Приватизация

Как следует из заявления президента Украины Петра Порошенко во время беседы с президентом Польши Анджеем Дудой, в Киеве очень рассчитывают на польский капитал во время «большой» приватизации: «Участие польских инвесторов в приватизации, которая запущена на Украине, присоединение к инвесторам из Евросоюза и с Дальнего Востока польских инвесторов также для нас очень важно».

Президент также перечислил активы, в которые польские инвесторы могли бы вложиться: «Мы сейчас начинаем мощную программу приватизации. Готовится к приватизации не только ОПЗ [Одесский припортовый завод — Ред.], готовится к приватизации портовая инфраструктура, готовятся к приватизации энергогенерирующие и энергосбытовые компании», — сообщил глава государства.

Впрочем, глагол «начинаем», использованный украинским президентом, слегка неточен. Во-первых, из заявленного на новость тянет только приватизация портовой инфраструктуры — о таких планах в принципе было известно, однако лишний раз их старались не афишировать. Во-вторых, приватизация энергогенерирующих и энергосбытовых компаний уже была заявлена и ожидается этой осенью. В-третьих, попытка приватизации ОПЗ этим летом уже была (конкурс был отменён в связи с отсутствием заявок, повторный конкурс ориентировочно состоится в конце октября). Если рассматривать заявление Порошенко с учётом всех обозначенных «но», то получится, что никакой масштабной программы нет, есть лишь уже неоднократно заявленные к продаже объекты.

Есть и ещё одно обстоятельство. В день появления заявления Порошенко с ним фактически вступил в дискуссию зампред фракции «Блока Петра Порошенко» Игорь Кононенко (считается серым кардиналом партии президента и фигурой, имеющей исключительное влияние на главу государства). В эфире телеканала «112. Украина» он заявил следующее: «Я считаю, что в стратегически важном секторе терять полностью контроль государства — это опасно с точки зрения обороны и безопасности. Но привлекать частный капитал тоже нужно». Между тем именно в стратегических секторах (энергетика, портовая инфраструктура, транспортировка и переработка газа) Украина намерена продавать госсобственность.

Первый замдиректора ОПЗ Николай Щуриков в очередной раз выступил с обвинениями в адрес главы Одесской облгосадминистрации Михаила Саакашвили. Комментируя заявление главы Фонда государственного имущества Украины о возможном снижении стартовой стоимости завода на 50%, Николай Щуриков заявил, что причина этого — согласованные действия Саакашвили и Национального агентства по борьбе с коррупцией: «Явно прослеживается целенаправленная работа по понижению стоимости ОПЗ. Все это происходит при активном участии реформатора Саакашвили… Осталось только узнать имя счастливого покупателя ОПЗ, который приобретет завод на 50% дешевле, а это 250 млн дол. США вместо анонсированных 500 млн дол. США». Напомним, ранее первый замдиректора уже обвинял НАБУ в том, что структура в приватизации ОПЗ действует в чьих-то частных интересах. А Саакашвили, в свою очередь, обвинял Щурикова в остановке завода, которая произошла в середине августа.

Между тем правительственный комитет по вопросам экономической, финансовой и правовой политики одобрил приватизацию в 2016—2017 годах предприятий «Турбоатом», «Электротяжмаш», Объединенная горно-химическая компания (ОГХК), Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины (ГПЗКУ) и государственной доли в ООО «Запорожский титано-магниевый комбинат». «Всего компаний, которые будут ожидать приватизации в 2016—2017 гг., будет 330», — уточняет замминистра экономического развития и торговли Юлия Ковалив.

Валюта

За минувшую неделю гривна продолжила дешеветь. Единственное отличие от прошлой недели состояло, пожалуй, в том, что банки и чёрный рынок уже сформировали текущий курс, найдя баланс между спросом, предложением и ожиданиями. НБУ этого пока не сделал, поэтому официальный курс украинской валюты отстаёт от объективно существующего, хотя и постепенно к нему подтягивается. Итак, за период 22−29 августа Национальный банк Украины понизил курс с 25,26 грн/долл до 25,44 грн/долл. На межбанке американская валюта торгуется в пределах 25,49−25,53 грн/долл. В банках Украины доллар можно купить/продать за 25,45−26 грн, чёрный рынок и обменники предлагают 25,95−26,05 грн/долл. Таким образом, официальный курс продолжил снижаться, тогда как рыночный курс скорее нащупал очередную «площадку» и даже слегка подешевел (со среднего 26,15−26,25 грн/долл на прошлой неделе). Вероятно, это вызвано тем, что по указанным ставкам население и бизнес готовы сдавать валюту, но не покупать её.

Официальный курс евро также вырос за эту неделю, хотя и не так, как доллара (всего на 0,11 грн — с 28,61 до 28,72 грн/евро). По отношению к рублю официальная гривна даже несколько укрепилась (0,395 и 0,393 грн/руб соответственно).

Председатель комитета экономистов Украины Андрей Новак в комментарии сайту «Главред» заявил, что проблемы с курсом гривны сейчас большей частью вызваны искусственно. Причём теми же людьми, кто как раз и должен их решать (правительством):

«Правительство заложило в [бюджетную — Ред.] резолюцию девальвацию. Эта девальвация активизировалась в последние дни. И это на 100% искусственная девальвация. Очевидно, правительство начало реализовывать план искусственной девальвации до 27,2, как записано в Бюджетной резолюции. Единственное, чего мы не можем спрогнозировать, — когда чиновники хотят достичь такого курса: в конце этого года или в начале следующего, или в середине следующего. Этого спрогнозировать нельзя, поскольку ситуация развивается не по какой-то логике (по логике, как я уже говорил, у нас должна быть как минимум стабильная гривна), а всё зависит от ручного управления, что предсказать невозможно. Потому сейчас любой прогноз курса гривны будет не более чем фантазией, а фантазировать можно и до 30, и до 20 гривен за доллар. У нас нет базы для прогнозирования, нет курсовой политики, курсовой стратегии правительства и НБУ. Ее просто не существует. Поэтому мы не можем прогнозировать курсовую ситуацию. Так называемый подход плавающего курса означает, что правительство и НБУ самоустраняются от курсовой политики, а это не является стратегией. Стратегия — или фиксированный курс (на определенной отметке), или валютный коридор (в определенных границах). Если правительство и дальше будет искусственно девальвировать гривну, то за девальвацией (мы это переживали уже не раз) последует цепочка очень плохих событий. Когда дорожают иностранные валюты, сразу дорожают импортные товары, потом — услуги, а потом — и отечественные товары. То есть это запускает активизацию высоких темпов инфляции практически на все товары и услуги».

МВФ

МВФ не включил вопрос выделения денег Украине в свою повестку на начало сентября

Тот же Андрей Новак в эфире радио «Голос столицы» высказал мнение, что возобновление финансирования со стороны МВФ будет зависеть не только от вопросов, висящих в публичной сфере (электронное декларирование), но и от более осязаемых вещей: «Правительство планирует в бюджете на следующий год уменьшение дефицита до 65 млрд гривен с нынешних 85 млрд. И, очевидно, МВФ хочет увидеть, за счёт чего они собираются уменьшить этот дефицит. Потому что в этом году очень большой риск невыполнения доходной части бюджета, например, в части доходов от приватизации [на сегодняшний день получено 0,06 из 17 млрд грн — Ред]. Мы видим, что так называемая большая приватизация заторможена, в том числе по ОПЗ, а это означает большой риск того, что реальный дефицит бюджета будет больше, чем запланированные 85 млрд».

Экономист Александр Охрименко продолжает настаивать на том, что основная причина отсутствия траншей от МВФ всё же лежит вне пределов Украины: «Я повторяю уже несколько месяцев, что в администрации президента США Барака Обамы решили кредитов не давать. Пока Обама будет при власти — их не будет. Мода на Украину прошла. В администрации Барака Обамы необходимости в Украине не существует. На сегодняшний день нет никакой необходимости давать деньги. Будет новый президент — будем договариваться, общаться…«

Президент Центра рыночных реформ, экс-министр экономики Украины Владимир Лановой в комментарии изданию «Главред» соглашается с мнением бывшего посла США на Украине Джеффри Пайетта о том, что транш МВФ Украине в данный момент не особо нужен: «У украинского государства сейчас нет особой необходимости в получении кредита, чтобы осуществить неотложные платежи или профинансировать отток капитала из Украины. Как известно, в 2014—2015 годах из Украины массово уходили иностранные банки, и была необходимость в дополнительной валюте для того, чтобы вернуть им валюту, которую они потом вывозили за границу. Они продавали тут банки за гривны, а потом конвертировали их в валюту. Так что острой необходимости для осуществления платежей или перевода денег другими способами за границу сейчас нет. Еще одна причина состоит в том, что МВФ видит: украинская экономика находится в состоянии стагнации, и ее подъем не предвидится. Это значит, что будет относительная финансовая дефицитность на разных рынках: будет дефицит в бюджете, в инвестиционном балансе, в валютном. Это значит, что помощь МВФ будет расцениваться как такая, которая не дала результата. Помощь правительству и НБУ валютными кредитами МВФ, как мы понимаем, никак не влияет на экономическую динамику, на прямые инвестиции и т.п. Фонд может в очередной раз выделить деньги, но украинская экономика так и не будет расти. А валюта, которая поступит, будет использована для расширения закупок импортных товаров, и у нас вновь появится большой дефицит внешней торговли. И тогда — снова возникнет угроза для гривны, в результате понадобятся новые займы. Таким образом, мы вновь попадем в тренд девальвации гривны».

А вот ещё один экс-министр экономики Украины Виктор Суслов видит перспективу совсем не в очередном кредите от международной финансовой структуры, а в выполнении Минских соглашений Украиной: «Хотим какую-то перспективу для экономики — надо выполнить Минские соглашения. Без этого для экономики вообще нет перспективы. От высшего руководства Украины требуется проявить политическую волю, необходимую для выхода экономики страны из сегодняшнего кризиса. Экономика Украины переживает тяжелый кризис, а руководство Международного валютного фонда не намерено оказывать национальной экономике финансовую поддержку… Требования МВФ приведут к разграблению страны. Приватизация госпредприятий, повышение пенсионного возраста, разрешение на продажу государственных земель и стратегических объектов, а также снижение объема социальных статей в бюджете государства — все это приведет к еще большему обнищанию населения».

Интересно, что если сопоставить оценки экспертов в отношении ожидаемого курса гривны, а также относительно того, будет ли позитивным решение МВФ о возобновлении финансирования Украины, то возникает любопытный вывод: самому Фонду это не особо нужно, а правительству Украины (по крайней мере некоторое время) не нужно вовсе.

Ведь именно получение транша может остановить или даже обратить вспять планируемую и регулируемую Нацбанком и Минфином девальвацию, за счёт которой (в том числе) и планируется покрывать расходы госбюджета. Следовательно, вероятная стратегия в исполнении требований МВФ может быть такой: часть условий (критических) будет постоянно саботироваться — по крайней мере до того момента, покуда это будет выгодно правительству.

Бензин

Цены на топливо на украинских заправках, по данным портала «Все АЗС», демонстрируют уже как минимум месячную стабильность: всё те же 21,17 и 20,42 грн за литр А-95 и А-92, а также 18,49 грн за литр дизтоплива. Данные портала minfin.com.ua отличаются в большую сторону (22,32, 21,65 и 19,3 грн соответственно), что, вероятно, объясняется разными методиками выведения средней цены. Впрочем, оба портала отмечают стабильность цен на топливо в течение последнего месяца.

Впрочем, обозреватели рынка пишут о росте оптовых цен (в районе 50−150 грн за тонну топлива). Почему это не отражается на розничных продажах? Дело в том, что, по данным Госстата, реализация топлива через АЗС снижается. Так, за июль она уменьшилась на 6,2% (бензины) и 11,8% (дизтопливо) по отношению к июлю 2015 года.

Поэтому участники рынка пока держат отпускные цены в ущерб прибыли — чтобы сохранить долю рынка и по возможности не идти на сокращение сети АЗС.

Однако запас прочности у владельцев автозаправок вскоре подойдёт к концу — как только трейдеры начнут заключать контракты на поставки топлива по скорректированному курсу национальной валюты, им придётся либо компенсировать примерно 4%-ную курсовую разницу из собственной маржи, либо заложить её в розничную стоимость топлива.

И тут им предстоит сразиться с Антимонопольным комитетом Украины. По мнению чиновников, стоимость топлива на украинских АЗС завышена как минимум на 15%.

Напомним, ранее в АМКУ назвали АЗС («Золотой экватор», «ВОГ Ритейл», «Окко Нефтепродукт», «Альянс Холдинг», «Сокар Петролеум», «Параллель-М ЛТД» и «АМИК Украина»), которые подозреваются в картельном сговоре. Сообщается также, что на вынесение окончательного решения комитету потребуется около двух месяцев. Причём подобная скорость реакции на динамику рынка полностью обесценивает работу комитета как таковую. Так, в АМКУ аргументируют свои претензии тем, что нефть на мировых рынках дешевеет, хотя со времени первого оглашения претензий к реализаторам она успела отыграть своё временное падение обратно. Не говоря уж о том, что АМКУ, скорее всего, в своих расчётах оперирует официальным курсом гривны, тогда как компаниям, владеющим АЗС, приходится покупать валюту для закупок топлива по рыночному курсу (а официальный курс, как мы помним, все ещё не догнал рыночный, хотя с момента его активного падения успело пройти уже почти полмесяца).

Директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн скептически настроен в отношении намерений правительства повысить акцизы и экологический налог на 12% (топливный акциз и экологический налог закладываются в конечную стоимость топлива).

Эксперт напоминает, что сокращение реализации топлива на АЗС Украины лишь частично объясняется падением спроса. В основном же продажи попросту ушли в тень после того, как в 2015 году правительство ввело дополнительный сбор с оборота в размере 5% розничной цены топлива, а также после того, как в 2016 году он был заменён фиксированной ставкой (4,2 евроцента с каждого литра).

«Проблема Украины не в размерах акцизов, а в неспособности их собирать», — уверен эксперт, приводя в подтверждение данные статистики, из которых следует, что в I квартале 2016 года сети АЗС совокупно укрыли от контролирующих органов продажу 0,465 млн л топлива (оценочно), что составляет свыше 36% от общей реализации. Т. е. налоги растут (а вместе с ними стоимость топлива в сетях), но процент их собираемости падает.

«Необходимо отметить, что местные власти, которые так жаждали «косточки» из центра [указанные акции, по задумке правительства, должны были пополнить местные бюджеты — Ред.], не особо горят рвением бороться за свои деньги. Массовыми стали случаи подкупа местных руководителей владельцами АЗС и АГЗС в обмен на отсутствие внимания к их «шалостям». А кое-где, говорят, главам сельрад и городов просто посулили «спалить хату» в случае настойчивости при требовании уплаты «розничного» акциза. На том и порешили», — раскрывает особенности ценообразования Сергей Куюн в своём материале для издания «Зеркало недели».

Промышленность и дефолт

Госстат Украины сообщает, что рост промышленного производства замедляется. По итогам января — июля он составил 1,7%, тогда как месяцем ранее составлял 2%. Впрочем, эксперты напоминают, что сегодняшний рост — это скорее «отскок от дна», т. е. эффект низкой базы.

Агентство Bloomberg выпустило неутешительный прогноз — вероятность дефолта на Украине в ближайшие три года оценивается в 17,8%. Это третий по величине показатель в мире после Венесуэлы и Греции. Принимаются во внимание такие факторы, как состояние экономики, непогашенная задолженность и политические риски.

«Через год после того, как в Украине был предотвращен дефолт путем достижения соглашения с кредиторами о реструктуризации $18 млрд долга, рынок облигаций страны снова начинает отклоняться от курса. Если в первые семь месяцев года Украина лидировала среди развивающихся рынков Европы, то в августе украинские облигации потеряли часть роста после того, как обострившиеся отношения с Россией из-за Крыма продемонстрировали угрозы для национальной безопасности. Распродажа свидетельствует об изменчивости настроений инвесторов в то время, когда страна пытается восстановить международные резервы, а Международный валютный фонд заморозил свои кредиты по программе помощи стране», — отмечает агентство.

Регионы

Кредиторы Николаевского судостроительного завода «Океан» одобрили его продажу в соответствии с процедурой ликвидации, открытой ещё в ноябре прошлого года. По словам ликвидатора завода, назначенного кредиторами, в покупке завода заинтересован ряд судостроительных холдингов. Вместе с тем вряд ли предприятие будет использоваться для строительства новых судов, более вероятно, что завод будет заниматься ремонтом и обслуживанием уже готовых кораблей. Решение кредиторов также может означать, что нынешний владелец актива (Константин Жеваго) лишится над ним контроля. С другой стороны, формат продажи (завод будет продан как целостный имущественный комплекс) может как раз указывать на то, что покупателем станет его нынешний владелец.

Пресс-служба предприятия «Южмаш» (Днепропетровск) заявила о возможности возобновить выпуск ракет. Вероятно, такой оптимизм вызван тем, что американская компания временно приостановила взыскание долгов по «Морскому старту» (программа запусков ракет-носителей Зенит-3SL, поставлявшихся украинским предприятием). Вместе с тем пока непонятно, кто станет покупателем украинских ракет — речь идёт о довольно специфическом рынке, к тому же Украина давно не инвестировала в свою ракетно-космическую отрасль.

Авиастроительная компания «Антонов» (Киев) сообщает о том, что на данный момент в разных стадиях производства находится 10 самолётов, есть твёрдые контракты на 18 машин (5 для Ирака, 10 — Китай и 3 для Минобороны Украины), а всего заключены предварительные соглашения на постройку 70 самолётов. Вместе с тем в компании признают, что не все выпускаемые самолёты теперь оснащаются украинскими двигателями и такая практика будет расширяться: на «Ан'ы» теперь ставят двигатели Pratt & Whitney (Канада).

В Днепропетровской области проголосовали за петицию об экономической автономии — как и ранее в ряде других регионов страны. Предлагаемый в петиции законопроект предусматривает перераспределение административных полномочий в пользу региона и создание на территории Днепропетровской области режима экономической автономии. Инициаторы проекта ссылаются на критическое состояние экономики региона — в связи с потерей рынков сбыта продукции.

Читайте также:

Воровать толком не умеют и делать ничего не могут: главные новости экономики Украины за период с 16 по 23 августа

«Власть в Киеве пошла по наихудшему сценарию»: главные новости экономики Украины за период с 5 по 15 августа

Обзор банковского сектора Украины в августе: российским банкам приказано убираться!