Признанный в Литве пострадавшим в деле о событиях 13 января 1991 года литовец Робертас Повилайтис прошел весь возможный путь в правовой системе Литвы, чтобы была расследована ответственность Михаила Горбачева за события у Вильнюсской телевышки, заявили сегодня, 5 сентября, адвокаты Повилайтиса. Правоохранительные органы Литвы решили не выяснять ответственность главнокомандующего военными силами СССР, сообщает ИА REGNUM.

Повилайтис несколько раз обращался в Генеральную прокуратуру Литовской Республики с просьбой начать расследование в отношении Горбачева согласно 113−1 статьи Уголовного кодекса «Халатное исполнение обязанностей главнокомандующего». Также он просил предоставить Горбачеву специальный статус свидетеля и пригласить его по своей инициативе прибыть в Литву для дачи показаний.

В мае 2016 года Генеральная прокуратура отказалась начать расследование в отношении Горбачева, поскольку не нашла для этого оснований. Также было отказано в выполнении других просьб по поводу дополнительных правовых действий. Эти постановления прокуратуры были обжалованы в Вильнюсском участковом суде, который отклонил жалобу. Решение Вильнюсского участкового суда было обжаловано в более высокой и окончательный инстанции — в Вильнюсском окружном суде, который в июле 2016 года оставил в действии решения Генеральной прокуратуры.

По утверждению Альбертаса Буты, который представляет Повилайтиса, кодекс уголовного процесса предусматривает, что прокурор или должностное лицо, которое ведет расследование, получив жалобу, может отказаться начать досудебное расследование лишь в том случае, если указанные данные о преступной деятельности очевидно неверны или если не была совершена деятельность, у которой есть признаки преступления или уголовного проступка. «Отказ начать досудебное расследование в отношении Горбачева мы оцениваем как мнение Генпрокуратуры, согласно которому преступная деятельность не была совершена, а тогдашний президент СССР Горбачев, как главнокомандующий военными силами, никак не связан с событиями 13 января», — комментирует решение прокуратуры Бута.

По его словам, складывается впечатление, что у Генпрокуратуры нет никакой информации о том, что главнокомандующий вооруженными силами СССР Горбачев халатно исполнял обязанности главнокомандующего, и она делает вывод, что в досудебном расследовании нет нужды. «Если досудебное расследование не начинается, прокуроры должны быть уверены в том, что лицо не совершало преступления или оно не причастно к его совершению», — считает Повилайтис.

«Выходит, что Генпрокуратуре не хватает собранных сведений для того, чтобы начать досудебное расследование, но у нее и нет желания предпринять активные действия, проявить инициативу и начать собирать недостающие данные. Получается замкнутый круг: прокуратура начнет расследование, если будут установлены новые данные, но новых данных нет, потому что не идет досудебное расследование. Ну, только если эти данные спустя 25 лет будут предоставлены прокуратуре на блюдечке», — комментирует Бута нежелание прокуратуры начинать досудебное расследование.

В уголовном деле 13 января в Литве обвинения также выдвинуты в 1991 году министру обороны СССР Дмитрию Язову. Он в Литве обвиняется в том, что, «стремясь вернуть Литву в состав СССР, вместе с министром внутренних дел СССР Борисом Пуго, председателем комитета госбезопасности СССР Владимиром Крючковым и секретарем Центрального комитета Коммунистической партии СССР и членом Политбюро Олегом Шениным в конце 1990 года создали организованную группу из 160 военнослужащих и политических деятелей». «Эта группа с целью незаконным путем изменить конституционный строй Литвы, покуситься на ее независимость и нарушить целостность территории, совершили военные преступления и преступления против человечества, нарушив международное право, договор и обязательства», — считают в Литве.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, в Литве события 13 января 1991 года официально трактуются как агрессия против независимой Литвы. Считается, что все погибшие — от рук псковских десантников. Любые попытки разобраться в том деле, например, почему часть гражданских погибла от пуль, выпущенных из дореволюционных винтовок Мосина, которых не могло быть на вооружении у солдат, караются законом как отрицание советской агрессии, за что грозит уголовное наказание и лишение свободы.

Напомним, Литва уже арестовала и удерживает под стражей одного гражданина России, который обвиняется в деле о 13 января 1991 года. Полковник запаса Юрий Мель, страдающий тяжелой формой диабета, был задержан 12 марта 2014 года на литовском погранпереходе при возвращении в Россию. 47-летнего калининградца обвиняют в том, что он (в ту пору 22-летний лейтенант) участвовал в штурме Вильнюсской телебашни 13 января 1991 года.

Всего в деле о событиях 13 января 1991 года в Вильнюсе 69 подозреваемых. Все они граждане России, Белоруссии и Украины и будут судимы заочно.

Читайте также: В Литве призывают к ответу Горбачева за события 13 января 1991 года