Об инвестиционной политике Оренбургской области, ее результатах — в разговоре ИА REGNUM с вице-губернатором — заместителем председателя правительства региона по финансово-экономической политике Натальей Левинсон.

ИА REGNUM: Оренбуржье — богатый природными ресурсами регион, но этого явно мало для привлечения инвесторов. Наталья Лазаревна, какие особые инструменты использует область?

Думаю, каждый знает, что Оренбургская область — один из значимых для России регионов. В первую очередь, потому что является обладателем природных богатств, носителем промышленного и аграрного потенциала, одним из немногих регионов-доноров федерального бюджета. До поры до времени этого было достаточно, и тем мы были известны по всей стране и в мире.

Сегодня же, когда конкуренция за ресурсы и возможности высока, нужно иначе заявлять о себе, своих возможностях и планах. Для этого существующую реальность мы дополнили инфраструктурой, обеспечивающей инвестиционную деятельность, начали проводить особую инвестиционную политику, то есть заявлять о регионе как благоприятном для инвестиционной деятельности, и целенаправленно работать над привлечением инвесторов. Результат этой работы выражается в новых рабочих местах, новых предприятиях, новой продукции.

ИА REGNUM: Как это отразилось на инвестиционном рейтинге?

Место области на инвестиционной карте изменилось. Сегодня мы не просто приграничный регион с самым протяженным участком российско-казахстанской границы. Мы — «сердце Евразии», один из центров ЕАЭС, регион, задающий евразийскую повестку, территория для инвестиций.

Оренбургская область улучшила свои позиции в Национальном инвестиционном рейтинге. В 2015 году мы занимали 53 место, в 2016 — уже 42. Область в числе лучших по эффективности процедур регистрации предприятия, выдачи разрешений на строительство, постановки земельного участка на кадастровый учет, качества телекоммуникационной инфраструктуры, услуг, оказываемых организациями инфраструктуре поддержки предпринимательства.

ИА REGNUM: Какие механизмы используются, чтобы придя в регион, инвестор вложил в него свой капитал?

Одно дело правильно позиционировать регион, привлечь внимание потенциального инвестора, а другое — мотивировать его прийти с деньгами и инвестиционным проектом. Здесь работают совсем другие инструменты, прежде всего, законы, регулирующие инвестиционную деятельность, закрепляющие правила игры. Вы можете обещать инвестору любые золотые горы, но если ваши обещания не подтверждены действующей нормативной правовой базой, серьезные инвесторы работать в регионе не будут.

Что сделано у нас: в соответствии с действующим законодательством, предприятия, реализующие инвестиционные проекты, могут рассчитывать на пониженную ставку по налогу на прибыль организаций на 4−4,5 процентных пункта в течение трех лет. Это освобождение на пять лет от уплаты налога на новое имущество, появившееся в результате реализации инвестиционного проекта или инвестиционной программы. Это уменьшение платежей по региональным налогам и налогу на прибыль организаций в части, подлежащей зачислению в бюджет Оренбургской области, с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Это госгарантии и предоставление объектов залогового фонда Оренбургской области для обеспечения обязательств инвестора по возврату заемных денежных средств.

В 2015 году мы ввели еще одну меру поддержки — предоставление в аренду без проведения конкурса земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Новым инструментом уже воспользовалось ООО «Акмел-Добыча» с инвестпроектом по комплексной добыче и переработке мела в Акбулакском районе.

Важно и то, что наряду с поиском новых инвесторов мы системно поддерживаем уже начатые инвестпроекты — вплоть до их завершения и выхода на проектную мощность. Для потенциальных инвесторов это важная информация.

ИА REGNUM: Все ли потенциальные инвесторы могут воспользоваться этими льготами?

Это те инвесторы, чьи проекты являются экономически и социально значимыми для развития региона. Они включены в особый документ — Реестр приоритетных инвестиционных проектов Оренбургской области. Он начат в 2012 году, и на сегодня в нем значится 35 предприятий, общий объем инвестиций по проектам — 300 млрд рублей.

Реестр — это инвестиционный портфель Оренбургской области, и он обновляется по мере завершения проектов или появления новых. В 2015 году в реестр было включено 11 инвестпроектов на сумму 120 млрд рублей, подразумевающих создание 2 тысяч рабочих мест.

ИА REGNUM: Насколько выгодны налоговые льготы, предоставляемые инвесторам, для самого Оренбуржья?

Возможно, кто-то скажет, что давать налоговые льготы невыгодно, но это не так. Ежегодно Минэкономразвития проводит оценку бюджетной, экономической, социальной эффективности предоставляемых налоговых льгот. Оценивается рост поступления налогов, численности работающих, заработной платы, объемов инвестиций, прибыли, стоимости основных фондов предприятия. По итогам 2015 года все эти показатели имели положительную динамику.

Заслуженным успехом можно назвать то, что Оренбуржью в нелегких экономических условиях удалось добиться положительных результатов в инвестиционной сфере. Мы перевыполнили плановый объем инвестиций в экономику области на 3,4%. Это второй по Приволжскому федеральному округу, показатель значительно, на 11,8 процентных пунктов, опередивший общероссийский темп роста инвестиции в основной капитал (91,6%).