Игорь Яковенко: "На результаты парламентской избирательной кампании повлиял не медийный, а административный ресурс"

Москва, 13 февраля 2004, 18:45 — REGNUM  11 февраля в Центральном доме журналиста состоялась конференция на тему "СМИ и выборы: итоги Думской кампании и перспективы выборов Президента РФ", посвященная участию печатных и электронных изданий в электоральном процессе 2003 года. Конференция прошла по инициативе Союза журналистов России.

Как заявил во вступительном слове глава представительства Европейской Комиссии в России Ричард Райт, мониторинг СМИ в процессе предвыборной кампании 2003 года проведен в рамках проекта ТАСИС и продолжиться в 2004 году, в связи с выборами президента РФ. "Свободные и честные выборы - необходимый элемент сохранения и развития демократического процесса в любой стране, - подчеркнул г-н Райт. - Плюрализм позволяет каждому человеку составить свое независимое взвешенное мнение о происходящем". Глава представительства Еврокомиссии в РФ отметил, что степень плюрализма в российских СМИ значительно снизилась в последнее время, и парламентские выборы в декабре 2003 годя подтверждают этот факт. Еврокомиссия выделила 50 тыс. долларов на проведение мониторинга федеральных и региональных печатных и электронных СМИ. Результаты показали, что освещение выборов по ряду параметров не соответствовало нормам и стандартам, принятым в Европе. "Евросоюз выражает надежду, что эти выявленные недостатки будут исправлены в процессе президентских выборов, - заключил г-н Райт.

По мнению Михаила Федотова, секретаря Союза журналистов России и министра печати в 1992-1993 гг., несмотря на то, что в рамках предвыборной кампании заметно снизился объем используемых "грязных" технологий, это привело и к негативным последствиям. С точки зрения Центральной избирательной комиссии, практически любая информация могла быть истолкована как агитация и запрещена. Такое положение дел привело к массе препятствий в работе журналистов, сообщил М. Федотов.

Игорь Яковенко, генеральный секретарь Союза журналистов России, отметил, что характерной особенностью выборов 2003 года явилось отсутствие четкой связи между объемом задействованного медийного ресурса и полученного результата, в отличие от предыдущих избирательных кампаний. В частности, "Родина", которую большинство изданий зачастую игнорировали, получила у избирателей куда большую поддержку, чем СПС, которому медиа-сообщество традиционно симпатизировало. В целом же, сообщил И. Яковенко, итоги мониторинга СМИ могут быть сведены к нескольким пунктам: во-первых, исследование показало огромный перекос в сторону освещения деятельности одной партии ("Единая Россия"). Причем в электронных СМИ эта диспропорция проявлялась значительно сильнее, чем в печатных. Против оппозиционных партий (в основном против КПРФ, СПС и "Яблока") велась достаточно масштабная кампания с привлечением как медийного, так и административного ресурса. В ходе избирательной кампании в СМИ значительно снизилось число случаев применения "черного пиара", так как технологический ресурс был во многом заменен административным. Таким образом, хотя г-н Ричард Райт охарактеризовал состоявшиеся в декабре выборы в Госдуму как "свободные, но нечестные", по словам И. Яковенко "парламентские выборы не были ни свободными, ни демократическими и ни честными".

В условиях последующих предвыборных кампаний, в том числе и текущей кампании по выборам президента, у журналистов есть только одна возможность преодолеть сложившуюся ситуацию, заключил генеральный секретарь СЖР: показывать как сам электоральный процесс, так и всю окружающую выборы, к сожалению, нечестность, "объективно, достоверно и точно".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.