь урок из опыта цивилизованных стран. В Европе были такие ситуации и там есть автономии на самом высоком уровне. Наш президент всегда предлагал самый высокий уровень автономии в составе Азербайджана. Если родители будут благонамеренны, то их дети не окажутся в тупиковой ситуации, они воспримут все так, как есть. Автономия даст народу Нагорного Карабаха возможность жить и развиваться в нормальных условиях.

Агентство "Ноян Тапан": Не приведет ли к провалу проекта нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан возможное возобновление военных действий, не исключаемое высшим руководством Азербайджана?

Действительно, проект Баку-Тбилиси-Джейхан имеет очень важное значение, которое с годами будет лишь возрастать. Этот нефтепровод будет одним из основных рычагов развития и процветания Азербайджана, который еще много раз попытается решить проблему мирным путем и не прибегать к войне. Альтернативы мирному решению проблемы нет. Надо чтобы это понимание было всеобщее.

REGNUM: Насколько вероятна перспектива того, что основной экспортный нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан будут охранять силы НАТО?

Думаю, что страны, через которые будут проходить нефтепровод, в состоянии сами охранять свой участок.